Созревание - заканчивается к 20 годам

Нервная система.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек и мальчиков

Сроки появления вторичных половых признаков

1. Развитие молочных желез (Ma — mammae): Ма0 — детский сосок, Ma1 (стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи Ма2 (стадия II) — околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи Ма3 (стадия III) — железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины. 2. Появление волос на лобке (Р — pubis): Р0 — отсутствие волос P1 — единичные короткие волосы Р2 — волосы на центральной части лобка более густые, длинные Р3 — волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей. 3. Развитие волос в подмышечной впадине (А — axillaris): А0 — отсутствие волос A1 — единичные волосы А2 — волосы более густые на центральном участке впадины А3 — волосы густые, длинные по всей подмышечной области. 1. Развитие волос на лобке: Р0 — отсутствие волос P1 — отдельные прямые волоски Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница горизонтальная Р3 — густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку Р4 — густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер. 2. Развитие волос в подмышечной впадине: А0 — отсутствие волос A1 — отдельные прямые волоски А2 — волосы курчавые, но редкие А3 густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.    

В начальной школе могут возникнуть трудности с адаптацией. Дети 1-2 класса недостаточно внимательны, не могут сразу сосредоточиться. Меняется мышление ребенка от наглядно-образного к словесно-логическому. Такая перестройка порождает психологический кризис (6-8 лет) в этом возрасте может развиться школьный невроз. В возрасте 12-16 лет соматическое развитие опережает нервно-психическое. Преобладают процессы возбуждения, мозг быстро растет- ухудшается его кровоснабжение - функциональные неврологические расстройства (негативизм, раздражительность, грубость, плаксивость, депрессии, обмороки). Опасны перегрузки. Вегетативная нервная система несовершенна – повышение, снижение АД.

Переходный возраст – критический. Психика подростка очень ранимая – быстрая смена настроения, склонность к депрессии, чаще развиваются неврозы. Очень быстро развивается зависимость от алкоголя, никотина, наркотиков, т.к. высок уровень обмена веществ, чуствительна нервная система. Стремление быть старше, подражать привычкам взрослых, низвержение авторитетов приводит к конфликтам с родителями, педагогами, и самим собой. Это третий возрастной кризис (12-15 лет).Повышается чувствительность, обидчивость. Подростки стремятся показать свою независимость, самоутвердиться. В этом возрасте появляется желание группироваться, проводить больше времени со сверстниками.

Психическое развитие детей школьного возраста оценивается по основным линиям: внимание, память; воля; восприятие; интеллектуальная деятельность; поведение; способность выполнять школьную программу.

Оценка проводится методом наблюдения, путем беседы с родителями, самими школьниками.Возможно проведение специальных тестов, которые подбирает специалист – психолог, психоневролог, педагог. При выявлении отклонений, необходим поиск причин. Повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность могут быть обусловлены малыми мозговыми дисфункциями, последствием перенесенной перинатальной энцефалопатией.

Сон 10 - 9.30 до 12 лет, затем 8.30. в проветренной комнате.

Питание.питание должно быть сбалансированным, разнообразным;регулярным, 4-х разовым, вредна еда всухомятку, переедание способствует ожирению;

Вредные привычки: курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Ø Работа с карточками - заданиями по оценке физического развития детей

Инструкция: оцените данные антропометрии по карточкам - заданиям, используя центильные таблицы и схему оценки физического развития

       
   
Карточка №1 ребенку 2 г 9 мес./д
Масса 12.0 кг
Рост 96,4 см
Окр. головы 49,2 см
Окр. груди 49 см

 

 
 
Карточка №2 ребенку 6 лет/м.
Масса 22.0 кг
Рост 116 см
Окр. головы 51 см
Окр. груди 59 см

 

       
 
Карточка №3 ребенку 9 лет/м
Масса 30 кг
Рост 136 см
Окр. головы 53 см
Окр. груди 67 см

 

 

 
   
Карточка №4 ребенку 15 лет/д
Масса 73,0 кг
Рост 170 см
Окр. головы 55см
Окр. груди 94 см

 

 


Центильные таблицы

Инструкция: при работе с карточками-заданиями используйте центильные таблицы. Обратите внимание, что каждому параметру физического развития (массы, роста, окружности головы и груди) соответствует определенная таблица. Чтобы оценить физическое развитие необходимо совместить возраст ребенка и данные антропометрии со значением в соответствующем ряду таблицы, который будет указывать номер коридора. Физическое развитие может быть нормальное: рост 2-6 коридор, масса 3-5 коридор); ниже среднегои выше среднего. Отклонения по росту: высокий рост V II коридор; низкий рост

1 коридор; отклонения по массе: избыток массы VI, V II коридор; дефицит массы I, II коридор; Гармоничное развитие - разница коридоров роста и массы 0-2. Тип развития микросоматический – если сумма номеров коридоров массы, роста, окружности груди до 10, мезосоматический - 11-15, макросоматический – сумма номеров коридоров 16-21.

Дисгармоничное физическое развитие – разница коридоров более 2.