В.А. ГОРБУХОВ 6 страница

4) признание или непризнание кадровой политики на всех уровнях - от государства до организации;

5) толерантность;

6) другое.

Содержание социальной политики - создание благоприятных условий для жизнедеятельности людей, для социального воспроизводства индивидов, общественных групп, отношений между ними во всем многообразии их проявлений. В ходе проведения социальной политики реализуются права граждан на достойные условия жизни, участие в жизни общества.

Механизм реализации социальной политики включает в себя государственную идеологию, право, экономические и социальные стандарты, культуру и др.

Нужно отметить, что сам термин "социальная политика", несмотря на то, что последнее время он широко используется в официальных документах, достаточно не определен. Трактовки понятия "социальная политика" весьма различны как в зарубежной, так и отечественной литературе. Тем не менее социальную политику "можно определить как деятельность политических и общественных организаций разных уровней, направленную на предотвращение (преодоление) социальной напряженности, устойчивое воспроизводство и развитие социальной сферы, обеспечение удовлетворения жизненных потребностей людей, повышение уровня и совершенствование качества жизни, оказание социальной помощи нуждающимся в ней социальным группам" <1>.

--------------------------------

<1> Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учебное пособие. М., 2007. С. 109 - 110.

 

Социальная политика направлена на решение задачи по обеспечению наиболее полного удовлетворения индивидами своих жизненных потребностей. Социальная политика выражается в заботе о человеке на всех уровнях - государственном, территориальном, общественной организации, предприятия. Для выражения заботы о человеке используется разнообразный потенциал социальной системы: кадровый, финансовый, интеллектуальный.

Важнейшими принципами реализации социальной политики являются формирование системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей и норм, соблюдение критериев социальной безопасности общества, обеспечение государством минимальных жизненных стандартов всем членам общества при любых условиях. Задачей Российской Федерации является законодательное закрепление социальных нормативов: минимального прожиточного уровня, душевого и семейного дохода, потребительской корзины и другие.

Основными направлениями социальной политики являются:

- политика доходов населения: жизненного уровня, потребительской корзины, благосостояния;

- политика в сфере труда и трудовых отношений: оплата труда, социальное страхование, занятость населения;

- социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения: пенсионное обеспечение, социальное обслуживание;

- развитие отраслей социальной сферы: образования, культуры, охраны здоровья, спорта;

- развитие инфраструктуры: жилья, транспорта, дорог, связи, торгового и бытового обслуживания;

- экологическая политика;

- миграционная политика: миграционные процессы внутри страны и связанные с выездом за рубеж, защита интересов эмигрантов и иммигрантов;

- политика в отношении отдельных групп населения: пенсионеров, инвалидов, молодежи и других.

На государственном, региональном, отраслевом уровне и на уровне предприятия создаются условия, при которых люди способны обеспечить себе достойное существование. К этим условиям можно отнести регулирующее воздействие на формирование доходов, порядок выплаты заработной платы, на развитие образования, здравоохранения, досуговой сферы и т.п. К условиям, от которых зависит нормальное существование индивидов и социальных групп, относятся также организация охраны общественного порядка, окружающей среды, транспортного обслуживания населения, услуг связи, эффективного функционирования торгового и бытового обслуживания населения, обеспечение экологической безопасности, планировка, застройка, благоустройство населенных пунктов, дорожное строительство.

Решение этих задач осуществляется государством, субъектами РФ, муниципальными органами, прежде всего посредством разработки нормативных систем и контроля за их соблюдением, управления финансовыми потоками. Названные направления социальной политики реализуются прежде всего на муниципальном и региональном уровнях, а государство лишь разрабатывает общие принципы и законодательные основания их осуществления.

Эффективная социальная политика предполагает активное участие всего населения, регионов, местных сообществ, в силу чего управление социальной политикой осуществляется на трех уровнях.

Первый уровень социальной политики - государственный. Государство вырабатывает социальные стандарты и нормативы, которые гарантируют населению минимальный прожиточный уровень, доступ к образованию, медицинскому обслуживанию, обеспеченность продуктами питания, закрепленные в соответствующих правовых нормах.

Второй уровень социальной политики - региональный. На региональный уровень делегируются ресурсы и властные полномочия для гарантирования населению социальных благ. Эти ресурсы и властные полномочия используются регионами в соответствии с их социально-экономическими возможностями, что делает необходимым разработку социальной политики на региональном уровне. Региональные правительства и общественные структуры регионов определяют пути реализации региональной социальной политики в виде создания базы стабильных поступлений от уплаты налогов, выдвижение перспективных и привлекательных для местного населения идей, разработки принципов отбора кандидатов для участия в проекте регионального развития.

