Пособия по собиранию фольклора

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ФОЛЬКЛОРА

 

Метод — это способ установить соотношение между действительностью и ее отображением в искусстве.

Творческий метод фольклора складывался постепенно, его формирование протекало, в русле преемственности устной тра­диции. Поэтический опыт народа накапливался из века в век.

Фольклор — искусство крупных обобщений, обладающее очень высоким уровнем типизации. Он сочетает прямое отражение жизни с условным. Фольклору свойственны ассоциативность, мышление по аналогиям, символичность.

Творческий метод фольклора В. П. Аникин предложил на­звать "сублимирующим". Ученый писал: "Латинские слово

 

sublimare – «возносить» использовано здесь метафорически. В специальном техническом языке оно означает непосредствен­ный переход твердого тела при нагревании в газообразное со­стояние. Обычный переход в газ сопровождается промежуточ­ным жидким состоянием. Сублимация позволяет твердому ве­ществу перейти в газ, минуя состояние жидкости. Аналогичным образом фольклорное искусство в процессе осознания фактов минует стадию правдоподобия, переходит на уровень столь ши­рокого обобщения, что правдоподобие становится для него об­ременяющим моментом. <...> Здесь нет обязательного отраже­ния жизни в форме самой жизни, допускается условность»[2].

Таким образом, сублимирующий метод — это особое худо­жественное воззрение на мир, порождающее особый способ ти­пизации жизненных явлений. Творческая мысль народа отсе­кала все лишнее. Путь восхождения от жизненных фактов к их обобщению был коротким, без промежуточных звеньев. Поэ­тические обобщения приобретали в фольклоре универсальные свойства.

Воссоздавая реальную жизнь, народ-художник преображал ее в духе своего, идеала.

 

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

Веселовский А. Н. Историческая поэтика / Ред., вступ. ст. и примеч. В. М. Жирмунского, — Л., 1940.

Чичеров В. Вопросы теории и истории народного творчества. —

М.Д959- ,

Принципы текстологического изучения фольклора. — М,; Л., 1966.

Богатырев П. /1 Вопросы теории народного искусства. — М., 1971.

Пропп В. Я~ Фольклор и действительность: Избр. статьи. — М., 1976.

Чистов К. В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. — Л.,

1986.

Потебня А. А, Теоретическая поэтика. — М, 1990.

Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной тер­минологий / Редкол.: К. П. Кабашников (отв. ред.) и др. — Минск, 1993,

Гусев В. Е. Русская народная художественная культура (теоретичес­кие очерки). — СПб., 1993.

Путилов Б. К Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций. — М., 1996

 

Программа для комплексных фольклорных экспедиций / Отв. ред,

В. Е. Гусев. - М., 1971.

Савушкина Я. И, О собирании фольклора. — М., 1УИ.

Программы педагогических институтов. Фольклорная практика / Сост. С. Г Айвазян, В. А. Бахтина и др.; Отв. ред, Ю. Г Круглое, В. П. Кругляшова, Н. И. Савушкина, Н. И. Толстой. - М., 1983.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какая особенность фольклора определяет его специфические

свойства?

2. Раскройте соотношение авторства и исполнительства в фольк­лорном процессе.

3. В чем сущность сублимирующего художественного метода?

 

ЗАДАНИЯ

1. Найдите в хрестоматии варианты одного произведения. Выявите его постоянные и переменные признаки.

2. Сделайте сравнительную характеристику двух исполнителей -народа (например, по рассказу И. С, Тургенева "Певцы").

3.Попросите своего товарища вспомнить какое-либо фольклорное

произведение. Сделайте научную запись этого текста.