Социально-экономическое развитие России в 90-х гг. ХХ в.

Значение Конституции РФ 1993 г. состоит в следующем.

1. Несмотря на ее однобокость в угоду полномочиям президента, она сыграла положительную роль в прекращении центробежных процессов в России.

2. На ее основе были созданы новые конституционные (легитимные) органы законодательной, исполнительной и судебной власти. По Конституции РФ 1993 г. сформировано двухпалатное Федеральное собрание, образовано правительство России, избран новый состав судов, созданы органы муниципального самоуправления на местах.

3. Конституция РФ 1993 г. максимально деполитизирована. В ней признается принцип разделения властей, равноправие форм собственности, включая частную собственность на землю.

4. Впервые в истории российской государственности уровень прав и свобод личности, гарантированный Конституцией, был приведен в соответствие с международными стандартами.

Важным шагом на пути построения нового демократического правового государства стало формирование на основе Конституции РФ 1993 г. высших органов государственной власти. На посту председателя Госдумы был утвержденИван Петрович Рыбкин,представитель Аграрной партии России, бывший секретарь Волгоградского обкома КПСС.

 

«Шоковая терапия». Б.Н.Ельцин, как и М.С.Горбачев, медлил с непопулярными реформами. Но к концу 1991 г. запасы продуктов иссякли, нависла реальная угроза голода, и в октябре 1991 г. президент РФ утвердил программу радикальных экономических реформ, основанных на «шоковой терапии».

Главным идеологом этих реформ был известный экономист и политик Егор Тимурович Гайдар. Он предложил Ельцину ввести в стране по западному образцу свободные цены на товары и услуги, отказаться от государственного контроля за внутренней и внешней торговлей, опробовать в России механизм рыночной конкуренции между предприятиями и отраслями промышленности.

Одновременно предлагалось провести во всероссийском масштабе приватизацию и акционирование государственной собственности. В основе гайдаровской теории лежала польская модель «шоковой терапии». Предполагалось, что в условиях этой экономической реформы наименее защищенные слои населения: пенсионеры, врачи, учителя, другие бюджетники, а также инвалиды, дети, студенты получат поддержку со стороны государства. Программа постепенного перехода от социализма к капитализму Шаталина и Явлинского, предполагавшая обойтись без шоковой терапии за 500 дней, Ельциным была отвергнута.

По решению президента с 1 января 1992 г. розничные цены были отпущены на свободу. Почти мгновенно они возросли в 10-15 раз, а к концу года – до 150 раз. К сожалению, реальных положительных изменений в экономике достигнуто не было. Население России ощутило по своему финансовому состоянию резкое снижение уровня жизни. Набирала обороты инфляция. К январю 1993 г. бумажных денег, не обеспеченных товарной массой, было напечатано в 4 раза больше, чем в середине 1992 г. Спад производства за 1992 г., когда была объявлена либерализация цен, составлял 35 процентов. Взаимные долги предприятий достигли к этому времени почти 2 триллиона рублей и, по сути, лишили большинство из них оборотных средств. Было видно, что программа Гайдара проваливалась.

Ваучерная приватизация. Важнейшим направлением реформ под руководством Б.Н.Ельцина стала приватизация. А.Б. Чубайс, один из идеологов и организаторов приватизации государственных предприятий, утверждал: только частный собственник может обеспечить существенный рост эффективности производства, создать подлинные стимулы к повышению конкурентоспособности производства, к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, расширению масштабов научно-технического прогресса. Китайский опыт в расчет не принимался.

На первом этапе приватизации, который проходил в России с 1991 по 1994 год, всем гражданам передавались приватизационные чеки – ваучеры. В соответствии с законом от 3 июля 1991 г. «Об именных приватизационных чеках и вкладах» ваучеры давали право на приобретение акций промышленных и других предприятий. Каждый гражданин получал один ваучер номинальной стоимостью 10000 рублей. В то время на эти деньги можно было купить одно зеркало от автомашины «Волга». Но авторы приватизации внушали населению, что стоимость ваучера приравнивается к стоимости двух автомобилей «Волга».

Ваучеры, собранные в период приватизации в руках одного капиталиста в количестве нескольких тысяч или десятков тысяч, позволяли в начале 1990-х годов приобрести солидные фабрики и заводы, дающие миллиардные прибыли. Разумеется, из-за тотальной бедности население, не располагая к тому же нужной информацией, просто продавало по дешевке приватизационные чеки тем, кто был посвящен в возможности приобретения жирных кусков бывшей общенародной собственности.

