Тесты для контроля и самоконтроля

Для реализации этих задач, эффективного посткризисного развития следует отказаться от прежних представлений, изменить экономическую стратегию и перейти от слов к делу. Иначе Россия может остаться на задворках истории, стать сырьевым придатком развитых стран.

Вопросы для самоконтроля

 

 

1. Является ли Российская Федерация социальным правовым государством?

Почему?

2. Каковы основные направления государственно-правовых и социально-экономических реформ президента РФ В.В. Путина?

3. Что такое вертикаль власти и как она была укреплена президентом Российской Федерации?

4. В чем значение приоритетных национальных проектов в повышении жизненного уровня граждан?

5. Какие проблемы в российской экономике следует решать в посткризисный период в первую очередь?

6. Каковы достижения России с социальной сфере в первое десятилетие ХХI в.?

7. Какие острые проблемы в социальной сфере остаются нерешенными?

8. Назовите внешние и внутренние причины кризиса в России 2008–2010 гг.

9. К каким положительным результатам привела реализация антикризисной программы правительства?

 

Заключение

Основная функция отечественной истории состоит в том, чтобы быть социальной памятью общества. А задача молодого поколения – изучать исторический опыт своей страны, чтобы лучше знать жизнь своих предков, учиться на их ошибках, разбираться в сегодняшней политике. Поэтому так важно сегодня историческое образование. Сегодня оно является настоятельной потребностью обеспечения процессов, определяющих российскую действительность и направленных на политическое и экономическое реформаторство, духовное и нравственное обновление общества.

История Отечества свидетельствует, что государство и общество вынуждены осуществлять преобразования, модернизации, реформы, чтобы соответствовать новым требованиям. Опыт соседних государств показывает, что отказ от реформ, от модернизации политической системы и государственного управления может обернуться социальным взрывом, «цветной» революцией, наподобие оранжевой революции в Украине, «революции роз» в Грузии или «тюльпановой революции» в Киргизии. В этих странах государственное управление не отвечало новому времени, своевременно не модернизировалось. Поэтому оно не смогло справиться с массовым возмущением огромных слоев общества, недовольных условиями своей жизни в XXI в.

Революция в отличие от реформы предполагает коренную ломку государственного строя, всей системы государственного управления. В связи с тем, что почти все революции сопровождаются большими человеческими жертвами и страданиями народа (на примере революций в России это хорошо видно), то для общественного прогресса своевременные реформы все-таки предпочтительнее. Реформы, в отличие от революции, не разрушают старое, а опираясь на лучшее, сохраняя все ценное, определенную преемственность, созидают новое, отвечающее требованиям времени.

Государственные реформы только тогда можно считать успешными, когда они решают проблемы, стоящие перед обществом, способствуют социально-экономическому развитию страны, повышают качество жизни ее граждан. Кроме того, реформы должны проводиться с учетом объективных предпосылок, потребностей общества. Многие реформы, навязанные сверху, не воспринятые народом, обречены на неудачу. Если говорить о России, то вся история ее реформ свидетельствует о том, что государственно-правовые изменения, совершенствование государственного управления зачастую осуществляются с опозданием. Из-за несвоевременного поведения модернизации экономики и общественных отношений с целью решения накопившихся социально-экономических проблем реформы обернулись для нашего народа «шоковой терапией».

Одна из главных причин безуспешности российских реформ состоит в том, что вместо сознательного, целенаправленного преобразования общества, модернизации государства и институтов государственного управления в России проводились перманентные слияния-разделения министерств и ведомств, других органов государственной власти и управления.

Причина низкой эффективности власти в современной России состоит в том, что подбор кадров в центральные и региональные органы государственного управления все еще оставляет желать лучшего. Практика реализации приоритетных национальных проектов, целевых программ развития экономики и социальной сферы убедительно доказывает, что знание российскими чиновниками современной науки государственного управления все еще является «очень большой редкостью». Этот факт признавался главой государства в одном из очередных посланий Федеральному собранию.

Несмотря на принцип независимости ветвей власти, заложенный в действующей Конституции, до сих пор исполнительная власть вмешивается в дела законодательных и судебных органов. Российское чиновничество, как показывает исторический опыт, никогда не соблюдало принцип независимости судов. Представители исполнительной власти и в наши дни стремятся влиять на судебные решения. Поэтому многие права, прописанные в Конституции и закрепленные в других законах, не защищаются судом.

