Джонатан Свифт

3.

Даниил Дефо

"Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"

1. Почему приключение моряка Александра Селькирка послужило началом художественной и идеологической робинзонады?

2. Почему Робинзон Крузо стал в Англии положительным героем эпохи?

3. Если бы вы инсценировали роман, какую тему вы бы избрали и какие эпизоды романа для ее развития выбрали бы? Подошли бы для вашей цели слова самого Робинзона: "Я научился не отчаиваться ни в каком предприятии, как только я видел, что оно исполнимо, то уже не отставал от него".

4. Какую бы сегодняшнюю жизненную ситуацию можно приравнять к истории Крузо, и как бы вы ее объяснили?

(1667-1745)

 

Свифт — одни из величайших са­тириков мира — страстно ненавидел феодализм, однако был исключитель­но прозорлив и в оценке новых бур­жуазных отношений, которые считал враждебными человеческой природе.

Жизнь Джонатана Свифта еще пол­нее, чем у Дефо, насыщена многооб­разными перипетиями и превратнос­тями. Он родился в семье бедного ко­лониального чиновника в Дублине (Ирландия), рано осиротел и воспи­тывался на средства своего дяди — за­житочного адвоката. Окончил кол­ледж святой троицы (Тринити-колледж), где готовили будущих богосло­А. Однако успехи Свифта, особенно в познании богословия и философии, были чрезвычайно скромными.

События 1688—1689 годов, привед­шие к созданию в стране конституционной монархии, вызвали в Ирландии волнения, и Свифт вместе с родственниками переезжает в Англию, где становится полуслугой, полу­секретарем богатого царедворца и дипломата Уильяма Темпля. В доме этого вельможи Свифт встречается с политическими деятелями и учеными, усиленно пополняет свои знания, чему весьма способствовала богатая библиотека в поместье Темпля (Мур-парк в шести милях от Лондона) В 1692 году благодаря поддержке Тем­пля, Свифт сдал экзамен вОксфорд­ском университете на степень Maгистра искусств, которая предоставляла право на духовную должность. Свифт отправляется в Ирландию, где полу­чает небольшой церковный приход. Но в 1696 году он вновь возвращается к Темплю, на этот раз уже как друг. В это время начинается, а вскоре и расцветает его творчество.

Свифт пробует свои силы в клас­сицистических жанрах, пишет оды, поэмы, а затем находит свое настоя­щее призвание — создает сатиры. Пер­вые сатирические произведения Свиф­та: памфлет «Битва книг» (1697) — описание литературных нравов той поры и «Сказка бочки» (1704) — анти­религиозная сатира — сделали его из­вестным и влиятельным лицом в Анг­А. Слава Свифта как журналиста и памфлетиста в этот период настолько велика, что приводит в трепет его по­литических противников.

Свою знаменитую «Сказку бочки» Свифт опубликовал, чтобы отвлечь критиков от муссирования историко-филологических ошибок, допущенных Темплем в памфлете «О древней и новой образованности» (1690). В Анг­А XVII— XVIII веков выражение «сказка бочки» означало «бабушкины сказки», побасенки; Свифт вернул ему первоначальный смысл морского тер­мина: «У моряков существует обычай, когда они встречают кита, бросать ему для забавы пустую бочку и тем отвле­кать его от нападения на корабль».

Но «Сказка бочки» - это прежде всего гениальная антирелигиозная и социальная сатира. Она направлена против трех разновидностей христи­анской религии — католицизма, пу­ританства и англиканства, воплощен­ных в образах трех братьев: Петра, Джека и Мартина. Отец завешал своим сыновьям-близнецам по кафта­ну и призывал бережно хранить их, не переделывать ради новейшей моды. Но братья, мечтая попасть в высший свет (и здесь начинается беспощадная критика дворянства, политической и социальной системы Англии), нару­шили запрет отца. Как только в моду вошли аксельбанты, Петр сделал их себе из кафтана. А вскоре завещание вообще упрятали подальше.

Желчность Свифта, когда он говорит о братьях, не знает предела. Петр украл чужое богатство, заважничал, изобрел много способов обирать бед­няков, главные из них — шептальня (исповедь) и средство от глистов (от­пущение грехов). Индульгенции он называет страхованием от огня, свя­тую воду — универсальным рассолом. Джек и Мартин пытались протес­товать, но Петр выгнал их. Джек от злости порвал кафтан, остались одни лохмотья — очевидная пародия на скупость пуритан. Он начал говорить только цитатами из завещания. Совер­шая гнусность, жарко молился, кроме того, ненавидел музыку и яркие крас­ки. Поведение Мартина в сатире Свифта «менее нелепо», но и в его адрес не сказано ни одного похваль­ного слова. Сатира Свифта направле­на не только против братьев, но и про­тив отца — самой идеи христианства. Вольтер писал: «Свифт уверял, что он исполнен почтения к отцу, хотя по­потчевал его сыновей сотней розог, но недоверчивые люди нашли, что розги его были настолько длинны, что заде­вали и отца».

