Тесты для контроля и самоконтроля
Для реализации этих задач, эффективного посткризисного развития следует отказаться от прежних представлений, изменить экономическую стратегию и перейти от слов к делу. Иначе Россия может остаться на задворках истории, стать сырьевым придатком развитых стран.
Вопросы для самоконтроля
1. Является ли Российская Федерация социальным правовым государством?
Почему?
2. Каковы основные направления государственно-правовых и социально-экономических реформ президента РФ В.В. Путина?
3. Что такое вертикаль власти и как она была укреплена президентом Российской Федерации?
4. В чем значение приоритетных национальных проектов в повышении жизненного уровня граждан?
5. Какие проблемы в российской экономике следует решать в посткризисный период в первую очередь?
6. Каковы достижения России с социальной сфере в первое десятилетие ХХI в.?
7. Какие острые проблемы в социальной сфере остаются нерешенными?
8. Назовите внешние и внутренние причины кризиса в России 2008–2010 гг.
9. К каким положительным результатам привела реализация антикризисной программы правительства?
Заключение
Основная функция отечественной истории состоит в том, чтобы быть социальной памятью общества. А задача молодого поколения – изучать исторический опыт своей страны, чтобы лучше знать жизнь своих предков, учиться на их ошибках, разбираться в сегодняшней политике. Поэтому так важно сегодня историческое образование. Сегодня оно является настоятельной потребностью обеспечения процессов, определяющих российскую действительность и направленных на политическое и экономическое реформаторство, духовное и нравственное обновление общества.
История Отечества свидетельствует, что государство и общество вынуждены осуществлять преобразования, модернизации, реформы, чтобы соответствовать новым требованиям. Опыт соседних государств показывает, что отказ от реформ, от модернизации политической системы и государственного управления может обернуться социальным взрывом, «цветной» революцией, наподобие оранжевой революции в Украине, «революции роз» в Грузии или «тюльпановой революции» в Киргизии. В этих странах государственное управление не отвечало новому времени, своевременно не модернизировалось. Поэтому оно не смогло справиться с массовым возмущением огромных слоев общества, недовольных условиями своей жизни в XXI в.
Революция в отличие от реформы предполагает коренную ломку государственного строя, всей системы государственного управления. В связи с тем, что почти все революции сопровождаются большими человеческими жертвами и страданиями народа (на примере революций в России это хорошо видно), то для общественного прогресса своевременные реформы все-таки предпочтительнее. Реформы, в отличие от революции, не разрушают старое, а опираясь на лучшее, сохраняя все ценное, определенную преемственность, созидают новое, отвечающее требованиям времени.
Государственные реформы только тогда можно считать успешными, когда они решают проблемы, стоящие перед обществом, способствуют социально-экономическому развитию страны, повышают качество жизни ее граждан. Кроме того, реформы должны проводиться с учетом объективных предпосылок, потребностей общества. Многие реформы, навязанные сверху, не воспринятые народом, обречены на неудачу. Если говорить о России, то вся история ее реформ свидетельствует о том, что государственно-правовые изменения, совершенствование государственного управления зачастую осуществляются с опозданием. Из-за несвоевременного поведения модернизации экономики и общественных отношений с целью решения накопившихся социально-экономических проблем реформы обернулись для нашего народа «шоковой терапией».
Одна из главных причин безуспешности российских реформ состоит в том, что вместо сознательного, целенаправленного преобразования общества, модернизации государства и институтов государственного управления в России проводились перманентные слияния-разделения министерств и ведомств, других органов государственной власти и управления.
Причина низкой эффективности власти в современной России состоит в том, что подбор кадров в центральные и региональные органы государственного управления все еще оставляет желать лучшего. Практика реализации приоритетных национальных проектов, целевых программ развития экономики и социальной сферы убедительно доказывает, что знание российскими чиновниками современной науки государственного управления все еще является «очень большой редкостью». Этот факт признавался главой государства в одном из очередных посланий Федеральному собранию.
Несмотря на принцип независимости ветвей власти, заложенный в действующей Конституции, до сих пор исполнительная власть вмешивается в дела законодательных и судебных органов. Российское чиновничество, как показывает исторический опыт, никогда не соблюдало принцип независимости судов. Представители исполнительной власти и в наши дни стремятся влиять на судебные решения. Поэтому многие права, прописанные в Конституции и закрепленные в других законах, не защищаются судом.
