Даниель Дефо

2.

(1660-1731)

Необычайна жизнь Даниеля Дефо. Этот предприимчивый буржуа был за­мешан едва ли не во всех заманчивых коммерческих и политических пред­приятиях своего времени. Дефо тор­говал решительно всем: от табака и водки до общественных убеждений. Он сам признавался:

Судеб таких изменчивых никто

не испытал.

Тринадцать раз я был богат

и снова беден стал.

 

Писатели-классицисты А.Поп, Дж.Аддисон видели в Дефо не собрата по перу, а «невежу», «бесстыдного аван­тюриста».

Творчество Дефо вдохновлялось не классицистическими правилами, а его огромным жизненным опытом, оно было обращено не к тонкому вкусу знатоков, а к здравому смыслу про­стого человека.

С началом в 1688 году «славной», иначе «бескровной» революции, воз­ведшей на английский престол прави­теля Голландии Вильгельма Оранско­го, мужа дочери низложенного Якова II, который пытался восстановить в стра­не абсолютизм и католическую цер­ковь, Дефо выступает ярым сторонни­ком новой династии, защищая ее от нападок приверженцев Стюартов, считавших, что иностранец не вправе быть королем Англии. Дефо пишет памфлет в стихах «Чистокровный англичанин» (1701), где издевается над самим этим понятием. Он напомина­ет, что английская нация исторически сложилась в результате смешения многих племен (норманнов, англо­саксов, германцев, датчан), и следовательно, «чистокровность» его сооте­чественников — лишь фикция. Дефо высмеивает дворянские генеалогии, призывает своих сограждан презирать титулы, внешнюю мишуру и ценить только личную доблесть. Дефо при­влек к себе благосклонное внимание короля, был приближен ко двору и даже сумел прибавить к своей истин­ной фамилии Фо частицу «де».

Однако вскоре после смерти Виль­гельма III,при королеве Анне, пос­ледней из династии Стюартов, поли­тический курс в стране изменился. Дворянство стало ревностнее защи­щать свои права, не допуская откры­тых издевок над титулами, а офици­альная церковь начала гонения на представителей оппозиционного ей религиозного направления — дисси­дентов. И вновь Дефо - в центре со­бытий. Он выступил с памфлетом «Кратчайший способ расправы сдисседентами» (1702), в котором не сразу распознали карикатуру на реакцион­ных священников. Эта брошюра при­вела в замешательство и друзей и вра­гов Дефо. Писатель притворился пра­ведным церковником, нападал на диссидентов с преувеличенной яростью, требовал виселицы и кнута для непо­корных — старых и малых. «Надо положить конец... кудахтанью о христи­анском долге, умеренности и милосер­дии». «Надо распять всех» во имя тор­жества господствующей церкви. Вна­чале ее столпы приветствовали нового союзника, диссиденты растерялись, но вскоре все поняли истинную цель автора. Дефо был арестован и целых три дня — с 29 по 31 июля 1703 года простоял в колодках ни площади у позорного столба. Однако такого триум­фа писатель еще не знал: его забро­сали цветами, столб увили гирлянда­ми, в честь Дефо пели песни. Из рук в руки передавались его памфлеты, в том числе новый, написанный в тюрьме «Гимн позорному столбу» страстная защита свободы слова и пе­чати.