Сегодня российский суд либо боится принимать решения, противоречащие указаниям «сверху», либо сам является частью вертикали власти. В результате суд в России не воспринимается местом, где следует искать справедливость, защиту от чиновничьего произвола. В цивилизованных государствах гражданин может защитить свои права в суде, надеяться на то, что его дело будет рассмотрено по закону. В России гражданин чаще обращается за защитой законных прав к президенту, председателю правительства, что свидетельствует не только о зависимости нашей судебной системы, но и говорит об отсутствии правового государства. Российское население привыкло видеть в главе государства царя-батюшку, своего спасителя и избавителя. Это обусловлено тем, что на Руси правили царствующие особы, но не законы.

В исторических условиях слабости представительных (общественных) институтов роль монарха в России всегда была очень велика. Очередной самодержец мог «перевернуть» Россию, как Пётр I, мог надолго её «подморозить», как это сделал Николай I или придать импульс модернизации, как Александр II. С приходом нового Президента Российской Федерации у многих россиян появилась надежда на то, что Россия все же станет современной страной с развитым гражданским обществом. Обществом, свободным от чиновничьего беспредела, от коррупции, от несправедливости и беззакония. Однако пока эта надежда, к сожалению, далека от реализации.

Преобразования, произошедшие в России за последние годы, в том числе создание новой вертикали власти, круто и необратимо изменили облик государства, его социально-политический и экономический строй. Однако не все преобразования однозначно восприняты обществом. Лозунг «Свобода лучше несвободы» обернулся закрытием программы «Свобода слова», разгромом независимых телеканалов «НТВ» и «ТV–6», убийствами Анны Политковской, Дмитрия Холодова, избиением Михаила Бекетова, Олега Кашина и сотен других независимых журналистов, а также проектом драконовского закона о полиции.

В последнее время в России участились нападения не только на журналистов, но и на адвокатов, правозащитников, других представителей гражданского общества. Стоит ли удивляться, что думающие люди не стремятся к самореализации в России, мечтают работать за границей, где созданы более комфортные условия для труда и отдыха. Не в этом ли кроется разгадка феномена, что получив образование в России, ученые уезжают из страны и работают за рубежом, как это произошло с Нобелевскими лауреатами 2010 г. россиянами К. Новоселовым и А.Геймом? Не потому ли нынешние организаторы наукограда в «Сколково», завлекая маститых ученых и удачливых бизнесменов со всего мира, обещают инноваторам отличные от остальной России условия для работы?

Автор выражает надежду, что реформы, проводимые В.В. Путиным и Д.А. Медведевым, будут доведены до логического конца, и Россия займет достойное место в ряду правовых, демократических государств Европы. «Без сомнения, мы видим масштаб предстоящей работы, – заявил руководитель страны в очередном послании Федеральному собранию. – Уверен, мы с этой работой справимся».

 

Литература

 

Архипова Т. Г., Румянцев М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России XVIII–XX веков. – М., 2000.

Великие реформы в России 1856–1874 гг. – М., 1992.

Верт Н. История советского государства (1900–1991). – М., 1992.

Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В. Сталина. В 2 кн. – М., 1989.

Еремян В.В. Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала ХХ века): Учебное пособие для высшей школы. – М., 2003.

Ерошкин Н.А. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1983.

Зверев В.В. История России с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие. – М., 2006.

Зубкова Е.Н. Общество и реформы, 1945–1964 гг. – М., 1993.

Зуев М.Н. История России: Учебное пособие для вузов. – М., 2005.

Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие. – М., 2005.

Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – М., 2006.

История государства и права России: Учебник / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев и др.; под ред. Ю.П. Титова. – М., 2005.

История государственного управления в России: Учебник / Под ред. В. Г. Игнатова. – Ростов н/Д, 2005.

История государственного управления в России: Учебник / Под общ. ред. Р. Г. Пихои. – М., 2006.

История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.– М., 2006.

Кабышев В. Г. Становление конституционного строя в России. – Саратов, 1993.

Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 2007.

Ключевский В.О. Избранные лекции «Курса русской истории». – Ростов н/Д, 2002.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994.

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 2006.

Конституция СССР. Политико-правовой комментарий. – М., 1982.

Коровин В.В. История отечественных органов безопасности. – М., 1998.

Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. – М., 1986.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 2007.

Лузянин С. Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004–2008 гг.). – М., 2007.

Мельгунов С.Х. Красный террор в России 1918–1923. – М., 1990.

Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. Сталинизм и война. – М., 1998.

