Становление новой российской государственности

С развалом СССР начался новый этап строительства российского государства, его правовой системы и государственного управления. В целях создания новой правовой базы для перехода к многоукладной экономике, проведения приватизации, создания условий для предпринимательства в декабре 1990 г., был принят Закон «О собственности в РСФСР». Он был более рыночный, чем аналогичный закон СССР. Размер частной собственности практически не ограничивался, кроме частной собственности на землю.

Принятый в то же время закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» устанавливал различные формы предпринимательства: индивидуально-трудовую деятельность, товарищества, акционерные общества и др. С этого закона начинает формироваться правовая система, регулирующая предпринимательскую деятельность, в том числе устанавливающая регистрацию, лицензирование, ответственность предпринимателей. Всем юридическим и физическим лицам разрешалось покупать и продавать иностранную валюту за рубли.

На основании российского закона от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» начинается приватизация предприятий. Бесплатная приватизация жилья проходит в соответствии с законом от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Характерные изменения происходили и в других отраслях права.

Следует отметить, что новые российские законы действовали наравне со старыми законами, унаследованными от СССР. Президентская власть в России переплелась с деятельностью Советов, архаичной законодательной властью, доставшейся от Советского Союза. РСФСР 21 апреля 1992 г. была переименована в Российскую Федерацию, Россию. Она заявила о том, что является правопреемницей бывшего СССР, и стала переводить под свой контроль бывшую его собственность, как на своей территории, так и за рубежом.

Кризисное состояние экономики России вызвало, как когда-то в СССР, центробежные тенденции субъектов Российской Федерации. Угроза распада новой России была реальной в 1991–1992 гг. Сепаратизм особенно рельефно проявился в Татарстане, Башкортостане, Якутии. Трудные переговоры и взаимные уступки позволили 31 марта 1992 г. подписать Федеративный договор. Субъектами Российской Федерации наряду с национальными республиками стали 6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения.

Договор разграничивал предметы ведения федерального центра и органов власти субъектов Федерации. Этот основополагающий документ подписали не все национальные республики, входившие в состав России. А мятежная Казань в своей Конституции, принятой 6 ноября 1992 г., записала: «Татарстан – суверенное государство, субъект международного права…» В Чечне возник кровавый конфликт. Национальная политика Ельцина терпела провал, как когда-то непродуманная политика российских царей и коммунистов.

Конституционная реформа. Конституция РСФСР 1978 г. безнадежно устарела и не отвечала новым реалиям. Она не могла сдерживать центробежные процессы, грозившиеся вылиться в развал Российской Федерации. Поэтому в стране началась политическая реформа, важнейшей задачей которой была подготовка нового Основного Закона. С этой целью съезд народных депутатов из своего состава избрал Конституционную комиссию в количестве 102 депутатов во главе с О. Г. Румянцевым.

Положение о Конституционной комиссии от 22 января 1992 г. устанавливало, что основной ее задачей является разработка поправок к уже действующей Конституции и подготовка ее новой редакции. Свои проекты Основного Закона с учетом новых реалий стали готовить политические партии и движения. Однако ни один из представленных проектов не понравился Б.Н. Ельцину по причине расхождения с его собственными взглядами на построение новой системы власти и, самое главное, не отвечал его представлениям о конституционном статусе президента в Российской Федерации.

Для выхода из непростой ситуации съезд народных депутатов 12 декабря 1992 г. принял решение о проведении всероссийского референдума по основным положениям Основного Закона. Однако Б.Н. Ельцин выступил против референдума, и он не был проведен. Верховный Совет обратился в Конституционный Суд с запросом о законности действий президента. Суд дал заключение о том, что ряд действий президента не соответствует действующей Конституции и Федеративному договору с субъектами РФ.

В апреле 1993 г. Б.Н. Ельцин организовал референдум о доверии к нему и поддержке проводимой им социально-экономической политики. Итоги референдума с незначительным перевесом были в пользу действующего президента РФ и против позиции Верховного Совета РФ. Они подтолкнули Ельцина к более решительным действиям.

5 мая 1993 г. в средствах массовой информации был опубликован президентский вариант новой российской Конституции. Указом главы государства от 12 мая «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ» конституционная комиссия О. Г. Румянцева была расформирована. В указе объявлялось о создании Конституционного совещания, состоявшего из представителей президента РФ, субъектов РФ и фракций Верховного Совета. Состав этого органа был тщательно подобран администрацией президента. 12 июля 1993 г. Конституционное совещание выносит решение об одобрении президентского проекта Основного Закона, который, как и ожидалось, предусматривал почти полную свободу действий главы государства, наделенного неограниченной государственной властью. Президент не был никому подконтролен и ни перед кем не отчитывался.

По этим причинам президентский проект не понравился законодательной ветви власти в лице Верховного Совета Российской Федерации, возглавляемого Р.И. Хасбулатовым. По его инициативе проект российской Конституции, устраивавший законодателей, был принят Верховным Советом в первом чтении 16 июля 1993 г. Оба этих проекта Основного Закона были направлены в субъекты РФ для обсуждения и выработки предложений и дополнений.