Однако удар Дефо был нанесен се­рьезный: коммерческие дела его рас­строились, грозила нищета, а возмож­но, и ссылка. Чтобы избежать этого, Дефо согласился на сомнительное предложение премьер-министра стать тайным агентом консервативного пра­вительства и лишь внешне оставаться «независимым» журналистом. Так на­чалась двойная жизнь писателя, он не­однократно менял ориентацию, не раз попадал в трудное положение. Роль Дефо в закулисных интригах его вре­мени до конца не ясна. Но очевидно, что политическое хамелеонство Дефо находит себе если не оправдание, то объяснение в особенностях полити­ческой жизни Англии. Обе партии, что чередовались у власти — тори и виги, — были одинаково беспринцип­ны и корыстолюбивы. Дефо отлично понимал сущность парламентской системы: «Я видел изнанку всех партий. Все это видимость, простое притворство и отвратительное лицеме­рие… Их интересы господствуют над принципами». Дефо отдавал себе отчёт и в том, как порабощен его народ, хоть он и живет в стране, где есть конституция. В своем памфлете «Просьба бедняка» он протестовал против нового божества — золота, перед которым закон бессилен: «Анг­лийский закон — паутина, в коей запутываются маленькие мухи, тогда как большие легко прорываются».

В публицистике Дефо звучат и эко­номические мотивы. Он — сторонник развития внешней торговли Англии. «Что такое Англия без торговли? Ничто!» Английский купец представлялся ему воплощением делового про­цветания и даже образцом человечес­кой природы. В памфлете «Полный английский негоциант» Дефо писал: «Настоящий купец — универсальный ученый. Он знает языки без помощи книг, географию без помощи карт. Его торговые путешествия очертили весь мир, его иностранные сделки, векселя и доверенности говорят на всех языках».

В некоторых лучших памфлетах Дефо прославление частной инициативы достигает высот общечеловечес­кого просветительского гуманизма. В «Опыте о проектах» (1697) Дефо пред­ложил целую систему экономических и бытовых новшеств, которые стали неотъемлемой чертой наших дней: сберкассы, страхование от бедствий, расширение сети школ и т.д.

Но Дефо, получивший строгое ре­лигиозное воспитание, сочетал дело­вую хватку с пуританской богобояз­ненностью. Он стремился оправдать появление новых форм общественной жизни ссылками на Библию, на божественный промысел и любил, иног­да утомительно, морализировать.

Итак, ко времени, когда Дефо со­здал своего «Робинзона» (1719), он был уже заметной фигурой среди ли­тераторов и политиков Англии. Боль­шая часть жизни осталась позади. Его богатейший опыт, тяготение к докумен­тальности, страсть к приключениям, восторг при виде беспредельно расши­ряющихся торговых горизонтов отра­жены в его романах. Они принести Дефо заслуженную славу и затмили сочинения презиравших его англий­ских классицистов. В романах «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Капитан Синглтон» (1720), «Моллъ Флендерс», «История полковника Жака» (оба - 1722), «Счастливая куртизанка, или Рокса­на» (1724) и других Дефо писал о том, что привлекало среднего англичанина; например, о полукупцах-полупиратах, открывавших неведомые земли, о том, как легко за морем нажить несметные богатства, о необычайных человечес­ких судьбах... Однако за заниматель­ной формой крылось серьезное, фило­софское и социальное содержание, возможно, даже более глубокое, чем подозревал о том сам Дефо. В особен­ности сказанное относится к «Робин­зону Крузо».

Это сочинение — прообраз новей­шего европейского романа. В нем со­четаются сразу несколько будущих прозаических жанров: автобиографи­ческий роман, роман воспитания, а также путешествие, политический трактат. К созданию «Робинзона» Дефо побудили разные обстоятельст­ва: желание обобщить свой жизнен­ный опыт, подлинная история шот­ландца Александра Селкирка, кото­рый четыре года провел на необитае­мом острове в Тихом океане, чтение религиозной литературы. Главный герой, так же как и автор, — это одно­временно трезвый практик, буржуа и смиренный благочестивый пуританин. Однако постепенно рациональное от­ношение к миру побеждает у него страх перед Всевышним. Роман ценен тем, что в нем ярко отражается этот исторический перелом в сознании английского буржуа. Стоит Робинзону столкнуться с чем-то неожиданным, странным, он уже готов объяснить непонятное явление вмешательством провидения, хотя вскоре разум одер­живает верх. Увидев взошедшие на острове колосья ячменя и пшеницы, он упал на колени. Но затем вспом­нил, что сам вытряс семена: «Чудо ис­чезло... значительно поостыла и моя благодарность промыслу».