Сегодня российский суд либо боится принимать решения, противоречащие указаниям «сверху», либо сам является частью вертикали власти. В результате суд в России не воспринимается местом, где следует искать справедливость, защиту от чиновничьего произвола. В цивилизованных государствах гражданин может защитить свои права в суде, надеяться на то, что его дело будет рассмотрено по закону. В России гражданин чаще обращается за защитой законных прав к президенту, председателю правительства, что свидетельствует не только о зависимости нашей судебной системы, но и говорит об отсутствии правового государства. Российское население привыкло видеть в главе государства царя-батюшку, своего спасителя и избавителя. Это обусловлено тем, что на Руси правили царствующие особы, но не законы.
В исторических условиях слабости представительных (общественных) институтов роль монарха в России всегда была очень велика. Очередной самодержец мог «перевернуть» Россию, как Пётр I, мог надолго её «подморозить», как это сделал Николай I или придать импульс модернизации, как Александр II. С приходом нового Президента Российской Федерации у многих россиян появилась надежда на то, что Россия все же станет современной страной с развитым гражданским обществом. Обществом, свободным от чиновничьего беспредела, от коррупции, от несправедливости и беззакония. Однако пока эта надежда, к сожалению, далека от реализации.
Преобразования, произошедшие в России за последние годы, в том числе создание новой вертикали власти, круто и необратимо изменили облик государства, его социально-политический и экономический строй. Однако не все преобразования однозначно восприняты обществом. Лозунг «Свобода лучше несвободы» обернулся закрытием программы «Свобода слова», разгромом независимых телеканалов «НТВ» и «ТV–6», убийствами Анны Политковской, Дмитрия Холодова, избиением Михаила Бекетова, Олега Кашина и сотен других независимых журналистов, а также проектом драконовского закона о полиции.
В последнее время в России участились нападения не только на журналистов, но и на адвокатов, правозащитников, других представителей гражданского общества. Стоит ли удивляться, что думающие люди не стремятся к самореализации в России, мечтают работать за границей, где созданы более комфортные условия для труда и отдыха. Не в этом ли кроется разгадка феномена, что получив образование в России, ученые уезжают из страны и работают за рубежом, как это произошло с Нобелевскими лауреатами 2010 г. россиянами К. Новоселовым и А.Геймом? Не потому ли нынешние организаторы наукограда в «Сколково», завлекая маститых ученых и удачливых бизнесменов со всего мира, обещают инноваторам отличные от остальной России условия для работы?
Автор выражает надежду, что реформы, проводимые В.В. Путиным и Д.А. Медведевым, будут доведены до логического конца, и Россия займет достойное место в ряду правовых, демократических государств Европы. «Без сомнения, мы видим масштаб предстоящей работы, – заявил руководитель страны в очередном послании Федеральному собранию. – Уверен, мы с этой работой справимся».
Литература
Архипова Т. Г., Румянцев М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России XVIII–XX веков. – М., 2000.
Великие реформы в России 1856–1874 гг. – М., 1992.
Верт Н. История советского государства (1900–1991). – М., 1992.
Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В. Сталина. В 2 кн. – М., 1989.
Еремян В.В. Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала ХХ века): Учебное пособие для высшей школы. – М., 2003.
Ерошкин Н.А. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1983.
Зверев В.В. История России с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие. – М., 2006.
Зубкова Е.Н. Общество и реформы, 1945–1964 гг. – М., 1993.
Зуев М.Н. История России: Учебное пособие для вузов. – М., 2005.
Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие. – М., 2005.
Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – М., 2006.
История государства и права России: Учебник / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев и др.; под ред. Ю.П. Титова. – М., 2005.
История государственного управления в России: Учебник / Под ред. В. Г. Игнатова. – Ростов н/Д, 2005.
История государственного управления в России: Учебник / Под общ. ред. Р. Г. Пихои. – М., 2006.
История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.– М., 2006.
Кабышев В. Г. Становление конституционного строя в России. – Саратов, 1993.
Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 2007.
Ключевский В.О. Избранные лекции «Курса русской истории». – Ростов н/Д, 2002.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994.
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 2006.
Конституция СССР. Политико-правовой комментарий. – М., 1982.
Коровин В.В. История отечественных органов безопасности. – М., 1998.
Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. – М., 1986.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 2007.