Руководители фабрик и заводов, так называемые «красные директора» сумели лучше других понять смысл ваучерной приватизации и воспользовались своим положением. По свидетельству Андрея Нечаева, министра экономики РФ в 1992–1993 гг., «красные директора», используя административное давление, добивались нужных результатов голосования на собраниях акционеров. А впоследствии на «добровольно-принудительной» основе выкупали акции работников и становились полноправными владельцами. К 1 июля 1994 г. было акционировано свыше 20 тысяч бывших государственных предприятий.

Залоговые аукционы. Следом за ваучерным этапом приватизации госсобственности с июля 1994 г. начался этап так называемых залоговых аукционов по продаже предприятий. В 1994–1995 гг. провели 12 аукционов, с помощью которых за бесценок были отданы в частные руки нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, сталелитейные и алюминиевые заводы, другие «лакомые куски» бывшей общенародной собственности. В результате образовались компании ЮКОС, «Сибнефть», «Сургутнефтегаз» и некоторые другие флагманы российской экономики. Заодно государство продало Северо-Западное морское пароходство, Новороссийский морской порт, Челябинский металлургический комбинат.

По данным Счетной палаты, все залоговые аукционы были притворными. «Торги» за самые сладкие куски экономики шли настолько примитивно, что только в четырехслучаях сумма незначительно превысила начальную, так как победители были известны заранее. Президент Союза предпринимателей РФ Андрей Бунич так оценивал происходившую передачу госсобственности в частные руки:«Залоговые аукционы 1995 г. – вопиющее безобразие. В том году правительству не хватало каких-то 650 млн долларов. Казалось бы, занимай сколько хочешь и на внешнем рынке, и на внутреннем рынке ГКО. Но правительство почему-то решило заложить все свое имущество за эти 650 млн». В качестве примера, подтверждающего правоту этих выводов, можно привести продажу крупнейшего предприятия цветной металлургии «Норильского никеля». Один из его новых совладельцев нувориш Михаил Прохоров оценил свою долю акций этого предприятия, купленную за бесценок в «лихие 90-е», в 10 млрд долларов США. В 15 раз дороже, чем ельцинское правительство оценило все предприятия, выставленные на залоговые аукционы.

В ходе залоговых аукционов десяток крупнейших компаний взяли под контроль 35% всех активов страны. Теперь их хозяева покупают самые длинные в мире яхты и самые дорогие особняки в Лондоне. Тем временем рабочие на металлургических предприятиях получают зарплаты по 12–15 тыс. руб. в месяц – меньше, чем платят за ту же работу в Китае.

В общем, российская приватизация прошла настолько дико, что вошла в историю не только отечественной, но и мировойэкономики. Нобелевский лауреат, профессор Стэндфордского университета Джозеф Стиглиц посвятил ей книгу под названием «Куда ведут реформы?». Он очень доступно объяснил, почему собственность не могла достаться народу: «Первые ошибки сделали сразу же – в начале реформ. В одночасье освободив большинство цен, энтузиасты рыночной экономики развязали инфляцию, которая уничтожила сбережения. Было понятно, что при гиперинфляции (росте цен более чем на 10% в месяц) переход к рынку не может быть успешным.Потому что с потерей сбережений в стране осталось очень мало людей, способных покупать акции приватизируемых предприятий».

Негативная оценка итогов приватизации тех лет содержится в 800-страничном докладе Счетной палаты РФ. Когда этот доклад решили представить в Госдуме, депутаты четыре раза откладывали чтение. И это не случайно: многие «слуги народа» были непосредственными участниками приватизационных событий. «За восемь лет мы проверили 140 крупнейших приватизированных предприятий и не нашли ни одной чистой сделки, – констатируется в докладе Счетной палаты РФ. – После массовой приватизации большинство граждан остаются не более чем дешевой рабочей силой. В то время как у 5% богатых и очень богатых – 72,5% собственности, причем на долю 2% «очень богатых» приходится 52,9%. Ответственность за негативные последствия приватизации полностью лежит на публичной власти. Поскольку именно государство было обязано обеспечить условия, гарантирующие защиту интересов граждан».

Следует подчеркнуть, что приватизация государственного имущества привела не к образованию среднего класса, а к созданию отряда олигархов. В результате возросших денежных потоков от бывших государственных предприятий, в том числе нефтедобывающих, в России появились люди с миллиардными состояниями, влияющие на власть. Ваучерная и «залоговая» приватизация породила британского мультимиллиардера Р. Абрамовича, никелевых королей В. Потанина и М. Прохорова, алюминиевого магната О. Дерипаску и многих других российских олигархов. А народу не досталось почти ничего. Землю крестьянам так и не дали, фабрики отошли «красным директорам», от них – олигархам. Итог: 80% населения считают, что приватизация шла нечестно, и хотят ее пересмотра. В результате чубайсовской приватизации подавляющее большинство фабрик и заводов сейчас снова в руках капиталистов, как будто и не было Октябрьской революции.

Приватизация за гроши нефтеперерабатывающих заводов, рудников по добыче золота и алмазов и других чрезвычайно прибыльных предприятий стала очередным ограблением россиян, лишившихся огромной доли бывшей общенародной собственности. Подчеркнем, что олигархи получили не только предприятия по невысокой цене, но и доходы от самих природных ископаемых, которые содержатся в наших недрах: нефти, золота, алмазов и т.д. А ведь недра ранее принадлежали всему народу, а не группе олигархов. Бывшее народное достояние в огромных объемах вывозится новыми собственниками за границу.

Столь стремительное обогащение «новых русских», появление большой группы современных нуворишей, наживших баснословные состояния в период приватизации, растущая бедность подавляющего большинства населения не могли не вызвать социально-психологического шока у граждан России.

 
 
 
   

Госдума первого созыва, значительная часть которой представляла «левое крыло», выступила против «шоковой терапии», за смягчение курса рыночных реформ. Под давлением Госдумы Б.Н. Ельцин был вынужден заменить Е.Т. Гайдара. И.о. председателя правительства РФ был назначен Виктор Степанович Черномырдин, возглавлявший до этого назначения «Газпром», одну из самых богатых корпораций современной России.

Кризис в России. Летом 1994 г. правительство В.С. Черномырдина провозгласило курс на формирование «высокоэффективной, социально ориентированной рыночной экономики». Однако кризис в России был настолько глубоким, что сформировать высокоэффективную экономику не удалось, Выражаясь словами В.С. Черномырдина, «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Промышленные предприятия, не связанные с добычей энергоносителей, пребывали в плачевном состоянии. У них не было оборотных средств, чтобы заменить устаревшее оборудование. Старые хозяйственные связи, которые имелись раньше с предприятиями бывших союзных республик, разрывались, новые партнерские отношения налаживались с трудом. Многие промышленные, транспортные, строительные предприятия месяцами не выплачивали зарплату рабочим и служащим; задерживались выплаты пенсий и пособий. Таким образом, спад 1990-х гг. по многим ключевымпоказателям оказался вдвое тяжелееамериканской Великой депрессии 30-х гг. ХХ в.

Шоковая терапия нанесла значительный урон бюджетной сфере: образованию, науке, медицине, культуре. Россияне с низкими зарплатами, составлявшие большинство населения, почувствовали на себе всю тяжесть непродуманных реформ.

Положение в стране осложнял чеченский кризис.

Первая чеченская война. 30 ноября 1994 г. Б.Н. Ельцин подписал указ «О мероприятиях по восстановлению конституционности и правопорядка на территории Чеченской Республики». Подписание этого указа стало фактическим началом первой чеченской войны в новейшей истории России. Причиной появления документа, открывавшего боевые действия внутри страны, стали, по мнению независимых политологов, неразрешимые разногласия между главой государства Борисом Ельциным и руководителем Чечни Джохаром Дудаевым. У Ельцина не хватило мудрости и терпения для подготовки и проведения переговоров с Дудаевым о новом статусе Чечни, которая выступала поначалу только за расширение полномочий местной администрации по примеру Татарстана.

В конфликте с руководством «мятежной» Чеченской республики, входящей в состав России на протяжении многих веков, Ельцин сделал ставку на силовые методы, развязав настоящую войну (с танками, артиллерией, авиацией) против соотечественников. Это привело к человеческим жертвам, которые исчислялись десятками тысяч убитых и сотнями тысяч раненых россиян. Причем за массовое убийство мятежных соотечественников в Чечне Ельцин награждал орденами и медалями, а наиболее отличившимся присваивал звание Героя России.

