Основы философии науки

Основные модели соотношения философии и частных наук

Решение вопроса о соотношении философии и частных наук можно свести к двум основным моделям (типам): а) абсолюти­зация одной из этих сторон (метафизическийподход): б) взаи­мосвязь, взаимодействие (союз) обеих сторон (диалектический подход).

Характеризуя первый тип, следует выделить две главные его формы: спекулятивная (от лат. — наблюдаю, созерцаю), умозре­ние и позитивизм (от лат. — положительный).

Спекулятивное умозрение строило свою «абсолютную модель» мира, не опираясь в должной мере на частнонаучное знание (ко­торое не всегда было достаточно развитым). Это — тип концепту­ального знания, которое выводится без обращения к опыту, к фак­там, только при помощи рефлексии, т. е. направляя мышление на осмысление собственных форм путем рассмотрения самого зна­ния как такового. Наиболее характерные виды спекулятивного умозрения — натурфилософия (философия природы) и филосо­фия истории.

Натурфилософия — преимущественно умозрительное истол­кование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и натурфилософией, как и место самой натурфилософии в системе философского знания, менялись в ис­тории философии. В античности фактически сливалась с зачатка­ми естественнонаучных знаний и обычно именовалась физикой. Натурфилософия была важнейшей составной частью философ­ских систем Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.), разраба­тывалась представителями немецкой классической философии (особенно Шеллингом и Гегелем).

Несмотря на свой умозрительный характер, натурфилософия смогла выдвинуть ряд ценных продуктивных идей: атомистика античности (Левкипп, Демокрит и др.), идеи развития и «поляр-


ности», принцип целостности природы (Шеллинг, Гегель), един­ства материи, движения, пространства и времени (Гегель), иерар­хии форм движения материи (Гегель) и ряд других.

Философия истории — раздел философии, связанный с пре­имущественно умозрительной интерпретацией исторического про­цесса и исторического познания. Цель, содержание и проблема­тика философии истории существенно изменялись в ходе истори­ческого развития: от умозрительных представлений (вплоть до середины XIX в.) к синтезу философского и исторического зна­ния; от простого описания исторических фактов и событий к рас­крытию их внутреннего смысла, прояснению «общего плана» (за­кономерностей) истории, выявлению ведущих тенденций и на­правлений мировой истории.

Уже в античной философии содержались определенные пред­ставления о прошлом и будущем человечества, однако они еще не складывались в законченную систему взглядов. Начиная с XVI— XVII вв. философия истории становится одним из главных разде­лов философских систем. Ее становление как самостоятельной философской дисциплины исторически связано с именами Воль­тера, Вико, Гердера, Сен-Симона и особенно Гегеля.

Несмотря на умозрительность, схематизм, идеализм и мета­физичность (наиболее ярко проявившиеся у Гегеля), представите­ли философии истории смогли сформулировать целый ряд раци­ональных, позитивных идей, не потерявших своего значения по сей день. Среди них — идеи о закономерном ходе истории как процессе, о прогрессе в истории и его критериях, о единстве исто­рического процесса и многообразии его форм, о взаимосвязи сво­боды и необходимости и др. Были-сформулированы «зачатки» ма­териалистического понимания истории и показана необходимость исторического, диалектического подхода к ее исследованию.

Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — философ­ское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных (частных) наук и синтети­ческого объединения этих результатов. Философия же, как осо­бая наука, претендующая на самостоятельное исследование дей­ствительности, не имеет права на существование. «Наука — сама себе философия» — вот кредо позитивизма.


Глава У. Методология научного исследования_______________ 327

Основоположник позитивизма, французский ученый О. Конт (о ком выше шла речь), уже в ЗО-х гг. ХГХ в. провозгласил реши­тельный разрыв с философской («метафизической») традицией. Он считал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Это, по его мнению, не исключает синтеза частнона-учного знания, за которым можно сохранить старое название «фи­лософия». Последняя сводится, таким образом, к общим выво­дам из естественных и социально-гуманитарных наук.

Эти идеи Конта были развиты далее на последующих этапах эволюции позитивизма — в махизме (эмпириокритицизме) и в неопозитивизме (логическом позитивизме). Так, видный пред­ставитель последнего Л. Витгенштейн считал, что философия не является одной из наук и слово «философия» должно означать нечто, стоящее под или над, но не рядом с науками. По его мне­нию, цель философии — логическое прояснение мыслей. Мыс­ли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия при­звана делать ясными и отчетливыми.

Если философия Витгенштейном и признается возможной, то только лишь как «критика языка». Ее основная задача — борьба с дезориентирующим воздействием неправильного обращения с языком, которое, по его мнению, является источником всякого рода псевдопроблем (среди которых и проблема объективной ре­альности).

Таким образом, по мнению неопозитивистов, предметом фи­лософии должен быть язык (прежде всего язык науки) как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке. «Метафизика» (филосо­фия) рассматривается не просто как ложное учение, а как лишен­ное смысла с точки зрения логических норм языка. Противопос­тавляя науку философии, представители неопозитивизма счита­ли, что единственно возможным знанием является только специ­ально-научное знание. Традиционные философские вопросы объяв­лялись неопозитивизмом бессмысленной «метафизикой» на том основании, что они формулируются с помощью терминов, кото­рые являются псевдопонятиями, ибо определения последних не поддаются проверке.

Вместе с тем позитивизм оказал значительное влияние на ме­тодологию естественных и гуманитарных наук. Среди его дости-