Третий уровень социальной политики - муниципальный. Муниципальным сообществам, органам местного самоуправления федеральный центр и субъекты Федерации делегируют ресурсы и властные полномочия для решения местных вопросов под их ответственность.

На всех трех уровнях управления социальной политикой выделяются существенные недостатки:

1) не сложился механизм зарабатывания средств на социальные нужды;

2) не соблюдаются минимальные социальные гарантии и права населения;

3) отсутствуют стратегические и тактические инициативы центральной, региональной и муниципальной власти по оздоровлению социокультурной сферы;

4) регионы практически не используют местные ресурсы на социальные нужды;

5) почти отсутствует эффективный механизм социальной защиты населения.

 

5.3. Институты социального управления

как разновидность институтов управления

 

Под институтом понимается устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и трансформирующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем.

К социальным институтам относятся политические, экономические, образовательные, культурные, религиозные учреждения и организации. Социальный институт понимается как совокупность учреждений, связанных выполнением общей функции. К примеру, к институтам производства относится совокупность организаций, объединенных экономической функцией; к институтам образования относят школы, лицеи, институты, колледжи, гимназии, академии, университеты, училища, а также регулирующие их деятельность департаменты и министерства.

Можно выделить важнейшие элементы института:

1) группа людей (персонал института);

2) материальные средства: техника, оборудование;

3) нормы и образцы поведения.

Таким образом, под организацией, учреждением понимается группа людей, осуществляющих совместную упорядоченную деятельность.

Социальный институт можно понимать как устойчивую форму организации общественной жизни и деятельности людей. В этом случае социальные институты рассматриваются как целостные подсистемы общества: производство, наука, искусство, образование, религия, здравоохранение и т.д.

Институтами называют обычаи, традиции, нормы поведения в обществе. В литературе по управлению под институтами понимают действующую в исторических условиях совокупность социально-экономических норм и правил.

Функции социальных институтов подразделяются на универсальные и специфические. Универсальные функции характерны для всех социальных институтов. Более детально рассматривая универсальные функции, можно выделить следующие:

1) функция упорядочения, закрепления и воспроизводства деятельности и общественных отношений;

2) регулятивные функции;

3) функции социализации институтов;

4) коммуникативные функции.

Каждая из универсальных функций значима по тому показателю, как она организована тем или иным институтом. У правовых институтов преобладающей является регулятивная функция, так как в разных отраслях права организуется и реализуется деятельность во всех сферах социальной жизни общества. Функция социализации, освоения системы знаний и навыков действий, норм и образцов поведения выступает главенствующей для культурных и образовательных институтов.

Специфическая функция присуща только какому-либо одному виду института. Военным и правовым институтам присущи функции обеспечения безопасности членов общества, защита их жизни, здоровья, имущества. Институты семьи обеспечивают воспроизводство новых поколений, заботу о детях, родственниках. Экономические институты распределяют материальные ценности между членами общества, организуют обмен для создания оптимальных условий существования общества, социальных общностей, отдельных индивидов. Религиозные институты организуют деятельность верующих людей для удовлетворения их религиозных потребностей. Институты образования удовлетворяют потребности личности в получении образования, повышении его уровня и уровня культуры.

Социальные институты характеризуются как важнейшее средство социального контроля, упорядочение действий и отношений между людьми в различных аспектах социальной реальности. Как уже не раз отмечалось, управление в обществе представляет собой взаимодействие управляемых и управляющих субъектов, основанное на том, что субъект управления вырабатывает решения, доводит их до исполнителя и контролирует исполнение, а другая сторона эти решения исполняет.

Институты социального управления "представляют собой один из видов социальных институтов вообще и социальных институтов управления в частности" <1>. Институты управления представляют собой вид социальных институтов. Институты социального управления - это разновидность институтов управления.

--------------------------------

<1> Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учебное пособие. М., 2007. С. 143.

 

5.4. Классификация социальных институтов

 

Социальные институты удовлетворяют различные потребности социальных общностей и индивидов. В зависимости от того, что представляют собой эти потребности, от специфики действий и отношений, регулируемых институтами, выделяют виды социальных институтов.

Первым классифицировал социальные институты Г. Спенсер, который выделил 6 типов:

1) семейные институты;

2) обрядовые институты;

3) церковные институты;

4) политические институты;

5) профессиональные институты;

6) промышленные институты.

