Значимость разработки качественных управленческих решений

В системе менеджмента огранизаций

Тема 4. Место и функции принятия решений

 

Учебные курсы, связанные с разработкой и принятием управленческих решений (УР) являются важнейшими дисциплинами, читаемых студентам, обучающимся по управленческим и экономическим специальностям, так как степень обоснованности управленческих решений определяет уровень эффективности системы менеджмента фирмы в целом. Чем выше обоснованность применяемых в конкретной ситуации методов управления и качество УР, тем меньше коммерческий риск инвестора. Если при разработке УР менеджер и его команда не спрогнозировали достаточно точно стратегию фирмы, нормативы конкурентоспособности будущего товара, изменения параметров внешней и внутренней среды фирмы, то завтра она окажется под угрозой банкротства. Поэтому экономия на качестве УР принесет в будущем огромные потери из-за реализации и тиражирования некачественного решения на последующих стадиях жизненного цикла объекта. В подтверждение этого положения приведем соотношение из американской практики менеджмента –1:10:100:1000, где 1 – экономия, полученная на стадии маркетинга и научно-исследовательских работ за счет игнорирования современных методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования УР; 10 – потери на стадии проектно-конструкторских и технологических работ; 100 – потери на стадии производства (материализации) объекта; 1000 – потери в сфере потребления данных объектов. Качество и эффективность УР являются основным фактором рационального использования ресурсов и повышения качества товаров.

Процесс разработки и реализации УР следует рассматривать в рамках системы менеджментакак совокупности научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем (рис.1.1).

При работе предприятий в условиях рыночной системы остро встает проблема конкуренции. Рыночные отношения система экономических, правовых, социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции. Конкуренция – ключевое понятие для любых наук, дисциплин, сфер деятельности, связанных с рыночными экономическими отношениями.

Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. К факторам конкурентоспособности относятся: качество (40%), цена (30%), качество сервиса товара на конкретном рынке (20%) и эксплуатационные затраты (10%).

 

Конкурентоспособными в условиях цивилизованной рыночной экономики могут быть только эффективно работающие предприятия, т.е. правильно ставящие цели и достигающие этих целей минимальными затратами ресурсов. Постановка целей и процесс их достижения сопровождается принятием управленческих решений по самым разнообразным вопросам. Таким образом, УР, включающее оценку ситуации, определение альтернатив, выбор лучшей из них, формулировку заданий исполнителям, организацию их выполнения, в конечном итоге определяет эффективность всей системы и процессов менеджмента.

 

Рис.1.1. Структура системы менеджмента:

 

1.1 – повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

1.2 – ресурсосбережение;

1.3 – расширение рынка сбыта;

1.4 – повышение качества сервиса товара на конкретном рынке;

1.5 – организационно-техническое развитие производства;

1.6 – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;

1.7 – поиск стратегических направлений развития организации;

2.1 – методическое обеспечение;

2.2 – ресурсное обеспечение;

2.3 – информационное обеспечение;

2.4 – правовое обеспечение;

3.1 – стратегический маркетинг;

3.2 – НИОКР;

3.3 – организационно-технологическая подготовка производства;

3.4 – производство;

3.5 – тактический маркетинг;

3.6 – сервис выпущенных товаров;

3.7 – логистика;

4.1 – выполнение общих функций менеджмента, в том числе, разработка УР;

4.2 – выполнение конкретных функций менеджмента (управление конкретными сферами деятельности организации);

4.3 – стратегическое управление организацией;

4.4. – тактическое управление организацией;

4.5. – оперативное управление реализацией решений.

Для достижения высокой конкурентоспособности предприятия в управлении на всех уровнях иерархии следует переходить на концепцию научного менеджмента, позволяющего разрабатывать качественные УР, повышающие конкурентоспособность организации на основе применения научных подходов, концепций, принципов и методов.