Темы контрольных работ

4.

Я не верю в бесконечное совершенствование человеческого общества, я верю в совершенствование самого человека».

3.

Письмо Бальзак г-ну Ипполиту Кастилю, редактору «Недели»

«Вы упрекаете меня в том, что, создавая характеры, я выбираю исключения, говорите, что яделаю характеры грандиозными, нагромождая мелочи… А что такое жизнь, сударь? Нагромождение мелких обстоятельств; и даже самые великие страсти - только жалкие их подданные. Ве мелко и ничтожно в действительности, все приобретает величие в высоких сферах идеала… Я задумал написать историю всего общества. Я объяснял свой план одной фразой: «Жизнь человеческого поколения – это драма, разыгрываемая 4 или 5 тысячами выдающихся людей». Моя книга и есть эта драма.

Знаете ли вы, сударь, что «Сельский врач» стоит 7 лет работы… «Крестьяне» и «Мелкие буржуа» дописываются в типографии уже полтора года…

Чуть не 6 лет я оставлял «Цезаря Бирото» в набросках, теряя надежду заинтересовать кого-нибудь судьбой глупого, довольного, ограниченного лавочника и его пошлыми несчастьями, олицетворением того, над чем мы издеваемся, - парижской мелкой торговли. Но вот, сударь, в один счастливый день я подумал: «Его нужно преобразить, сделав его воплощением честности!»

…Перейдем к вопросу, поднятому в вашей статье в сотый раз, - к вопросу о нравственности литературы.

Улучшать нравы своего времени – вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель, если он не хочет быть только увеселителем публики. Но может ли критика указать новые пути писателям, которых она упрекает в безнравственности? Старый же путь всегда заключается в том, что литература указывала на язвы. Ловлас – вот язва в грандиозном произведении Ричардсона. Возьмите Данте!. «Рай» - в смысле поэзии, искусства, звучности, исполнения – намного превосходит «Ад»; «Рай» никто не читает, именно «Ад» поражал воображение всех эпох. Какой урок! Не правда ли, это ужасно?

…Вольтер, Руссо и все энциклопедисты были глубоко безнравственны в глазах власти и религии их времени; тем не менее они являются отцами 19 века; все мы только каменщики, архитектор стоит над нами. Все писатели нашего времени чернорабочие будущего, которое скрыто за свинцовым занавесом».

 

1. Описание вещи (деталь, интерьер, экстерьер):

а) будуар графини де Ресто и комната Фани ("Гобсек" Бальзака);

в) юбка госпожи Воке ("Мадам Бовари" Флобера и "Отец Горио" Бальзака).

 

2. Художественное пространство в психологическом романе 19 века:

а) дом госпожи Воке в предместье Парижа ("Отец Горио" Бальзака);

б) дом Гобсека.

 

3. Автор и повествователь в тексте:

а) автор, Дервиль-рассказчик и Дервиль-персонаж в повести "Гобсек" Бальзака.

 

4. Истории героев в психологическом романе:

а) отец Горио в романе Бальзака;

в) Растиньяк в романе "Отец Горио".

 

P.S.Эти вопросы – практическая часть экзамена.