Большинство современных авторов и ученых делят институты на экономические, политические, воспитательные, культурные, религиозные, семейные, военные, правовые, социальные в узком смысле слова и т.д.

Экономические институты организуют хозяйственную деятельность, они удовлетворяют потребность общества в средствах существования - это институты собственности, рынка, производства. Политические институты являются институтами власти; они удовлетворяют потребность общества в безопасности и социальном порядке - это институты власти, государства, политических движений и партий. Институты образования включают в себя науку и культуру - обеспечивают потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, в подготовке кадров. Религиозные институты организуют коллективное почитание богов, они обеспечивают потребность решения духовных проблем, поиска смысла жизни. Семейные институты регулируют половые отношения, рождение и социализацию детей, они удовлетворяют потребность в воспроизводстве рода. Военные институты организуют законное наследие.

Социальные институты - это институты образования, семьи, социальной защиты, здравоохранения.

Важнейшим критерием классификации социальных институтов служит дифференциация деятельности и общественных отношений.

В обществах, которые находились на ступени родоплеменной организации социальной жизни, социальные связи реализовывались в форме непосредственной коллективной жизнедеятельности, род и семья представляли собой универсальные формы социальной жизни. В позднеродовом обществе и общинах выделяются группы людей, которые возлагают на себя роль по управлению важнейшими делами всего рода, а также отправлению религиозных обрядов. Чем дальше усиливалась дифференциация деятельности, тем больше это вело к формированию особых учреждений и институтов - политических и религиозных, без которых уже не могло осуществляться управление обществом.

В доиндустриальном обществе семейные и религиозные институты были господствующими в организации деятельности. В этот период религиозные нормы и правила регулировали практически все стороны жизни общества, в том числе экономические, внутрисемейные отношения. Религиозные нормы являлись основой законодательства и судопроизводства того времени; деятельность образовательных и культурных учреждений также была подчинена религиозным догмам.

В нашем современном обществе господствующими регуляторами являются в основном светские институты.

 

5.5. Институты государственного управления

 

Традиционно с зарождением государства выделялись его важнейшие функции. Основной функцией государства, в которой выражалась его сущность, является упорядочение и улучшение жизнедеятельности людей. В данном случае речь идет об управлении делами общества, упорядоченности как деятельности входящих в него групп и общностей, так и отношений с другими государствами. В связи с этим выделяют внешние и внутренние функции государства.

Выделяемые в качестве одного из основных видов социальных институтов - политические считаются институтами управления. В литературе именно государство рассматривается как главный институт управления.

К основным функциям государства на современном этапе, в которых проявляется его сущность как субъекта управления обществом, относят следующие:

1) функция обеспечения целостности и сохранности общества. Эта функция государства является политической функцией, потому что конечная цель политики определяется как создание условий для спокойного и гармоничного функционирования общества. Государство должно участвовать в интересах всего общества, а не в интересах только одних групп этого общества. Если деятельность государства и его учреждений не приводит к достижению в обществе взаимопонимания и стабильности, то эти государственные учреждения не оправдывают своего существования;

2) социальная функция. Она заключается в обеспечении государством на всей его территории прав и свобод каждого человека и гражданина. Конституция указывает, что защита прав и свобод человека и гражданина, а также их соблюдение и признание - обязанность государства. В рамках этой функции провозглашаются права и свободы человека, создание условий для развития человека в рамках различных социальных общностей, для самореализации личности;

3) экономическая функция состоит в создании организационно-правовых предпосылок для упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества и обеспечения экономической безопасности и самостоятельности страны. Задачей современного Российского государства при осуществлении экономической функции является формирование нормативной базы для экономической деятельности ее различных субъектов, а не детальное определение показателей экономической деятельности каждой отрасли производства, региона страны, предприятия, как это имело место в Советском Союзе при плановой экономике;

4) функция поддержания свободы, суверенитета государства в рамках мирового сообщества. Внешняя функция государства по поддержанию суверенитета включает в себя укрепление международного сотрудничества с большим числом государств, содействие развитию международных организаций, поддерживающих мир и спокойствие, мировой порядок.

Для реализации функций государства создаются государственные органы и учреждения. Для реализации функций государственного управления выбираются либо назначаются политические лидеры страны:

1) Президент РФ;

2) Председатель Правительства РФ;

3) руководители субъектов РФ;

4) депутаты законодательного собрания;

5) министры;

6) судьи

7) и др.

