Ход урока

СТРУКТУРА УРОКА

№ п/п Этапы и содержание урока Время (мин.)
Мотивационный этап
1.1 Приветствие  
1.2 Оргмомент  
1.3 Постановка темы урока  
Информационный этап
2.1 Введение  
2.2 Закрепление знаний о воздушной перспективе  
2.3 Особенности письма первого плана  
2.4 Особенности письма света и тени  
2.5 Закрепление знаний о цветовой рефлексной взаимосвязи и приёмах письма.  
2.6 Постановка задачи на урок  
Практический этап
3.1 Завершение цветотоновой раскладки  
3.2 Введение белил. Письмо светлых мест, первого плана  
3.3 Проработка деталей (блики и т.п.)  
3.4 Обобщение  
Заключительный этап
4.1 Просмотр результатов  
4.2 Уборка рабочих мест  

 


 

1. Мотивационный этап:

1.1 Приветствие.

1.2 Оргмомент

Проверка готовности детей к уроку, наличия у них необходимого оборудования.

Организационный момент…

1.3. Учитель: Сегодня вы должны постараться закончить работу над нашим натюрмортом.

2. Информационный этап:

2.1. Введение.Кто-то из вас укладывается более или менее по времени, остальным придётся приложить большее усилие, чтобы успеть. В этом нет ничего страшного, потому что некоторые пишут даже более выразительно и живописно при быстрой работе. Постарайтесь, пожалуйста, чтобы ваши красиво начатые работы не остались не законченными.

2.2. Что нам нужно помнить на завершающем этапе работы?

Во-первых, о воздушной перспективе. Расскажите, пожалуйста, какие законы воздушной перспективы вы знаете.

Ответы учеников.

-Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удаленные - обобщенно. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние - обоб­щенно.

Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные - неопределенно. Для передачи пространства контуры близких предметов надо делать резче, а удаленные - мягче.

На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные - светлее ближних. Для передачи пространства удаленные светлые предметы слегка притеняют, а темные - высветляют (осо­бенно в пейзаже).

Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Значит, для передачи пространст­ва ближние предметы надо изображать объемно, а дальние - плоско.

Всё это актуально и для натюрморта, конечно, всё-таки в меньшей степени, чем для пейзажа (т.к. в пейзаже большее расстояние между планами). В натюрморте, как правило, предметы расположены на различных расстояниях друг от друга. Между предметами переднего и заднего планов также имеется слой воздуха, который смягчает яркость окраски дальних предметов. Ближайшие предметы, поэтому кажутся ярче, рисунок их определеннее и отчетливее по сравнению с дальними. Вот почему ближайшие к нам предметы изображаются в более определенных контурах и красках, чем расположенные на втором плане. Контуры дальних предметов как бы сливаются с фоном, благодаря чему достигается впечатление пространства. Если не смягчить краски задних предметов, то последние будут «выпирать» на передний план.

Во время объяснения материала учитель показывает ученикам репродукции картин художников, фотографии.

2.3.Особого внимания требует живопись первого плана натюрморта. Первый план надо четко строить в пластическом отношении, внимательно лепить цветом форму, выявлять освещенность, чтобы он служил активным вводом в композицию, воспринимался устойчиво, материально «поддерживал» предметы последующих планов. Очень часто в работах учащихся первый план остается пустым, плохо проработанным. В результате возникает ощущение, что он как бы проваливается, опускается, а предметы второго и последующего планов воспринимаются подвешенными или падающими на зрителя.

2.4. На освещенных местах мазки краски кладутся энергично, форма, детали лепятся четко. Такая фактурная обработка и более тщательная прописка предмета «выдвигает» его вперед. В тени же, напротив, все написано обобщеннее, с мягкими переходами, без резких контрастов тона, цвета. Краски плавно вливаются друг в друга. Применение этих приемов способствует тому, что предмет (или его часть) как бы отступает в глубь пространства.

2.5. Ещё, хотелось бы напомнить, что нельзя писать предметы обособленно, т. е. доводить проработку одного из них до определенной законченности, оставляя в то же время незаписанным фон или соседние предметы. Как отмечал П. П. Чистяков, надо один мазок положить на кувшин, а другой в отношениях сразу же рядом положить на фон, плоскость стола и т. д. Следует внимательно относиться к изменению собственного цвета предметов под влиянием условий освещения, а также цветовой рефлексной взаимосвязи. Все это оказывает большое влияние на колористическое единство, делает цвет предметов сложным, богатым. Вместе с тем надо внимательно следить за тем, чтобы рефлексы не разрушали форму предметов, а предметы в свету и в тени под влиянием рефлексов сохраняли бы свои материальные качества и отличия.
Подбираю цвет каждого предмета, надо внимательно следить за изменениями его окраски в зависимости изменений светотени. Каждый предмет имеет разные оттенки: на свету одни, в полутени другие. Кроме того, в тени имеются рефлексы, которые различаются между собой и по светлоте, и по оттенку цвета.
Прорабатывая объемную форму каждого предмета, внимательно следить за наличием теплых и холодных оттенков не его поверхности. Особенно важно не упускать из виду общую тоновую и цветовую гамму.
При изображении бликов на предметах нельзя ограничиваться передачей только их светлоты, забывая об их цветовых оттенках. Цвет блика зависит от цвета подающего на предмет света и цвета самого предмета: его оттенок будет противоположным цвету поверхности, на которой лежит блик.

2.6.Сейчас некоторые уже могут начинать использовать белила, остальные заканчивают раскладку цвета. Белилами пишем свет и первый план. На заднем плане стараемся их использовать поменьше.