Мерцалов А.А., Моисеев В.В. К вопросам о социально-экономическом развитии России. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Орел, 2008.

Моисеев В.В. История государственного управления в России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2010.

Моисеев В.В. История государственно-правовых реформ в России. Учебник. – Орел, 2007.

Моисеев В.В. История России. Учебник. – Орел, 2008.

Моисеев В.В. Россия в глобальном кризисе. – Орел, 2009.

Моисеев В.В. Социальная политика России. – Орел, 2010

Омельченко Н.А. История государственного управления в России: Учебник. – М., 2006.

Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. – М., 2005.

Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России от Юрия Долгорукова до наших дней. – М.,1997.

Сизиков М.И. История государства и права России с конца ХVII в. до начала ХIХ в. – М., 1998.

Сокольский Ю.М. Цари и министры (популярные очерки). – СПб, 1998.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 1988.

Федоров В.А. История России. 1861–1917. – М., 1998.

Цечоев В.К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г. – Ростов н/Д, 2000.

Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России XIX–XX вв.: Учеб. пособие. – Ростов н/Д, 2000.

 

 

Задание № 1. В советский период отечественной истории главной социальной функцией исторического знания считалось формирование у всех членов общества…

а) научного марксистского мировоззрения;

б) идейного плюрализма;

в) критического отношения к политическому режиму;

г) уважительного отношения к традиционным религиям.

 

Задание № 2. Отрасль исторической науки, изучающая первобытные, древние и средневековые вещественные источники и реконструирующая по ним прошлое человеческого общества, называется…

а) археология;

б) историография;

в) историческая хронология;

г) этнография.

 

Задание № 3. Ретроспективный метод исторического познания заключается в…

а) раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития исторических объектов в пространстве и во времени; в) сопоставлении исторических событий и объектов;  
б) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события; г) классификации исторических явлений, событий, объектов.

Задание № 4. В современной исторической науке широкое распространение получил антропологический подход, который приоритетную роль отводит…

 

а) человеку, его внутреннему миру;

б) географическому фактору;

в) способу производства;

г) классовой борьбе.

 

Задание № 5. Любеческий съезд князей 1097 г. принял решение о…

а) введении уроков и погостов;

б) прекращении княжеских усобиц;

в) составлении первого письменного свода законов;

г) принятии монотеистической религии на Руси.

 

Задание № 6. Главным должностным лицом в системе новгородского управления был…

 

а) архиепископ;

б) посадник;

в) тысяцкий;

г) князь.

 

 

Задание № 7. Город, избежавший разорения в ходе похода хана Батыя в 1237–1238 гг., назывался…

а) Рязань;

б) Новгород Великий;

в) Владимир;

г) Киев.

 

 

Задание № 8. Москва стала церковной столицей Руси в период правления князя…

 

а) Данила Александровича;

б) Юрия Долгорукого;

в) Дмитрия Донского;

г) Ивана Калиты.

 

 

Задание № 9. Земельное владение, предоставляемое на условиях несения службы, называется…

 

а) удел;

б) вотчина;

в) поместье;

г) посад.

 

 

Задание № 10. Поход Ермака в 80-е гг. XVI в. положил начало присоединению к России…

 

а) Астраханского ханства;

б) Западной Сибири;

в) Казанского ханства;

г) Балтийского побережья.

 

 

Задание № 11. Михаил Федорович Романов был избран царем на Земском соборе в ____ году.

 

а) 1613;

б) 1605;

в) 1584;

г) 1598.

 

 

Задание № 12. В 1670–1671 гг. произошло восстание под предводительством…

 

а) Богдана Хмельницкого;

б) Семена Дежнева;

в) Ивана Болотникова;

г) Степана Разина.

 

 

Задание № 13. Решающее сражение между войсками Петра Ι и Карла ΧΙΙ произошло под Полтавой в _____ году.

 

а) 1695;

б) 1721;

в) 1714;

г) 1709.

 

 

Задание № 14. К мероприятиям политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины ІІ относилось…

 

а) введение подушной подати;

б) создание Государственного совета;

в) издание Жалованной грамоты дворянству;

г) создание Верховного тайного совета.

 

Задание № 15. «Русская правда» П.И. Пестеля содержала требование…

 

а) национализации;

б) секуляризации монастырских земель;

в) введения конституционной монархии;

г) установления в России республики.

 

 

Задание № 16. В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано первое «Философическое письмо», написанное…

 

а) П.Я. Чаадаевым;

б) А.И. Герценом;

в) А.Х. Бенкендорфом;

г) А.С. Хомяковым.