В государстве формируется государственная служба, осуществляющая профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Такой профессиональной деятельностью можно заниматься лишь в органах государственной власти. Государственные органы - составная часть государственного аппарата, учреждаемая в законном порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

Реализация государством своих функций предполагает наличие системы государственных институтов. Государственные институты относятся к институтам управления.

Институты государственного управления регламентируют деятельность и взаимоотношение субъектов государственного управления. К субъектам государственного управления относят Президента РФ, Правительство РФ, законодательные органы, различные государственные учреждения исполнительной власти. Институты государственного управления регламентируют воздействие на управляемых субъектов с целью реализации государственной политики.

Деятельность по государственному управлению содержит в себе два аспекта. Первый аспект государственного управления состоит в разработке законодательных актов, подзаконных нормативных актов (указов, распоряжений, положений, инструкций, приказов), программ, проектов для непосредственного исполнения управляемыми субъектами, в создании возможностей и условий для того, чтобы государственные решения претворялись в жизнь, а не носили лишь декларативный характер. Второй аспект государственного управления заключается в выработке норм и правил, касающихся действий и взаимоотношений власти, политических деятелей и государственных служащих.

В качестве управляемых субъектов государственного управления выступают граждане государства, субъекты Федерации, муниципальные образования, социальные общности.

Для осуществления государственного управления создаются как институты, обеспечивающие взаимодействие управляемых субъектов и субъектов управления, воздействие последних на объект управления, так и институты, организующие деятельность самих субъектов управления.

Принятие правильных законов, разработка хороших программ развития различных сфер общества и отсутствие в деятельности позитивных сдвигов - это реалии российской жизни.

Выход из создавшегося в России положения в управлении нашим государством в бархатной буржуазной революции. Буржуазия происходит от французского слова "буржуа", дословно переводимого как "горожанин". То есть любой человек, который обеспечивает себя и семью, не нанимаясь к кому-либо на работу, а находя способ самостоятельно заработать на жизнь. Если в законодательную и исполнительную власть придут люди, которые заработали деньги честным бизнесом, создавшие сотни и тысячи рабочих мест, открывшие бесплатные столовые для неимущих, содержащие детские дома и делающие все, что в их силах, ситуация в стране радикально изменится.

Для того чтобы Россия ожила, нужно не так уж и много. Но это не столь многое очень и очень трудно осуществимо. Нормальный парламент, в котором будут представлены люди, сделавшие себе имя и карьеру в реальном секторе экономики. Нормальное правительство, в котором также будут люди, знающие о предпринимательстве не понаслышке.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации государственную власть осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание - парламент РФ;

3) Правительство РФ;

4) суды РФ.

Для характеристики каждого из указанных институтов власти, необходимо знать их:

1) статус - общественно-значимое место, роль в обществе, функции и полномочия;

2) компетенцию - круг вопросов. Предметов ведения, которые данный институт имеет право и способен решать;

3) функции - виды деятельности, которые данный институт призван осуществлять в рамках своей компетенции;

4) полномочия - совокупность прав и обязанностей, реализуемых в рамках установленной компетенции, при осуществлении заданных функций.

Президент - глава государства, избираемый гражданами либо парламентом на установленный конституцией срок. Глава государства избирается гражданами путем прямых или косвенных выборов в президентских и смешанных формах правления.

Участие президента в осуществлении власти зависит от формы правления страны. Роль президента в парламентских республиках ограничена функциями главы государства и сводится к согласованию действий трех ветвей власти. В руках президента президентской республики сосредоточена значительная повседневная власть, он - глава государства и глава исполнительной власти, ключевая фигура в механизме государственного управления. Смешанная форма правления имеет цель - сбалансировать власть, разделить полномочия между ее ветвями так, чтобы обеспечить их взаимодействие и взаимный контроль.

Институт президентства учрежден в России по результатам всенародного референдума, проведенного 17 марта 1991 года.

Президент РФ является главой государства, он не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти. Его роль как главы государства состоит в следующем:

1) является гарантом Конституции РФ;

2) является гарантом прав и свобод человека и гражданина;

3) является гарантом государственной целостности, независимости и суверенитета;

4) он координатор деятельности властных структур государства;

5) является представителем РФ внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ можно сгруппировать по сферам его деятельности.

Первая группа полномочий Президента РФ - его права и обязанности, связанные с деятельностью Федерального Собрания РФ. Президент РФ назначает выборы Государственной Думы, может ее распускать; вносить законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы и т.д.