С романом «Робинзон Крузо» в ли­тературу впервые входит подлинно буржуазный герой, приключения ко­торого неразрывно связаны с жаждой обогащения. Он не брезгует ни рабо­торговлей, ни плантаторством, он готов умчаться на край света, чтобы подороже продать и подешевле ку­пить. Робинзон любит помечтать, но благоразумный практик неизменно побеждает в нем философствующего мечтателя. Герой разражается тирадой против золота, оставшегося на разби­том корабле, но, поразмыслив, берет его с собой. У Робинзона высоко раз­вито чувство собственности; прекрас­ная экзотическая природа острова пленяет его потому, что онощущает себя здесь полным властелином: «Я спустился в эту очаровательную доли­ну и с тайным удовольствием подумал, что все это мое, я — хозяин этой земли, мои права на нее бесспорны!» С наслаждением перечисляет он свое имущество. Целых 25 лет оно заменя­ло ему человеческое общество, и он не слишком горевал. Вещи буквально ожили в романс Дефо. Отношения Ро­бинзона с Пятницей воспроизводят в идиллической форме отношения нанимателя и работника. Лишив Робин­зона социального окружения и оста­вив его наедине с природой, Дефо пы­тается доказать, что «естественный че­ловек» и буржуа — это одно и то же. Ему казалось, что чувства и мысли буржуа вызваны к жизни самой при­родой.

Однако этот «естественный чело­век» немыслим вне цивилизации даже на острове, ведь Дефо снабжает своего героя всем необходимым с корабля. Робинзон Крузо — классический при­мер того, что подразумевали просве­тители под «естественным человеком» и что он представлял собой на самом деле.

Для читателя же Робинзон прежде всего замечательный творец, труженик. Мы восхищаемся им, поэтическими ка­жутся даже те эпизоды, где Робинзон обжигает глиняные горшки, изобрета­ет пугала, приручает козлят, жарит первый кусок мяса. Мы видим, как легкомысленный и своевольный юно­ша превращается под влиянием труда в закаленного, сильного, бесстрашного мужчину, что, конечно же, имеет большое воспитательное значение. Знаменитый Жан Жак Руссо в фило­софском романе «Эмиль» назвал кни­гу Дефо «удачнейшим трактатом о ес­тественном воспитании» и рекомендо­вал ее мальчикам для первого чтения. Руссо обратил внимание всего мира на глубину содержания романа, и с этого момента Дефо получил всеобщее признание.

Другие две части романа «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» (1719) и «Серьезные размышления Робинзона Крузо» (1720) менее значи­тельны. Робинзон возвращается на остров, но тот уже утратил былую пре­лесть. Прежней гармонии человека с окружающим миром приходит конец, как только на острове появилось об­щество. «Естественное» равенство со­стояний нарушается несходством ха­рактеров, противоречием экономичес­ких интересов, вызванных развитием хозяйства. Наступает период смут.

Затем обитатели острова заключают компромиссный союз. Дефо рисует в дальнейшем идиллическое процвета­ние острова, но Робинзон так и не решается вручить его обитателям при­везенные пушки.

Последующие романы Дефо инте­ресны описанием лондонской жизни, изображением английского декласси­рованного люда. Наиболее известный из них — роман «Молль Флендерс», своеобразная робинзонада женщины, одинокой среди толпы. Запоминаются слова девушки: «Нищета... — верная отрава добродетели».

Романы Дефо хорошо написаны и прекрасно воспринимаются читателя­ми. Писатель сказал однажды: «Если бы меня спросили, что я считаю со­вершенным стилем и языком, то я бы ответил — тот, который был бы понят всеми». «Робинзон Крузо» понят и принят настолько, что по праву стал «книгой поколений».

 

Пользуясь прочитанным о Дефо текстом и лекцией преподавателя, ответьте на вопросы: