Материалы и рекомендации

16.

Терминологический словарь:

Александрийский стих – стихотворная форма; напоминает гекзаметр.

Три признака александрийского стиха:

1) шестистопный ямб (стихотворный размер), состоит из 12 слогов, последний из них ударный;

2) обязательное наличие цезуры (паузы) после 6-го слога, заканчивающего слово; и при чтецком исполнении пауза обязательна;

3) строфа (группа стихов, объединенная, например, стихотворным размером; бывает четверостишие, октава, онегинская строфа); александрийский стих — всегда двустишие (дистих).

Романтики позднее боролись с интонационным типом актерского исполнения александрийского стиха, доведенным до однообразия (особенно в русском театре), и стали вводить 2 цезуры (деление на: 4 слога + 4 + 4), а символисты (начиная с Верлена) стали ставить паузы по поэтической воле – это дорога к верлибру (свободному стиху – Аполинер, Блок и др.). В интонационном исполнении «свобода» доходила до абсурда: стихи читались как проза (манера старых артистов Малого театра).

 

Декарт Рене(1596-1650). Французский философ, математик, физик и физиолог. Положил начало философ. направлению рационализм (картезианство ), ставшему философской основой классицизма. Ввел теорию дуализма души и тела, рацио и чувства. Человек, по Декарту, - связь телесного механизма с душой, обладающей мышлением (когито) и волей. Декарт написал «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (1637), где и сформулировал 4 правила:

1) достигать «ясности и отчетливости» в суждения,

2) затруднения расчленять на частные проблемы,

3) от менее сложного и легко познаваемого переходить к более трудному,

4) избегать выпадения логических звеньев в цепи рассуждений.

Способ достижения истины: человек погружается в метафизические (сверхчувственные, недоступные опыту) размышления и в недрах своего мыслящего «Я»находит зерно истины, неподверженное сомнению; — принцип когито: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Здесь же он изложил моральные правила, которые, с его точки зрения, орга­нически связаны с правилами методического освоения природы: нужно соблюдать умеренность и быть законопослушным, следуя общепринятым образцам поведе­ния, быть твердым в реализации решений. Общественный порядок представлял­ся ему естественно сложившимся устройством, подобным тому, что существует в природе, поэтому он предписывал «...менять скорее свои желания, чем порядок мира...».

Эти философские положения (ставшие философией века - рационализм) легли в основу классицизма, его нормативность, рефлективность героя, построение монолога по «4-ом правилам» Декарта.

Суггестивность – «внушение, намек» (от лат.) — активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание зрителя посредством тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций. (Жест – «гест»).

 

Сид - герой испанской реконкисты, семивековой освободительной борьбы коренного населения Пиренейского полуострова с мавританскими завоевателями (VIII - XV вв.) Настоящее имя - Родриго Диас де Бивар (XI в.) Подвиги Сида воспеты в поэмах "Песнь о моем Сиде" (XII в.), "Родриго" (XIV в.) и вромансах, собранных в "Романсеро о Сиде" (1612).

Янсенизм — течение внутри католической церкви, Хотя не порывал с католицизмом, признавал верховный авторитет Папы и все главные догматы католического вероучения, но в некоторых богословских вопросах придерживался особой, не ортодоксальной точки зрения. Главным образом янсенистов привлекали вопросы этики, нравственности. Свои взгляды они противопоставляли лицемерной, по их мнению, морали иезуитов. Требования янсенистов: нравственнаое самоусовершенствование, скромность в личной жизни, самодесциплина, образованность — против клерикализма, исключительной роли духовенства в делах веры. Центр Янсенизма — Пор-Рояль в Париже, школы янсенистов считались лучшими во Франции.

 

 


[1] Суггестивность – «внушение, намек» (от лат.) — активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание зрителя посредством тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций. (Жест – «гест»).

[2] Иезуиты, члены католического монашеского ордена, орудия контрреформации; считали допустимым ради «славы божьей» любое преступление. Контрреформацияцерковно-политическое движение в Европе 16-17 вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Главное орудие К. — инквизиция, монашеские ордена, где и создавались иезуитские школы.