Однако такой вполне законный ход подготовки и обсуждения новой редакции Конституции Российской Федерации не устроил властолюбивого Ельцина. Он не смог себя сдержать и дождаться заключений законодательных органов субъектов Российской Федерации. 21 сентября 1993 г. президент издал Указ«О поэтапной конституционной реформе в России». В нем Ельцин, не считаясь ни с кем и ни с чем, поспешно объявил о прекращении деятельности представительных органов – съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Такое вмешательство главы исполнительной власти в законодательную власть явно противоречило целому ряду статей действовавшего Основного Закона страны.

Конституционный Суд Российской Федерации во главе с председателем В.Д. Зорькиным посчитал большевистский роспуск съезда народных депутатов и Верховного Совета достаточным основанием для импичмента (отстранения от власти) президента. Чрезвычайный съезд народных депутатов объявил антиконституционные действия Б.Н. Ельцина «государственным переворотом». Законодатели во главе с Р.И. Хасбулатовым отказались подчиняться указам Ельцина, заявили об отстранении Президента РФ от должности и назначили главой государства А.В. Руцкого – вице-президента РФ. Однако реализовать эти законные решения было некому, потому что исполнительная власть, силовые структуры, включая армию и правоохранительные органы, были в руках президента РФ. Верховный Совет, вступив в противоборство со структурами СССР, сам наделил Ельцина чрезвычайными полномочиями. Теперь пожинал свои плоды. Избранники народа были властью без силы, как Временное правительство в период двоевластия. Им ничего не оставалось делать, как забаррикадироваться в Белом доме и обратиться за помощью к москвичам.

Силовое решение конфликта ветвей власти. Б.Н. Ельцин в ночь на 4 октября 1993 г. приказал войскам блокировать Белый дом и в упор из танков расстрелять высшую законодательную власть. По официальным данным, погибло около 150 защитников Белого дома. Страна по вине Б.Н. Ельцина оказалась без главнейшей ветви власти – законодательной.

Принципиальной ошибкой первого президента России было то, что он не считался с остальными ветвями власти, не терпел возражений, считал только себя правым в конфликтной ситуации. У руководителя государства не было понимания того, что нужно уметь договариваться с представителями законодательной власти, что необходимо научиться уважать чужое мнение.

Анализ действий Б.Н. Ельцина по осуществлению задуманной конституционной реформы в 1993 г. позволяет сделать обоснованный вывод о том, что он действовал агрессивно, по-большевистски. Расстреляв высший законодательный орган страны, он нанес непоправимый политический ущерб имиджу великой страны, показав всему миру свое полное невежество в решении государственных конфликтов.

Реформы государственной власти и управления. Установление силовыми методами практически неограниченной власти президента позволило Ельцину приступить к демонтажу всей системы Советов. Указом Президента РФ от 9 октября 1993 г. «О реформе представительных органов власти и местного самоуправления в РФ» упразднялись местные Советы. Вместо них население должно было избирать законодательные собрания, думы и т.п. Почти одновременно был издан указ президента, который объявил о новом порядке назначения и освобождения от должности глав администраций краев, областей, автономных округов, городов федерального значения. Руководителей этих органов государственной власти теперь назначал лично президент РФ по представлению руководителя правительства.

После всех этих реформ в государственных структурах и местных органах власти встал вопрос о легитимности проведенных перемен. Узаконить их мог только народ – единственный источник власти в Российской Федерации. В соответствии с решением Б.Н. Ельцина на 12 декабря 1993 г. был назначен всенародный референдум по проекту Конституции РФ и одновременно были назначены выборы в двухпалатное Федеральное собрание – высший законодательный орган новой России.

И опять из-за поспешности Ельцина произошло недоразумение. Выборы в новый законодательный орган страны проходили 12 декабря в соответствии с новой Конституцией РФ, которая еще не была утверждена на референдуме и не вступила в законную силу. А если бы Конституция не была принята? Опасность такого исхода событий существовала, потому что и референдум, и выборы проходили в период «шоковой терапии», когда недовольство ограбленного населения перехлестывало через край. Но все обошлось, к большому удовольствию ельцинской администрации и авторов текста Конституции. Основной Закон страны, по официальным данным, был успешно принят. И опять все прошло не по закону, а по принципу – победителя не судят.

Основные положения Конституции РФ 1993 г.Конституция Российской Федерации вступила в силу после ее опубликования – 25 декабря 1993 г. Конституция деполитизирована, поэтому общественный строй в ней не определяется. В первой главе «Основы Конституционного строя» записано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (статья 1).

Слово «правовое» пока, к сожалению, не соответствует статусу современной России. В основу деятельности правового государство положен принципразделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, их полную независимость и самостоятельность. Ни одна из ветвей власти не вмешивается в полномочия другой. Современная Россия далека от этого идеала, так как исполнительная власть вмешивается в деятельность законодательной и судебной власти, что противоречит принципам правового государства.