После «Сказки бочки» официаль­ные круги возненавидели Свифта. Он так и не получил тех мест, которые вначале обещали ему виги. Расхождение между ними и писателем углуби­лось и по другим, более существенным причинам. Партия вигов, находясь у власти, проводила политику вмеша­тельства в дела на континенте. Англия была втянута в войну за испанское на­следство, войну династическую, чуж­дую интересам народа, что и раскры­вает Свифт в памфлете «Поведение союзников и… министерства в насто­ящей войне» (1711). Он разоблачает высшие военные и министерские круги, где процветают подкупы, взя­точничество, воровство. После пам­флета Свифта большинство англичан стало решительно высказываться за мир, а партия вигов и ее вождь — ко­мандующий войсками герцог Мальбо­ро вынуждены были уступить власть партии тори.

Те во главе с виконтом Болингброком с распростертыми объятиями при­нимают Свифта в число друзей, его голос часто становится решающим для правительства. Свифт не стремится ни к богатству, ни к титулам — он все­цело занят политической деятельностью, направленной на быстрейшее за­ключение мира. В 1713 году он под­писан. Однако вскоре Англию опять всколыхнули политические интриги и даже бури. Умерла королева Анна, последняя из Стюартов. На престол вступил Георг 1, представитель новой, ганноверской династии. У власти вновь оказались виги. Политической дея­тельности Свифта в Англии пришел конец.

В 1714 году писатель удалился в Ирландию, где был назначен настоя­телем собора св. Патрика в Дублине. Родина Свифта была тогда в бедствен­ном положении. Англичане запретил ввоз ирландских изделий, чем нанесли огромный ущерб экономике страны, довели до нищеты ирландский народ. В начале 1720-х годов Свифт пишет памфлет «О всеобщем употреблении ирландской мануфактуры», призывая к бойкоту английских товаров. Ом приобретает всенародную любовь, никто не выдал его авторства. Писа­теля охранял целый отряд. Самыми значительными из ирландских пам­флетов Свифта стали «Письма сукон­щика ко всему ирландскому народу» (1724) и «Скромное предложение о детях бедняков» (1729). В «Письмах» Свифт клеймит поверхностную английскую демократию, говорит о том, что «король не имеет права порабо­тить целый народ». «Скромное пред­ложение» — это горькая сатира на чудовищные способы обогащении буржуа, жестокость, с которой анг­лийское правительство относилось к ирландцам: «Чем бесконечные при­теснения, лучше сразу принять одну ра­дикальную меру: откармливать маль­чиков бедняков на убой и изделия из кожи».

Но полнее всего мировоззрение Свифта проявилось в знаменитом «Путешествии Гулливера». Эту книгу он начал писать сразу же по приезде в Ирландию, а закончил через 12 лет. В первых двух частях романа — «Пу­тешествий в Лилипутию» и «Путеше­ствии в Бробдингнег» писатель еще пытается найти средство оздоровить общество, но в дальнейшем убеждает­ся в безнадежности этой идеи.

Сатира Свифта сложна и противо­речива. В первой половине книги со­поставляются три мира — лилипутов, обыкновенных людей и великаном, но в каждом из них царят одни и те же страсти: любовь к деньгам, к титулам, низкопоклонство, феодальные пороки перемешиваются с буржуазны­ми. В Лилипутии, например, должнос­ти даются тем, кто искуснее пляшетна канате, изощреннее льстит монарху, а у великанов фермер, нашедший Гулливера, за деньги демонстрирует его в балаганах. Ничтожно малы ли­липуты, а их король, величиною с палец, именует себя «могуществен­нейшим», «величайшим из сынов че­ловеческих», «ужасом вселенной». Фе­одальные путы способны погубить любого человека. Гулливер, человек-гора, ничего не меняет в Лилипутии к лучшему. Он даже употребляет свою мощь на чуждые народу цели: вмеши­вается в глупейшую войну, лишает противника лилипутов флота. Сначала Гулливер еще пытается сопротивлять­ся, не соглашается «быть орудием об­ращения в рабство целого народа». Лилипуты опутывают его — не бечев­ками, а невидимой опасной мишурой: лестью, титулами. Гулливер спасается бегством. Лилипуты — это, в сущнос­ти, копия английского двора, с его ин­тригами одной партии против другой, с его раздорами, столь же пустыми, как спор о том, с какого конца раз­бивать яйцо. Лилипуты, как и англий­ские придворные, лживы, неблагодар­ны, завистливы. Собственным опытом Свифта навеяны афоризмы Гулливера: «Величайшие услуги, оказываемые монархам, не в силах перетянуть на свою сторону чашу весов, если на дру­гую положен отказ в потворстве их страстями. Таким образом, основное содержание первой части — критика феодального общества.