Первоначальной целью было взятие Грозного, в котором были сосредоточены основные силы чеченских сепаратистов. Штурм чеченской столицы начался 31 декабря 1994 г. В городе завязались ожесточенные уличные бои, в которых обе стороны понесли большие потери. Ошибкой военного командования федеральных сил было введение танков и бронетранспортеров на улицы города. Почти вся бронетехника была подбита и сожжена боевиками. Российские войска окончательно смогли взять город лишь к марту 1995 г. В Грозном была сформирована прокремлевская администрация Чечни во главе с Доку Завгаевым.

Действиями федеральных войск по наведению конституционного порядка в Чечне в этот период руководили генералы Павел Грачев, Анатолий Квашнин, Виктор Ерин, Анатолий Куликов, Лев Рохлин, Геннадий Трошев, Владимир Шаманов, Константин Пуликовский. Умело организуя боевые операции, они сумели одержать многочисленные победы над чеченскими незаконными формированиями, общее руководство которыми осуществлял президент Чеченской республики Ичкерия генерал-майор Джохар Дудаев.

Первые поражения не сломили сепаратистов. 14 июня 1995 г. боевики чеченского полевого командира Шамиля Басаева атаковали больницу в г. Будённовске Ставропольского края. Захватив заложников, они потребовали вывести российские войска из Чечни и прекратить войну. В переговоры с Ш. Басаевым вступил глава правительства В.С. Черномырдин. В итоге террористы отпустили заложников и беспрепятственно вернулись в Чечню.

9 января 1996 г. боевики Салмана Радуева атаковали дагестанский город Кизляр. Первоначально целью террористов была ликвидация вертолетной базы, но затем они выдвинули требования немедленно прекратить войну и вывести российские войска из Чечни. Под прикрытием «живого щита» из заложников боевики выехали из Кизляра в с. Первомайское, где были блокированы российскими войсками. Штурм села не принес «федералам» желаемых результатов: боевикам под покровом ночи удалось прорваться в Чечню.

21 апреля 1996 г. ударом авиаракеты, наведенной с применением IT-технологий, в районе чеченского села Гехи-Чу Джохар Дудаев был убит*. Его потеря и поражения под ударами федеральных войск заставили боевиков начать переговоры о перемирии.

Хасавюртовские соглашения. 31 августа 1996 г. представителем Ичкерии Асланом Масхадовым и представителем федерального центра А.И. Лебедем были подписаны Хасавюртовские мирные соглашения.Согласно подписанному документу правительственные войска выводились из Чечни, а решение о статусе республики откладывалось на пять лет.

Однако после Хасавюртовских соглашений мира и спокойствия в республике не наступило. Реальная власть принадлежала полевым командирам, поделившим Чечню на зоны влияния, а местное правительство контролировало фактически лишь столицу, превращенную в ходе боевых действий в руины. Разрушенные города и села не восстанавливались, экономика и социальная сфера по-прежнему оставались криминализованными.

В ходе первой чеченской войны был выработан некий алгоритм: попытки урегулирования конфликта путем рос­сийско-чеченских переговоров и вливания многомиллиардных бюджетных инъекций в экономику «мятежного региона» чередовались с военными действиями и террористическими актами, пре­вращая Северный Кавказ в очаг незатухающего воен­но-политического и межнационального конфликта на тер­ритории России.

Выборы в Госдуму. Бедственным положением трудящихся масс, их недовольством чеченской войной воспользовались коммунисты и их союзники по выборам в Госдуму второго созыва в декабре 1995 г. На протестной волне депутаты от КПРФ получили больше всех голосов избирателей по партийным спискам. Если партия В.С. Черномырдина «Наш дом – Россия» набрала всего около 10% голосов, то КПРФ в два раза больше – 22%. Кроме того, на выборах по одномандатным округам коммунисты дополнительно получили еще 58 депутатских мест. Итоги выборов позволили КПРФ избрать председателем Государственной думы своего представителя Геннадия Николаевича Селезнева. Председателем Совета Федерации был избран бывший член Политбюро ЦК КПСС Егор Семенович Строев. Одновременно с обязанностями спикера верхней палаты Е.С. Строев исполнял функции главы администрации Орловской области.

Президентские выборы 1996 г.Парламентские выборы 1995 г. были своего рода пробой политических сил перед решающей схваткой за власть – президентскими выборами 1996 г. Свои кандидатуры на высший государственный пост выдвинули Б.Н. Ельцин, Г.А. Зюганов, А.И. Лебедь, В.В. Жириновский, Г.А. Явлинский.

