Параметры для самооценки

Оценка публичного выступления

Темы для дискуссий и выступлений в различных жанрах

Примерные темы докладов и сообщений

Тема 10. Общественная необходимость, национальная специфичность и историческая изменчивость правил речевого этикета

Вопросы:

1. Определение понятия «речевой этикет».

2. Историческая изменчивость правил речевого этикета.

3. Деловая речь. Бытовое общение. Коммуникативный модуль культуры речи юриста.

4. Автоматизм механизмов речи.

5. Условия успешного общения.

6. Причины коммуникативных неудач.

7. Новые науки о речи. Понятие «экология культуры речи» и формирование личности юриста XXI века.

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к теме практического занятия №1.

 

Дополнительная литература:

1. Кошанский П. Ф. Частная риторика. СПб., 1832.

2. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.. 1984.

3. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

4. Рождественский К. В. Принципы современной риторики. М., 1999. С. 33.

5. Рождественский К. В. Теория риторики. М, 1999. С. 69-70.

6. Неволин К. А. Энциклопедия законоведения. СПб., 1997

 


1. Правильность ораторской речи.

2. Роль невербальных средств общения в публичном выступлении.

3. Этические основы судебных прений. Этика судебного оратора.

4. Речь в диалоге: дискуссия – дебаты. Техника ведения дискуссии.

5. Дискуссия и переговоры. Речевое общение в деловых переговорах.

6. Мастерство полемики и дискуссии.

7. Двойственные приемы в споре.

 

1. Нужно ли платное образование.

2. Нужны ли вступительные экзамены.

3. Почему мы плохо знаем иностранные языки.

4. Нужна ли свободная посещаемость.

5. Нужен ли суд присяжных.

6. Способна ли тюрьма исправить.

7. Что такое клептомания.

8. Выгодна ли реклама.

9. Может ли рынок быть регулируемым.

10. Насколько честной должна быть реклама.

11. Зачем второразрядные фильмы.

12. Непобедима ли коррупция.

13. Что для меня свобода.

14. Как ладить с родителями.

15. Как жить, не ссорясь.

Оценить публичное выступление можно с чисто «технической стороны». Оценивать выступление может как сам выступающий, так и эксперты, прослушавшие речь оратора.

1. Удалось ли завоевать внимание аудитории,

2. Удалось ли удерживать внимание аудитории на протяжении всего выступления,

3. Уложился ли я в регламент,

4. Все ли я сказал, что хотел,

5. Подчеркнул ли я в заключение главное,

6. Не сбивался ли я, не отклонялся ли от темы,

7. Уверенно ли я чувствовал себя за кафедрой, не дал ли повода усомниться в своей компетентности,

8. Хотелось ли бы мне еще раз выступить перед этой аудиторией.

На каждый вопрос надо ответить по 10-балльной системе: «да» – 10, «нет» – 1, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Если вы набрали менее 50 баллов, то выступление должно быть признано неудачным. Проанализируйте, за счет чего вы получили низкий балл, и поработайте над недостатками.