Лузянин С. Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004–2008 гг.). – М., 2007.
Мельгунов С.Х. Красный террор в России 1918–1923. – М., 1990.
Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. Сталинизм и война. – М., 1998.
Мерцалов А.А., Моисеев В.В. К вопросам о социально-экономическом развитии России. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Орел, 2008.
Моисеев В.В. История государственного управления в России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2010.
Моисеев В.В. История государственно-правовых реформ в России. Учебник. – Орел, 2007.
Моисеев В.В. История России. Учебник. – Орел, 2008.
Моисеев В.В. Россия в глобальном кризисе. – Орел, 2009.
Моисеев В.В. Социальная политика России. – Орел, 2010
Омельченко Н.А. История государственного управления в России: Учебник. – М., 2006.
Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. – М., 2005.
Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России от Юрия Долгорукова до наших дней. – М.,1997.
Сизиков М.И. История государства и права России с конца ХVII в. до начала ХIХ в. – М., 1998.
Сокольский Ю.М. Цари и министры (популярные очерки). – СПб, 1998.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 1988.
Федоров В.А. История России. 1861–1917. – М., 1998.
Цечоев В.К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г. – Ростов н/Д, 2000.
Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России XIX–XX вв.: Учеб. пособие. – Ростов н/Д, 2000.
Задание № 1. В советский период отечественной истории главной социальной функцией исторического знания считалось формирование у всех членов общества…
а) научного марксистского мировоззрения;
б) идейного плюрализма;
в) критического отношения к политическому режиму;
г) уважительного отношения к традиционным религиям.
Задание № 2. Отрасль исторической науки, изучающая первобытные, древние и средневековые вещественные источники и реконструирующая по ним прошлое человеческого общества, называется…
а) археология;
б) историография;
в) историческая хронология;
г) этнография.
Задание № 3. Ретроспективный метод исторического познания заключается в…
а) раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития исторических объектов в пространстве и во времени; | в) сопоставлении исторических событий и объектов; |
б) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события; | г) классификации исторических явлений, событий, объектов. |
Задание № 4. В современной исторической науке широкое распространение получил антропологический подход, который приоритетную роль отводит…
а) человеку, его внутреннему миру;
б) географическому фактору;
в) способу производства;
г) классовой борьбе.
Задание № 5. Любеческий съезд князей 1097 г. принял решение о…
а) введении уроков и погостов;
б) прекращении княжеских усобиц;
в) составлении первого письменного свода законов;
г) принятии монотеистической религии на Руси.
Задание № 6. Главным должностным лицом в системе новгородского управления был…
а) архиепископ;
б) посадник;
в) тысяцкий;
г) князь.
Задание № 7. Город, избежавший разорения в ходе похода хана Батыя в 1237–1238 гг., назывался…
а) Рязань;
б) Новгород Великий;
в) Владимир;
г) Киев.
Задание № 8. Москва стала церковной столицей Руси в период правления князя…
а) Данила Александровича;
б) Юрия Долгорукого;
в) Дмитрия Донского;
г) Ивана Калиты.
Задание № 9. Земельное владение, предоставляемое на условиях несения службы, называется…
а) удел;
б) вотчина;
в) поместье;
г) посад.
Задание № 10. Поход Ермака в 80-е гг. XVI в. положил начало присоединению к России…
а) Астраханского ханства;
б) Западной Сибири;
в) Казанского ханства;
г) Балтийского побережья.
Задание № 11. Михаил Федорович Романов был избран царем на Земском соборе в ____ году.
а) 1613;
б) 1605;
в) 1584;
г) 1598.
Задание № 12. В 1670–1671 гг. произошло восстание под предводительством…
а) Богдана Хмельницкого;
б) Семена Дежнева;
в) Ивана Болотникова;
г) Степана Разина.
Задание № 13. Решающее сражение между войсками Петра Ι и Карла ΧΙΙ произошло под Полтавой в _____ году.
а) 1695;
б) 1721;
в) 1714;
г) 1709.
Задание № 14. К мероприятиям политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины ІІ относилось…
а) введение подушной подати;
б) создание Государственного совета;
в) издание Жалованной грамоты дворянству;
г) создание Верховного тайного совета.
Задание № 15. «Русская правда» П.И. Пестеля содержала требование…
а) национализации;
б) секуляризации монастырских земель;
в) введения конституционной монархии;
г) установления в России республики.
