Основы философии Haywg
кой ее стадии1. Европейская наука стартовала с принятия классня
ческой научной картины мира, основанной на достижениях Копер!
ника, Галилея и Ньютона и господствовавшей на протяжении доя
таточно продолжительного периода времени. Объяснительным эти
лоном считалась однозначная причинно-следственная зависимостш
Прошлое определяло настоящее так же изначально, как и настоя
щее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчЛ
таны и предсказаны. Классическая картина мира осуществлял^
описание объектов, как если бы они существовали изолированно, ■
строго заданной системе координат. Основным условием становЛ
лось требование элиминации всего того, что относилось к субъекЛ
познания, к возмущающим факторам и помехам. I
Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классЛ ческой, родилась под влиянием первых теорий термодинамик Л оспаривающих универсальность законов классической механикЛ С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газЛ нельзя представить как чисто механические системы. СкладывЛ лось убеждение, что в термодинамике случайные процессы окЛ зываются не чем-то внешним и побочным, они имманентны сиЛ теме. Переход к неклассическому мышлению был осуществлена период революции в естествознании на рубеже XIX—XX вв. ■ неклассической картине мира возникает более гибкая схема дЛ терминации, учитывается роль случая. Развитие системы мы Л лится направленно, но ее состояние в каждый момент временИ жестко и однозначно не детерминировано. ПредположителыЯ изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности Н больших чисел. Чем более отклонение, тем менее оно вероятноЯ тно, ибо каждый раз реальное явление приближается к генералЯ ной линии — «закону среднего». Отсутствие жесткой детерминЯ рованности на уровне индивидов сочетается с детерминированнЯ стью на уровне системы в целом. Новая форма детерминации воиИ ла в теорию под названием «статистическая закономерность». Не-1 классическое сознание постоянно ощущало свою предельную за-| висимость от социальных обстоятельств и одновременно питало! надежды на участие в формировании «созвездия» возможностей.!
Образ постнеклассической картины мира — древовидная вет вяшаяся графика — разработан с учетом достижений белыийскс. школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному м
1 См.: Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. Гл. III.
Глава III. Структура научного познания 239
менту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого «укола», чтобы система перестроилась, и возник новый уровень организации. В современной постнеклассической картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. В. Степин считает, что «постнеклассическая наука расширяет поле рефлексии над деятельностью, в рамках которой изучаются объекты. Она учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами»1. Включенность ценностно-целевых структур становится новой характеристикой постнекласеики. И если в неклассической картине мира изучаются саморегулируемые системы, то в постнеклассике речь идет о самоорганизующихся системах. Здесь в центре внимания находится осмысление процессов синергетики, весьма актуальных в современных исследованиях последних десятилетий.
Синергетику — теорию самоорганизации, родоначальником которой признан Г. Хакен2, характеризуют, используя следующие понятия: самоорганизация, стихийно-спонтанный структуроге-нез, нелинейность, открытые системы. Синергетика изучает открытые, т. е. обменивающиеся с внешним миром веществом, энергией и информацией, системы. В синергетической картине мира царит становление, обремененное многовариантностью и необратимостью. Бытие и становление объединяются в одно понятийное гнездо. Время создает или, иначе, выполняет конструктивную функцию. Нелинейность предполагает отказ от ориентации на однозначность и унифицированность, признание методологии разветвляющегося поиска и вариативного знания. Нелинейность как принцип философии науки отражает реальность как поле сосуществующих возможностей. К нелинейным системам относят такие, свойства которых определяются происходящими в них процессами так, что результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается иным, чем в случае отсутствия последнего.
1 Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 634.
2 См.: Хакен Г. Синергетика. М., 1980.
I