 

 

Задание № 17. С крестьянской реформой 1861 г. связано понятие…

 

а) «подворное обложение»;

б) «обязанные крестьяне»;

в) «выкупные платежи»;

г) «вольные хлебопашцы».

 

 

Задание № 18. Установите соответствие между фамилиями общественных деятелей и их принадлежностью к течениям общественной мысли.

 

1. П.И. Пестель марксист

 

2. К.Д. Кавелин декабрист

 

3. Г.В. Плеханов западник

 

Задание № 19. Ключевым положением марксизма является утверждение о том, что…

а) основа развития России – самодержавие, православие, народность; в) идеальная форма правления для России – конституционная монархия;  
б) важнейшая движущая сила социалистической революции – пролетариат; г) Россия перейдет к социализму, минуя капитализм, благодаря сохранению общинно-артельных традиций.

Задание № 20. Одной из особенностей политического устройства России в начале XX в. являлось…

а) отсутствие у императора права роспуска Государственной думы; в) прямое и тайное голосование за кандидатов;  
б) признание Государственной думы верхней палатой парламента; г) непропорциональное представительство в Думе различных слоев общества.

 

Задание № 21. К военным действиям на Восточном фронте в 1914 г. относятся…

 

а) Галицийская битва;

б) Брусиловский прорыв;

в) Цусимское сражение;

г) Восточно-Прусская операция.

 

 

Задание № 22. В первом составе Временного правительства, созданного в марте 1917 г., А. Ф. Керенский занимал пост…

 

а) военного и морского министра;

б) министра иностранных дел;

в) министра юстиции;

г) главы правительства.

 

 

Задание № 23. Учредительное собрание было разогнано большевиками в…

 

а) декабре 1917 г.;

б) январе 1918 г.;

в) октябре 1917 г.;

г) марте 1918 г.

 

 

Задание № 24. Одним из руководителей Красной Армии в годы Гражданской войны (1918–1920) был…

 

а) А.И. Деникин;

б) М.В. Фрунзе;

в) А.В. Колчак;

г) М.Д. Скобелев.

 

 

Задание № 25. Одним из главных итогов форсированной индустриализации, проводимой в СССР в конце 1920-х – 1930-е гг., было…

а) переход частных предприятий в собственность государства; в) создание крупного машинного производства;  
б) введение всеобщей трудовой повинности; г) установление хозрасчета на предприятиях.

 

 

Задание № 26. В 1934 г. СССР вступил в международную организацию, которая называлась…

 

а) Совет Безопасности;

б) Коминтерн;

в) Лига Наций;

г) ООН.

 

 

Задание № 27. 8 мая 1945 г. Акт о безоговорочной капитуляции германии от имени Верховного главнокомандования подписал маршал СССР…

 

а) К.К. Рокоссовский;

б) Г.К. Жуков;

в) И.Х. Баграмян;

г) А.М. Василевский.

 

 

Задание № 28. Одним из итогов социально-экономической политики в послевоенный период (1945–1953) было…

 

а) проведение либерализации цен;

б) введение продразверстки;

в) создание концессий;

г) восстановление промышленного производства к 1948 г.

 

Задание № 29. Одной из причин недовольства населения политикой Н.С. Хрущева к началу 1960-х гг. стало…

 

а) отмена карточной системы;

б) значительное повышение цен на продукты;

в) строительство блочно-типовых домов;

г) выдача паспортов колхозникам.

 

 

Задание № 30. Согласно Конституции СССР 1977 г., в стране провозглашалась…

 

а) монополия КПСС на власть;

б) введение многопартийности;

в) построение социализма;

г) введение поста президента СССР.

 

 

Задание № 31. Установите правильную последовательность событий, связанных с взаимоотношениями СССР и стран социалистического лагеря.

Карибский (Кубинский) кризис

 

Роспуск СЭВ

 

Урегулирование отношений с Югославией

 

Ввод войск стран ОВД в Чехословакию

 

 

Задание № 32. Курс, направленный на реформирование страны в_______гг., получил название «перестройка».

а) 1945–1953;

б) 1985–1991;

в) 1953–1964;

г) 1964–1982.

 

 

Тесты составлены на основе вопросов к тестам по федеральному экзамену профессионального образования (ФЭПО). Тесты ФЭПО – основной вид контроля знаний студентов в период аккредитации и лицензирования вузов.