Распад Советского Союза
Несмотря на действия, предпринятые командой М.С. Горбачева, в 1990 г. в СССР начался новый этап масштабного политического и социально-экономического кризиса, ускорившего развал СССР. Острая нехватка финансов у государства, недостаток оборотных средств у предприятий, устаревшее оборудование, на замену которого также не было денег,–все эти и другие факторы привели к тому, что национальный доход (основной экономический показатель СССР) сократился более чем на 10%, усилилась инфляция, вырос товарный дефицит.
К кризису в экономике добавилось обострение межнациональных противоречий на Кавказе. В частности, между Арменией и Азербайджаном вспыхнули разногласия из-за Нагорно-Карабахской автономной области. В этот период нарастали центробежные тенденции среди руководства союзных республик. В 1990 г. декларации о суверенитете приняли Украина, Россия, Литва, Латвия, Эстония.
12 июня 1990 г. Россия во главе с Б.Н. Ельциным, бывшим партийным функционером, входившим в состав Политбюро ЦК КПСС, заявила о верховенстве законов РСФСР над законами СССР. В Декларации о суверенитете, принятой первым съездом народных депутатов РСФСР, провозглашалась решимость «создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР». Заметим, что высший орган государственной власти РСФСР, «переквалифицировав» Россию из социалистического государства в «демократическое правовое государство», не заявлял о выходе из состава СССР, как это сделала, например, Литва. Россия летом 1990 г. выступала за обновленный союз равноправных суверенных республик.
Россия представляла собой самую крупную союзную республику с огромным промышленным и научным потенциалом, но де-факто не имевшую собственной государственности. Органы власти РСФСР как бы растворились в союзных структурах, которые решали все главные российские политические вопросы и социально-экономические проблемы.
Стремясь исправить историческую несправедливость, съезд народных депутатов РСФСР принял целый ряд законодательных актов. Так, в июне 1990 г. он принял постановление «О механизме народовластия в РСФСР» и отменил конституционное положение о руководящей роли КПСС.
Война законов была продолжена осенью 1990 г. Закон РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» устанавливал, что на суверенной территории России действуют акты органов власти СССР, только принятые в пределах полномочий, переданных центру. Причем РСФСР оставляла за собой право приостанавливать и эти правовые акты. Если РСФСР не подтверждала своего согласия, все другие правовые акты Советского Союза на ее территории не действовали. Недействительными объявлялись и все договора, сделки юридических и физических лиц, заключенные на основе приостановленных актов Союза ССР.
31 октября в России был принят закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Россия заявила о праве на часть золотого запаса, Алмазного и Валютного фондов СССР. В законе содержались положения, предусматривавшие обязательное согласие РСФСР на их использование при решении социально-экономических проблем, которые становились все острее. Фактически Россия заявила о своем праве на долю в имевшихся активах СССР. Тем самым впервые был поднят вопрос о дележе наследства слабеющего Советского Союза между его субъектами.
В декабре того же года съезд народных депутатов РСФСР вывел из подчинения Прокуратуры СССР органы российской прокуратуры и учредил должность генерального прокурора РСФСР.
24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон «О Президенте РСФСР», который повторял основные положения союзного правового акта о главе государства. Первым президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. Учредили должность вице-президента. Им стал бывший военный летчик, Герой Советского Союза А.В. Руцкой. 6 мая 1991 г. на съезде народных депутатов РСФСР был избран Конституционный Суд в количестве 15 судей во главе с Валерием Дмитриевичем Зорькиным, бывшим профессором кафедры государственно-правовых дисциплин юридического вуза МВД СССР.
Эти и другие государственно-правовые изменения, произошедшие в РСФСР по инициативе Б.Н. Ельцина, свидетельствовали о нарастании центробежных процессов в самой большой союзной республике. Похожие тенденции наблюдались в Украине, Белоруссии, Прибалтийских и некоторых других республиках, входивших в состав СССР.
Республики, заявившие о выходе из СССР, стали создавать собственные вооруженные силы и суверенные органы власти и управления. Республики Прибалтики и Молдова даже потребовали вывести советские войска с их территории.
Одновременно наметились центробежные тенденции и в самой России. Так, 27 сентября 1990 г. была провозглашена декларация о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия). О своем суверенитете от России заявили Татарстан, Башкирия и некоторые другие ее субъекты. Этому процессу способствовало заявление Ельцина, обращенное к российским регионам: «Берите суверенитета столько, сколько сможете взять».