Рейтинг действующего президента Б.Н. Ельцина в начале избирательной кампании «стремился к нулю» по понятным для современников причинам. Рейтинг Г.А. Зюганова, напротив, давал ему реальные шансы стать президентом Российской Федерации.

Избирательный штаб Б.Н. Ельцина развернул не виданную ранее пиар-кампанию по выборам его на второй президентский срок. Во главе штаба стоял умнейший и талантливый организатор А.Б. Чубайс. По инициативе Чубайса за Б.Н. Ельцина стали агитировать известные артисты, рок-группы, поп-коллективы; в крупных городах для избирателей были организованы концерты под лозунгом: «Голосуй, или проиграешь!»

Не остались без участия и самые богатые люди страны, активные участники ваучерной приватизации. Они выступили в средствах массовой информации с открытой поддержкой Б.Н. Ельцина. В «Обращении тринадцати», подписанном олигархами Б. Березовским, М. Ходорковским, Л. Невзлиным, М. Фридманом, В. Потаниным и другими, говорилось, что в их распоряжении имеется достаточно сил и средств для недопущения коммунистического реванша.

Первый тур голосования не выявил победителя президентской гонки. Во второй тур выборов вышли Г.А. Зюганов и Б.Н. Ельцин. Третье место занял бывший командир Тульской дивизии ВДВ отставной генерал А.И. Лебедь. В ходе предвыборной кампании различные политические силы поднимали вопрос о необходимости внесения изменений в Конституцию РФ. Основные требования сводились к уменьшению полномочий президента, который по существу владел монополией на руководство государством. Высказывались предложения по формированию правительства не президентом, а Государственной думой.

Во втором туре победил Б.Н. Ельцин. Второй президентский срокБ.Н.Ельцина начался с вынужденной паузы. Осенью 1996 г. и зимой 1997 г. он тяжело болел, перенес операцию на сердце – аортокоронарное шунтирование.

Социально-экономические последствия ельцинских реформ. В условиях бездействия руководителя государства и отсутствия четкой экономической программы спад промышленного и сельскохозяйственного производства России приобретал катастрофические объемы. В 1996 г. по сравнению с 1991 г. спад промышленного производства достиг 55%. Другими словами, предприятия страны выпускали меньше половины того, что производили до развала СССР и «шоковой терапии».

Последствия «шоковой терапии» для подавляющего большинства россиян оказались весьма тяжелыми. Годовая инфляция составляла 250%. Их жизненный уровень, и без того довольно скромный, еще более снизился. Смертность увеличилась на 20%, а рождаемость, наоборот, снизилась на 14%. В стране насчитывалось около 2 млн безработных, лишних для экономики людей.

Потеряв почти полностью собственные накопления вследствие высокой инфляции, лишившись постоянной работы, оказавшись в условиях недостаточной социальной поддержки государства, значительные слои населения выражали открытое недовольство проводимой политикой. Не оправдавшиеся надежды на шокотерапию и приватизацию вынудили правительство В.С. Черномырдина для латания дыр в экономике и социальной сфере просить многомиллиардные займы за рубежом, прибегать к печатанию бумажных денег, внутренним заимствованиям в форме Государственных краткосрочных обязательств. Разумеется, такие способы отрицательно сказались как на состоянии финансов страны, так и всей российской экономики.

В марте 1997 г.после полугодового «простоя в работе» Ельцин,чтобы наверстать упущенное время, принял ряд мер организационного характера. Заместителями В.С. Черномырдина он волевым решением назначил А.Б. Чубайса, руководителя своего избирательного штаба, и Б.Е. Немцова, главу администрации Нижегородской области. В народе их прозвали «молодыми реформаторами». Однако уже через год, в марте 1998 г., президент РФ отправил все правительство вместе с молодыми реформаторами в отставку. На смену им по воле Ельцина пришел С.В. Кириенко, министр топлива и энергетики.

17 августа 1998 г. С.В.Кириенко объявил о дефолтенеспособности России платить по своим долгам. А платить надо было в тот период свыше 150 млрд долларов США. Разразился тяжелейший валютно-финансовый кризис, приведший к еще большим потерям населения, его обнищанию. 23 августа 1998 г., через 153 дня, С.В. Кириенко был смещен со своего поста.

Напост председателя правительства возвратился экс-премьер В.С. Черномырдин. Спустя короткое время В.С. Черномырдина сменил Е.М. Примаков. Примакова через несколько месяцев сменил С.В. Степашин, которого через три месяца заменил В.В. Путин.

