Нисходяще - восходящий тон

 

Нисходяще-восходящий тон часто употребляется в английской разговорной речи для выражения различного рода эмоций от сомнения до дружеского возражения. Падение - подъём происходят:

- в пределах одного слова: No. Yes.

- в пределах двух смежных слогов: That's right.

- в пределах двух слогов, разделённых одним или несколькими неударными слогами: Difficult. Necessary.

Диапазон нашего голоса можно схематически представить в виде двух параллельных горизонтальных линий. При произнесении нисходяще-восходящего тона голос сначала снижается в пределах слога до самого низкого уровня диапазона (т.е. до самого низа горизонтальной линии), а затем постепенно повышается, не достигая, однако, слишком высокого уровня. Нисходяще-восходящий тон по своему мелодическому рисунку несколько напоминает интонацию вызова в русском языке, например: "А я не буду!"

Нисходяще-восходящий тон помимо утверждения определённого факта содержит различного рода подтекст, т.е. то, что подразумевается, в частности:

- коррекция, уточнение: I believe his name is Philip. - David.

Я полагаю, его зовут Филипп. - Давид.

- мягкое, дружелюбное возражение: I am afraid that's not so.Боюсь, что это не так.

- сомнение, предположение: What colour is her dress? It may be grey. Какого цвета её платье? Возможно, оно серое.

- контраст, противопоставление: I have a lot of Russian books, but no French books. У меня много русских книг, но нет французских.

Упражнения на употребление нисхлдяще-восходящего тона

A

Произнесите фразу "Not very" с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить мягкое, дружелюбное возражение:

This radio set is good, isn't it? - Not very. Это радиоприёмник хороший, не так ли? - Не очень.
That question is difficult, isn't it? - Not very. Этот вопрос трудный, не так ли? - Не очень.
That novel is new, isn't it? - Not very. Этот роман новый, не так ли? - Не очень.
The bag is heavy, isn't it? - Not very. Эта сумка тяжёлая, не так ли? - Не очень.
The room is narrow, isn't it? - Not very. Комната узкая, не так ли? - Не очень.
The lake is shallow, isn't it? - Not very. Озеро мелководное, не так ли? - Не очень.

B

Произнесите реплики в диалогах с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить уточнение:

- The photos are in the box, aren't they? - In the album. - Фотографии в коробке, не так ли? - В альбоме.
- The children are at school, aren't they? - In the yard. - Дети в школе, не так ли? - Во дворе.
- The books are in the bookcase, aren't they? - On the bookshelf. - Книги в книжном шкафу, да? - На книжной полке.
- The pupils are at the lesson, aren't they? - At the library. - Ученики на уроке, не так ли? - В библиотеке.
- Eva and David are married for ten years, aren't they? - For fifteen. -Ева и Давид женаты 10 лет, не так ли? - 15.
- Sam is leaving today, isn't he? - Tomorrow. - Сэм уезжает сегодня, не так ли? - Завтра.

С

Произнесите вторую часть предложения с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить противопоставление:

I want to go to the village, but not in winter. Я хочу поехать в деревню, но не зимой.
I want to go to the park, but not in the afternoon. Я хочу пойти в парк, но не днём.
I want to go to the library, but not today. Я хочу пойти в библиотеку, но не сегодня.
I'd like to play tennis, but not right now. Мне бы хотелось поиграть в теннис, но не сейчас.
I'd love to watch TV, but not in the day time. Я бы с удовольствием посмотрела телевизор, но не днём.
We'd like to visit this museum, but not on Sunday. Нам бы хотелось посетить этот музей, но не в воскресенье.

D

Произнесите реплики в диалогах с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить предположение:

- Where is my hat? - It may be on the armchair. - Где моя шляпа? - Она, наверное, на кресле.
- Where is Sally's bag? - It may be near the door. - Где сумка Салли? - Она, наверное, около двери.
- Where is our map? - It may be on the wall. - Где наша карта? - Она, наверное, на стене.
- Where is Lisa's belt? - It may be in the wardrobe. - Где Лизин пояс? - Он, наверное, в шифоньере.
- Where are my pencils? - They may be in the pencil-box. - Где мои карандаши? - Они, наверное, в пенале.
- Where are the children's toys? - They may be in the bedroom. - Где детские игрушки? - Они, наверное, в спальне.
- Where are the students? - They may be at the lecture. - Где студенты? - Они, наверное, на лекции.

 

 


Литература:

 

1. Бонк Н.А., Котий Г.А., Лукьянова Н.А. Учебник английского языка (часть I) . М.: Высшая школа, 1982.

2. Хведченя Л.В., Васючкова Т.В., Елисеева Т.В. и др. Английский язык для студентов заочной формы обучения (гуманитарные специальности). Мн.: Высшая школа, 1998.

 

 


[1] Транскрипция - это специальные символы, обозначающие реально произносимые звуки речи. Необходимость овладения транскрипцией обусловлена расхождением между написанием и произношением в английском языке.