Чтение английских гласных букв в неударном положении

Звуковое значение буквосочетания 'wa' в начале слова

Звуковое значение букв 'а, u, w' в некоторых буквосочетаниях

1. Сочетания: as + согласная; af + согласная; af + er, ath в конце слова; а + nсе (nch, nt, nd).

В этих сочетаниях буква 'а' отражает долгий [ а: ]. Напри­мер: ask, pass, grass, mask, mast, after, father, rather, bath, path, dance, branch, can't, demand, command.

2. Сочетание al + согласная.

В этом сочетании буква 'а' отражает долгий [O:]. Напри­мер: ball, small, salt. Исключения представляют слова: shall, alcohol, almond, alkali, etc.

Примечание. В сочетании 'alk' после перехода [а] в [O:] под влиянием l + согласная, звук [l], выпал, и теперь 'alk' отражает звучание [O:k]. Например: talk, walk, chalk.

3. Сочетания букв 'r', 'l', 'j' с последующей буквой 'u' (в открытом положении) или эквивалентными ей по звучанию диграфами 'eu', 'ew' (cм. § 196).

Эти сочетания отражают не [ju:], а [u:]. Например: Jew. rule, blue, fruit, true, June, July, blew, drew.

4. Сочетания 'ull'. В этом сочетании буква 'u' как правило отражает не [V] (закрытое положение), а [u]. Например: bull, full, pull.

Если мы попытаемся произнести звук [а:], округляя губы, то получим звук [O:]. Поэтому под влиянием губно-губного [w] (см. § 165) последующий [а:] перешел в [O:], и сочетание 'wa' в начале слова отражает произношение [wO:], если после 'wa' нет букв 'k' или 'g'. Например: water, wash, warm (сравни немецкие: Wasser, waschen, warm).

В современном английском языке большинство гласных звуков особенно в быстром речевом потоке, неударные. В древнеанглийском языке ударение всегда падало на первую гласную корня. Вследствие этого гласные звуки в неударном положении постепенно обезличились, потеряли свое первоначальное качество и в результате исторических условий ослабели или же полностью выпали.

Поэтому обычно считают, что в современном английском языке буквы в неударном положении обозначают нейтральные звуки [O] или [I] или же полностью игнорируются при чтении: August: ["O:g@st], begin [bI"gIn], lesson [lesn]. Однако новейшие на­блюдения показывают, что неударные английские гласные име­ют в большей или меньшей степени качество соответствующих им ударных гласных (см. § 204). В связи с этим вряд ли можно рекомендовать отрабатывать звуки [@] и [I], приводимые слова­рями для гласных в неударном положении. Это особенно каса­ется [I] Например, в словах: pocket, happiness, begin фактиче­ски неударные гласные часто имеют звучание, колеблющееся от [@] до [е] а не [I], как рекомендуют некоторые словари. (А.Ф. Биршерт. К вопросу о системе фонем английского ли­тературного языка. Сб. «Экспериментальная фонетика и психоло­ги, в обучении иностранным языкам», I МГПИИЯ. М., 1940. См. также- D Jones. The pronunciation of English, § 57.)

При произнесении неударных гласных нельзя допускать на­пряжения органов речи - это приводит к смешению с ударными гласными и к резкому искажению фонетического облика слова. Слушатели должны направлять все внимание, а отсюда и основное произносительное усилие, на ударный гласный звук в одном слове или в слитно произносимом сочетании слов с не­ударными гласными и не обращать, как правило, внимания на качество последних. Это позволит в большей или меньшей сте­пени сохранить в неударных гласных (под влиянием правописа­ния) качество соответствующих ударных гласных, что отвеча­ет современным литературным произносительным нормам. (D. Jones An Outline of English Phonetics, 8th ed. Cambridge, 1956; N. Webster. New International Dictionary, 1960, etc.)