Но глубина Свифта — в понимании того, что с победой нового, буржуаз­ного строя пороки общественной жизни не уменьшаются, а, наоборот, увеличиваются. Во второй части, «Пу­тешествии в Бробдингнег», к велика­нам, писатель пытается нарисовать образ идеального, просвещенного монарха. Король великанов — ученый, он царствует в мирном согласим со своим народом. Король ненавидит ложь, ценит свободу своих подданных. Слушая рассказы Гулливера, власте­лин великанов осуждает английские порядки — продажный парламентский строй, гнилое законодательство и осо­бенно войны. Король отказывается применить пушки против жителей своего государства. Но Свифт не рас­крывает его взаимоотношения с под­данными, в романе обойдены кон­фликты в стране великанов. Лишь один раз вмешиваются монархи в мирские дела: королева выкупает Гул­ливера у фермера.

Третья часть, «Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию», написана под сильнейшим впечатлением от ирланд­ского восстания. Попав в Лапуту, страну волшебников, Гулливер вос­клицает: «Больше всего я наслаждался лицезрением людей, истреблявших тиранов и узурпаторов и восстанавли­вающих свободу и попранные права угнетенных народов». Писатель отме­тает теорию «просвещенного монар­ха». Тот может принести известную пользу, но не в состоянии радикально исправить общество, «без развращен­ности нравов нельзя удержать коро­левский трон». Мечты о хорошем го­сударе Свифт сравнивает теперь с са­мыми нелепыми и дикими проектами и спекуляциями своей эпохи. Упова­ния на него столь же безумны, что и попытки добыть солнечный свет из огурцов или пищу из отходов.

Лапутяне — пародия на рациона­листов. Лапутская наука — достояние узкой касты людей, средство наживы, быстрого обогащения — вырождается в прожектерство. Свифт критикует пе­дантизм и замкнутость ученых жите­лей Лапугы. Погруженные в матема­тику и музыку, они полны презрения к простым людям, к обычным человеческим нуждам. Их кушанья — шедевр кулинарно-математического ис­кусства, но их дома кривы. Они научно вычислили рост и объем Гулли­вера, но костюм получился скверным. Столь же не нужна для жизни и «деятельность» академиков Лапуты. Свифт неисчерпаем в своей фантазии, с большим мастерством он критикует их страсть к разным химеричным про­ектам (создание ткани из паутины, размягчение мрамора для подушек, выведение бесшерстных овец; нако­нец, чудо филологии — отмена языка — все, что привело Лапуту к нищете и разорению).

Народ сопротивляется погоне за богатством, за золотом, в котором Свифт видел прежде всего средство эксплуатации человека: «Бо­гатые пожинают плоды работы бед­ных, которых приходится по 1000 на 1 богача». Чтобы честно скопить бо­гатство, необходимо 200 лет! Веролом­ство, угнетение, подкуп, обман — это еще «самые простительные способы» приобрести состояние в новом буржу­азном обществе. Свифт не забыли про такой характерный для эпохи источ­ник обогащения, как эксплуатация колоний.

Заключительная часть романа «Пу­тешествие в страну гуигнгнмов» отра­жает сложность мировоззрения Свифта. Это и утопия, и пародия. Основы жизни в стране очеловеченных лошадей — это общинный строй и натуральное хозяй­ство. Гуигнгнмы не знают денег, не знают слов «ложь, насилие, предатель­ство, жадность». В чистоте и мире текут их дни. Но Свифт понимает, что при­митивный строй с отсутствием пись­менности, с овсяной кашей и молоком, а главное, с рабами и частной собственностью — это не выход из поло­жения. Он колеблется между утопией и отчаянием, издевается над собой и читателями, создает страшную паро­дию на человечество — йеху.

Йеху — вызов и пощечина сторон­никам теории «естественного челове­А». По мнению писателя, человеквовсе не добр от природы. Свифт создает свою робинзонаду: попавшие на необитаемый остров мужчины и жен­щины озверели, их потомство превра­тилось в домашних животных у умных лошадей. И мало того, — люди ока­зались самыми гнусными, вредными и подлыми изживотных. Многие об­виняли писателя в человеконенавист­ничестве, но йеху Свифта — это одичавший буржуа, пародия на него, а не на все человечество.

Среди йеху есть и влиятельные особы, которым фавориты лижут тело, вызывая всеобщую ненависть. «Все это приложимо к нашим дворам», — заме­чает Свифт. О простых людях, об ис­чезающих свободных крестьянах Свифт писал с уважением: «Английские посе­ляне старого закала… славны простотою нравов, подлинным свободолюбием, храбростью и любовью к отечеству».

Свифт оказал огромное влияние на мировую литературу. Жанр сатиричес­кого, с использованием фантастики, отображения действительности, твор­чески развили М.Е. Салтыков-Щедрин и А.Франс.

Пользуясь прочитанным о Свифте текстом и лекцией преподавателя,

ответьте на вопросы: