Нисходяще - восходящий тон
Нисходяще-восходящий тон часто употребляется в английской разговорной речи для выражения различного рода эмоций от сомнения до дружеского возражения. Падение - подъём происходят:
- в пределах одного слова: No. Yes.
- в пределах двух смежных слогов: That's right.
- в пределах двух слогов, разделённых одним или несколькими неударными слогами: Difficult. Necessary.
Диапазон нашего голоса можно схематически представить в виде двух параллельных горизонтальных линий. При произнесении нисходяще-восходящего тона голос сначала снижается в пределах слога до самого низкого уровня диапазона (т.е. до самого низа горизонтальной линии), а затем постепенно повышается, не достигая, однако, слишком высокого уровня. Нисходяще-восходящий тон по своему мелодическому рисунку несколько напоминает интонацию вызова в русском языке, например: "А я не буду!"
Нисходяще-восходящий тон помимо утверждения определённого факта содержит различного рода подтекст, т.е. то, что подразумевается, в частности:
- коррекция, уточнение: I believe his name is Philip. - David.
Я полагаю, его зовут Филипп. - Давид.
- мягкое, дружелюбное возражение: I am afraid that's not so.Боюсь, что это не так.
- сомнение, предположение: What colour is her dress? It may be grey. Какого цвета её платье? Возможно, оно серое.
- контраст, противопоставление: I have a lot of Russian books, but no French books. У меня много русских книг, но нет французских.
Упражнения на употребление нисхлдяще-восходящего тона
A
Произнесите фразу "Not very" с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить мягкое, дружелюбное возражение:
This radio set is good, isn't it? - Not very. | Это радиоприёмник хороший, не так ли? - Не очень. |
That question is difficult, isn't it? - Not very. | Этот вопрос трудный, не так ли? - Не очень. |
That novel is new, isn't it? - Not very. | Этот роман новый, не так ли? - Не очень. |
The bag is heavy, isn't it? - Not very. | Эта сумка тяжёлая, не так ли? - Не очень. |
The room is narrow, isn't it? - Not very. | Комната узкая, не так ли? - Не очень. |
The lake is shallow, isn't it? - Not very. | Озеро мелководное, не так ли? - Не очень. |
B
Произнесите реплики в диалогах с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить уточнение:
- The photos are in the box, aren't they? - In the album. | - Фотографии в коробке, не так ли? - В альбоме. |
- The children are at school, aren't they? - In the yard. | - Дети в школе, не так ли? - Во дворе. |
- The books are in the bookcase, aren't they? - On the bookshelf. | - Книги в книжном шкафу, да? - На книжной полке. |
- The pupils are at the lesson, aren't they? - At the library. | - Ученики на уроке, не так ли? - В библиотеке. |
- Eva and David are married for ten years, aren't they? - For fifteen. | -Ева и Давид женаты 10 лет, не так ли? - 15. |
- Sam is leaving today, isn't he? - Tomorrow. | - Сэм уезжает сегодня, не так ли? - Завтра. |
С
Произнесите вторую часть предложения с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить противопоставление:
I want to go to the village, but not in winter. | Я хочу поехать в деревню, но не зимой. |
I want to go to the park, but not in the afternoon. | Я хочу пойти в парк, но не днём. |
I want to go to the library, but not today. | Я хочу пойти в библиотеку, но не сегодня. |
I'd like to play tennis, but not right now. | Мне бы хотелось поиграть в теннис, но не сейчас. |
I'd love to watch TV, but not in the day time. | Я бы с удовольствием посмотрела телевизор, но не днём. |
We'd like to visit this museum, but not on Sunday. | Нам бы хотелось посетить этот музей, но не в воскресенье. |
D
Произнесите реплики в диалогах с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить предположение:
- Where is my hat? - It may be on the armchair. | - Где моя шляпа? - Она, наверное, на кресле. |
- Where is Sally's bag? - It may be near the door. | - Где сумка Салли? - Она, наверное, около двери. |
- Where is our map? - It may be on the wall. | - Где наша карта? - Она, наверное, на стене. |
- Where is Lisa's belt? - It may be in the wardrobe. | - Где Лизин пояс? - Он, наверное, в шифоньере. |
- Where are my pencils? - They may be in the pencil-box. | - Где мои карандаши? - Они, наверное, в пенале. |
- Where are the children's toys? - They may be in the bedroom. | - Где детские игрушки? - Они, наверное, в спальне. |
- Where are the students? - They may be at the lecture. | - Где студенты? - Они, наверное, на лекции. |
Литература:
1. Бонк Н.А., Котий Г.А., Лукьянова Н.А. Учебник английского языка (часть I) . М.: Высшая школа, 1982.
2. Хведченя Л.В., Васючкова Т.В., Елисеева Т.В. и др. Английский язык для студентов заочной формы обучения (гуманитарные специальности). Мн.: Высшая школа, 1998.
[1] Транскрипция - это специальные символы, обозначающие реально произносимые звуки речи. Необходимость овладения транскрипцией обусловлена расхождением между написанием и произношением в английском языке.