За три года второго президентского срока Б.Н. Ельцин сменил 5 председателей правительства и свыше 160 федеральных министров.Разумеется, частая, ничем не обоснованная смена органов управления федерального уровня только усилила тяжелейший социально-экономический кризис современной России.

Последствия ельцинских реформ. Жизненный уровень российского народа с 1991 по 2000 г., в так называемый «ельцинский период правления», неуклонно снижался. Несмотря на многочисленные заверения, за 10 лет своего президентства Б.Н. Ельцин так и не смог достичь уровня 1991 г., а по целому ряду показателей произошло заметное ухудшение ситуации.

Самые тяжелые последствия либеральные реформы имели для социальной сферы. В категорию бедных людей попали свыше 42,3 млн россиян. Причина большого количества бедных граждан в ХХI в. в достаточно богатой стране кроется, на наш взгляд, в сложности тех преобразований, которые произошли в России в период реставрации капитализма. Значительная часть населения обеднела в результате ельцинских реформ 90-х гг., которые, как показала практика их осуществления, были не до конца продуманы, не до конца просчитаны и взвешены. Россия неотвратимо распадается на две части. Одни обживали виллы и рестораны Куршевеля, престижного и очень дорогого курорта во Франции, другие в это же время едва сводили концы с концами. Столь глубокого социального расслоения (читай – ограбления) населения не знала ни одна из современных стран мира.

Положение усугублялось еще и тем, что наряду с резким ухудшением жизненного уровня народа в период ельцинских реформ произошло не менее глубокое падение промышленного производства в России. За время длительного экономического кризиса Российская Федерация потеряла почти половину своего экономического потенциала. Напомним, что за годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., которая является самой разрушительной за всю многовековую историю нашего народа, Советский Союз потерял всего 30% своего экономического потенциала, то есть гораздо меньше, чем Россия от ельцинских реформ.

Падению экономического потенциала во многом способствовала перманентная кадровая перестановка, затеянная Б.Н. Ельциным в конце его срока правления Россией, частая смена председателей и членов правительства, руководства министерств и ведомств. На первый взгляд такая кадровая политика президента огромной страны может показаться беспричинной и беспорядочной. Это не так. Главная причина, на наш взгляд, кроется в том, что Ельцин долго перебирал премьер-министров с целью подыскать себе преемника. Причем такого, который не только продолжил бы его курс на рыночные преобразования, на построение в России капитализма, но и который дал бы ему, как бывшему президенту страны с тяжелым шлейфом «заслуг», гарантию, что ни он, ни члены его семьи не будут подвергнуты репрессиям. Тем более что против него уже выдвигались обвинения и он был в одном шаге от импичмента.

Когда автор кадровых перестановок нашел того, кого хотел бы видеть своим преемником, он досрочно ушел с поста президента РФ. За три месяца до очередных выборов президента РФ, 31 декабря 1999 г., Б.Н. Ельцин объявил о своем преемнике (как и предполагалось, им стал председатель правительства РФ) и своем желании уйти на заслуженную пенсию. Премьер-министр является ключевой фигурой в политике и экономике страны. Он узнаваем народом, его не надо «раскручивать», чтобы сделать преемником во власти. Поэтому преемник Ельцина без труда победил на президентских выборах состоявшихся 26 марта 2000 г.

Государственная дума вскоре приняла закон, согласно которому из государственного бюджета ежегодно, начиная с 2001 г., на содержание первого президента России выделялось 2,8 млн рублей. Так оценены заслуги Бориса Николаевича Ельцина перед Отечеством.

А вот как оценивал «заслуги» Б.Н.Ельцина Конституционный Суд Российской Федерации. В документе под названием «О состоянии конституционной законности в Российской Федерации» констатировалось: «Россия переживает один из самых сложных периодов своей истории. Экономика в упадке. Не обеспечены экономические и социальные права граждан, не ослабевают межнациональные конфликты. Растет преступность. Набирают силу радикальные движения, преследующие антиконституционные цели. Государственный аппарат поражен коррупцией. Правовой нигилизм приобрел широкое распространение даже среди высших должностных лиц Российской Федерации и ее субъектов. Недовольство людей бездействием властей, конфронтацией между ними грозит вылиться в социальный взрыв. Под угрозой конституционный строй Российского государства».

Исправить создавшееся положение были призваны реформы В.В.Путина, второго президента России.