Ко второй группе полномочий Президента РФ относятся права и обязанности, связанные с деятельностью Правительства. Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; назначает на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров; отменяет постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ.

Третью группу полномочий Президента РФ составляют его права и обязанности в области безопасности и международных отношений. Президент РФ возглавляет Вооруженные Силы РФ - является Верховным Главнокомандующим; формирует и возглавляет Совет Безопасности; утверждает военную доктрину страны; вводит режим военного положения; осуществляет руководство внешней политикой и др.

Четвертая группа полномочий Президента РФ - его компетенция, связанная с координацией деятельности властных структур государства. Он может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам.

Пятая группа полномочий Президента РФ - кадровая политика и назначение высших должностных лиц: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; формирует Администрацию Президента РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; награждает государственными грамотами, наградами, присваивает высшие воинские и высшие специальные звания и др.

Законодательная власть представляет собой ту составную часть государственной власти, основной сферой деятельности которой является принятие законов, а также других правовых актов. К ее задачам относится дополнение или изменение уже существующих государственных законов, а в определенных случаях и их отмена. Парламент является высшим выборным законодательным органом власти, осуществляющим представительство основных социально и политически активных групп населения.

В Российской Федерации Федеральное Собрание - двухпалатный орган, и его структура отражает федеративное устройство России. Верхняя палата - Совет Федерации представляет субъекты Федерации, интересы политико-административных, административно-территориальных образований. Нижняя палата - Государственная Дума выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов.

Основной функцией Федерального Собрания является функция законодательства. Из двух палат парламента Государственная Дума играет основополагающую роль в законодательном процессе.

Законодательный процесс - установленный законами и регламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества.

Контроль за деятельностью Правительства осуществляется Федеральным Собранием совокупностью контрольных полномочий. Контроль за исполнительной властью носит политический характер, но осуществляется в юридических формах. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров - важная часть компетенций Федерального Собрания. Полномочия в области обороны и безопасности Федерального Собрания РФ предусматривают обязательное участие обеих палат в процедуре отрешения Президента от должности.

Исполнительная власть и ее органы часто именуют административной властью. На нее возложено непосредственное управление государственными делами. Исполнительная власть представляет Правительство - коллегиальный орган, в состав которого входят руководители министерств и центральных ведомств. Правительство именуется по-разному, чаще совет министров или кабинет министров.

Правительство РФ - совокупный федеральный орган исполнительной власти, вбирающий в себя все федеральные органы исполнительной власти. Правительство - высший орган федеральной исполнительной власти. Правительство РФ - коллегиальный орган. Его постановления принимаются на заседаниях Правительства, коллегиях, и ответственность Правительства - коллегиальная. В состав Правительства входят заместители Председателя - первые и курирующие отдельные сферы общественной жизнедеятельности, а также федеральные министры. Правительство имеет аппарат. Компетенция Правительства, как и Президента РФ, определяется ведением Федерации и совместным ведением РФ и ее субъектов.

Полномочия Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Прежде всего - в сфере формирования государственного аппарата и руководства его деятельностью. Правительство направляет и координирует деятельность госаппарата через министерства, департаменты и другие ведомства.

Исполнение законов - важнейшее направление деятельности Правительства. Правительство и его учреждения, ведомства принимают во исполнение законов свои акты, вырабатывают различные программы реализации законов. Федеральное Правительство осуществляет надзор за тем, чтобы субъекты Федерации исполняли федеральные законы в соответствии с действующим правом.

Нормотворческая деятельность Правительства тесно связана с исполнением законов. Различного рода нормативные акты, прежде всего постановления Правительства, принимаются по вопросам, входящим в его компетенцию.

Еще одно из основных направлений Правительства РФ - составление и исполнение бюджета. Здесь инициатива всецело принадлежит Правительству РФ.

Осуществление внешней политики - также одно из основных направлений деятельности Правительства. Федеральное Правительство РФ представляет интересы страны в международных организациях; заключает международные договоры РФ в соответствии со своей компетенцией; регулирует внешнеэкономическую деятельность, осуществляет контроль в этой области.

Возглавляет Правительство РФ его Председатель. Он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу, распределяет обязанности между своими заместителями, утверждает регламент работы Правительства.

Аппарат Правительства:

- готовит протоколы заседания Правительства РФ;

- осуществляет контроль за исполнением поручений, данных на заседаниях Правительства и его Президиума;

- готовит проекты постановлений и распоряжений Правительства;

- публикует акты Правительства, имеющие нормативный характер.