Задание № 16. В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано первое «Философическое письмо», написанное…
а) П.Я. Чаадаевым;
б) А.И. Герценом;
в) А.Х. Бенкендорфом;
г) А.С. Хомяковым.
Задание № 17. С крестьянской реформой 1861 г. связано понятие…
а) «подворное обложение»;
б) «обязанные крестьяне»;
в) «выкупные платежи»;
г) «вольные хлебопашцы».
Задание № 18. Установите соответствие между фамилиями общественных деятелей и их принадлежностью к течениям общественной мысли.
1. П.И. Пестель марксист
2. К.Д. Кавелин декабрист
3. Г.В. Плеханов западник
Задание № 19. Ключевым положением марксизма является утверждение о том, что…
а) основа развития России – самодержавие, православие, народность; | в) идеальная форма правления для России – конституционная монархия; |
б) важнейшая движущая сила социалистической революции – пролетариат; | г) Россия перейдет к социализму, минуя капитализм, благодаря сохранению общинно-артельных традиций. |
Задание № 20. Одной из особенностей политического устройства России в начале XX в. являлось…
а) отсутствие у императора права роспуска Государственной думы; | в) прямое и тайное голосование за кандидатов; |
б) признание Государственной думы верхней палатой парламента; | г) непропорциональное представительство в Думе различных слоев общества. |
Задание № 21. К военным действиям на Восточном фронте в 1914 г. относятся…
а) Галицийская битва;
б) Брусиловский прорыв;
в) Цусимское сражение;
г) Восточно-Прусская операция.
Задание № 22. В первом составе Временного правительства, созданного в марте 1917 г., А. Ф. Керенский занимал пост…
а) военного и морского министра;
б) министра иностранных дел;
в) министра юстиции;
г) главы правительства.
Задание № 23. Учредительное собрание было разогнано большевиками в…
а) декабре 1917 г.;
б) январе 1918 г.;
в) октябре 1917 г.;
г) марте 1918 г.
Задание № 24. Одним из руководителей Красной Армии в годы Гражданской войны (1918–1920) был…
а) А.И. Деникин;
б) М.В. Фрунзе;
в) А.В. Колчак;
г) М.Д. Скобелев.
Задание № 25. Одним из главных итогов форсированной индустриализации, проводимой в СССР в конце 1920-х – 1930-е гг., было…
а) переход частных предприятий в собственность государства; | в) создание крупного машинного производства; |
б) введение всеобщей трудовой повинности; | г) установление хозрасчета на предприятиях. |
Задание № 26. В 1934 г. СССР вступил в международную организацию, которая называлась…
а) Совет Безопасности;
б) Коминтерн;
в) Лига Наций;
г) ООН.
Задание № 27. 8 мая 1945 г. Акт о безоговорочной капитуляции германии от имени Верховного главнокомандования подписал маршал СССР…
а) К.К. Рокоссовский;
б) Г.К. Жуков;
в) И.Х. Баграмян;
г) А.М. Василевский.
Задание № 28. Одним из итогов социально-экономической политики в послевоенный период (1945–1953) было…
а) проведение либерализации цен;
б) введение продразверстки;
в) создание концессий;
г) восстановление промышленного производства к 1948 г.
Задание № 29. Одной из причин недовольства населения политикой Н.С. Хрущева к началу 1960-х гг. стало…
а) отмена карточной системы;
б) значительное повышение цен на продукты;
в) строительство блочно-типовых домов;
г) выдача паспортов колхозникам.
Задание № 30. Согласно Конституции СССР 1977 г., в стране провозглашалась…
а) монополия КПСС на власть;
б) введение многопартийности;
в) построение социализма;
г) введение поста президента СССР.
Задание № 31. Установите правильную последовательность событий, связанных с взаимоотношениями СССР и стран социалистического лагеря.
Карибский (Кубинский) кризис
Роспуск СЭВ
Урегулирование отношений с Югославией
Ввод войск стран ОВД в Чехословакию
Задание № 32. Курс, направленный на реформирование страны в_______гг., получил название «перестройка».
а) 1945–1953;
б) 1985–1991;
в) 1953–1964;
г) 1964–1982.
Тесты составлены на основе вопросов к тестам по федеральному экзамену профессионального образования (ФЭПО). Тесты ФЭПО – основной вид контроля знаний студентов в период аккредитации и лицензирования вузов.