В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, включая президента страны, не вправе посягать на закон. За нарушение этого принципа виновные несут уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на длительный срок. Практика показывает, что президент РФ не всегда соблюдал подписанные им законы. В правовом государстве не расстреливают из танков законодательную власть, не фальсифицируют результаты местных выборов, не используют административный ресурс при выборах президента и депутатов Государственной думы.

В правовом государстве законы не меняются ежемесячно на правовые акты противоположного действия, которые к тому же ухудшают положение населения. По подсчетам автора учебника, почти треть законов, принятых Государственной думой, начинается словами «О внесении изменений в»… принятые ею же законодательные акты. Это сравнимо с тем, что на новый костюм нашиваются многочисленные заплаты. Подобное «заплатное законодательство» не может существовать в правовом государстве.

Таким образом, Российское государство пока не может считаться правовым. В Конституции РФ 1993 г. тезис о правовом государстве был только продекларирован, то есть заявлен. Должна быть проделана длительная и многоплановая организаторская, политическая, законодательная работа, пока Россия, с ее постоянными нарушениями принципов правового государства, достигнет статуса, продекларированного в Конституции. И такая работа в государстве и обществе уже проводится.

Основной Закон устанавливал, что«носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Высшим непосредственным выражением власти народа, по Конституции, являются референдум и свободные выборы (статья 3).

Российская Федерация (РФ) состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономных округов и одной автономной области (Еврейской). Все они являются равноправными субъектами. Конституция допускает образование и прием в состав Российской Федерации новых субъектов. Примечательно, что Основной Закон не дает право субъектам на выход из состава РФ. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия (статья 67).

Статья 7 Конституции РФ 1993 г. провозглашала Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. На наш взгляд, современное государство много делает для того, чтобы граждане России имели достойную жизнь. Но и здесь, как говорится, работы – непочатый край. Низкая заработная плата, особенно бюджетников, которые получают за свой труд примерно в 20–30 раз ниже, чем в развитых странах мира. Нищенские пенсии, которых едва хватает, чтобы свести концы с концами. Российское государство вынуждено признать, что свыше 20 млн его граждан находятся за чертой бедности. Эти и многие другие факты являются ярким подтверждением тому, что наша могучая держава с колоссальными природными ресурсами, запасами нефти и газа не является, к великому сожалению, в полной мере «социальным государством». Но оно стремится к этому. Доказательством этого служат национальные приоритетные проекты, которые финансируются из государственного бюджета.

Во второй главе Конституции РФ, «Права и свободы человека и гражданина» декларировалось, что мужчина и женщина, независимо от их расы, национальности, должностного положения и т.д., имеют равные права и свободы. Каждому гражданину России Конституцией 1993 г. гарантируется свобода слова. Цензура запрещается. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (статья 29). Это означает, что каждый гражданин, в том числе студент или преподаватель, может свободно высказать свое мнение, свою позицию по любым вопросам, в том числе по социально-экономической политике государства. При этом не надо бояться репрессий со стороны правоохранительных органов, как это было, например, в сталинскую эпоху.

Конституция дала россиянам право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдумах. В момент принятия действующей Конституции у каждого россиянина было 8 мандатов: избирать президента страны, сенатора, губернатора, мэра, депутатов регионального законодательного собрания, представительного органа местного самоуправления, а также депутатов Государственной думы по партийным спискам и одномандатным округам. В 2010 г. осталось всего 5 мандатов на право избирать и быть избранным. Теперь, чтобы реализовать, например, право быть избранным в Государственную думу, гражданин нашей страны должен сначала стать членом одной из партий, которая формирует избирательные списки, а затем каким-либо образом попасть в эти списки. Выборы по одномандатным округам без партийных списков отменены в 2006 г.

Конституция установила частную собственность на землю и другие природные ресурсы (статьи 9, 36). Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества без суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституция гарантировала права граждан на труд, отдых, образование, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, получение квалифицированной помощи.

В третьей главе Конституции РФ «Федеральное устройство» определяется статус субъектов РФ, государственный язык РФ (русский) и республик (свой язык в качестве второго государственного языка), устанавливаются права коренных народов, флаг, герб и гимн РФ, ее столица.

Кроме того, в третьей главе разделяются полномочия РФ и ее субъектов. К ведению РФ относятся: принятие и изменения Конституции; управление федеральной собственностью; федеральный бюджет и федеральные налоги; валютное, кредитное и таможенное регулирование; внешняя политика и внешнеполитические отношения, защита государственной границы; федеральная госслужба и т.п.

То, что не относится к исключительному ведению федерального центра и совместному ведению РФ и ее субъектов, Конституция относит к ведению республик, краев и областей. Однако подробного списка этих полномочий она не содержит.

В четвертой главе Конституции РФ 1993 г. регламентированы полномочия президента Российской Федерации. Он является главой государства и гарантом Конституции, избирается на 6 лет* (но не более двух сроков подряд) на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Возрастной ценз для президента РФ – 35 лет. Ценз оседлости – не менее 10 лет постоянного проживания на территории РФ.