Политическое руководство Советского Союза утратило инициативу, действовало с запозданием и нерешительно. Если бы новый союзный договор был заключен в самом начале перестройке, в 1985–1986 гг., то, возможно, не было бы «парада суверенитетов», который нужно было упредить. Это относится и к закону об условиях выхода из состава СССР, который был принят уже после того, как Литва объявила о выходе из Советского Союза. Ускорению центробежных процессов способствовала неправильная политика центра, опиравшаяся в решении национальных конфликтов на силовые структуры –армию и милицию. Об этом свидетельствуют события в Баку, Карабахе, Вильнюсе, где силовые структуры по указанию из центра действовали как слон в посудной лавке.
В развале СССР определенную роль сыграл кризис КПСС. Ее раскол, отстранение от власти, ослабление идеологических установок открыли дорогу идеям национализма и сепаратизма в союзных республиках.
Справедливости ради следует отметить, что М.С. Горбачев, как первый президент, предпринимал попытки сохранения СССР. 20 июня 1990 г. по его инициативе состоялась первая рабочая встреча представителей союзных республик по подготовке предложений по заключению нового союзного договора. Участниками совещания предлагались различные формы новой государственности: от федерации до конфедерации. Планировалось по-новому формировать бюджеты СССР и республик на 1991 г. Республиканскому руководству рекомендовалось отменить ограничения, которые препятствовали перемещению по территории СССР продовольствия и товаров народного потребления, чтобы улучшить снабжение населения.
25 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов СССР предложил преобразовать Советский Союз (при сохранении названия) в добровольный равноправный союз суверенных республик, демократическое федеративное государство. Обновление союза должно основываться на волеизъявлении народов, суверенитете его субъектов, равноправии всех граждан страны независимо от их национальности и места проживания. Для подготовки и подписания нового союзного договора съезд рекомендовал образовать Подготовительный комитет в составе высших должностных лиц субъектов Федерации, президента СССР, руководителей двух палат Верховного Совета СССР. Такой комитет был создан и уже в январе 1991 г. приступил к работе в Ново-Огареве, резиденции главы государства. К лету 1991 г. был подготовлен и согласован проект Договора о Союзе суверенных государств, который после опубликования в средствах массовой информации был направлен в Верховный Совет СССР и высшие законодательные органы союзных республик.
Центр выступил с инициативой, чтобы до подписания новой редакции союзного договора в республиках действовали только те законы, которые не противоречат Конституции СССР и союзному законодательству. На 20 августа 1991 г. им было назначено подписание нового союзного договора. Но не доведя дело до логического конца, нарушив народную мудрость: сделал дело – гуляй смело, президент СССР М.С. Горбачев за несколько дней до подписания Союзного договора уехал из Москвы на отдых в Крым, в Форос.
ГКЧП. В отсутствие Президента СССР за день до подписания договора, 19 августа 1991 г., в Москве был создан Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению (ГКЧП). В его состав вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, восемь министров правительства СССР и будущий губернатор Тульской области В. Стародубцев. От имени ГКЧП был издан ряд указов, в которых говорилось о защите Конституции СССР, союзного государства от экстремистских сил. Президент был объявлен тяжело больным и неспособным к руководству страной. В Москву были введены войска и бронетехника.
В ответ Президент РСФСР Б.Н. Ельцин объявил ГКЧП незаконным, а все его действия преступными. По указанию Ельцина из крымского заточения в Москву был доставлен президент СССР М.С. Горбачев. На сессии Верховного Совета РСФСР М.С. Горбачев был подвергнут «допросу с пристрастием». Не выдержав давления, М.С. Горбачев 24 августа 1991 г. подписал указ о приостановлении деятельности КПСС и сложении с себя полномочий генерального секретаря ЦК КПСС.
Б.Н. Ельцин, давний противник М.С.Горбачева, воодушевленный первой серьезной победой над КПСС, ГКЧП и президентом СССР, 18 октября 1991 г. распустил высший орган государственной власти – Верховный Совет СССР. Действовал Ельцин в духе большевиков, распустивших избранное народом Учредительное собрание в период Октябрьской революции. И большевики, и Ельцин превысили свои полномочия, нарушили законы страны. Но ответственности за узурпацию власти не понесли: победителей не судят.
Беловежское соглашение. Руководители России (Б.Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич) поставили цель развалить Советский Союз. Делали они это вопреки воле народа, игнорируя результаты референдума от 17 марта 1991 г., на котором большинство граждан высказались за сохранение обновленного СССР. 8 декабря 1991 г. они тайно собрались в Беловежской пуще* и в нарушение Конституции СССР подписали соглашение о прекращении функционирования Советского Союза вместе с его президентом. Они же являются авторами создания нового образования – Содружества Независимых Государств (СНГ). Ельцин, Кравчук и Шушкевич сделали всё, чтобы не подчиняться власти Кремля. Они уподобились тем князькам, которые в период феодальной раздробленности Руси заявили о своей самостоятельности и независимости от власти киевского князя. Принцип «каждый да держит отчину свою» вновь восторжествовал на основе властолюбия и амбиций спустя восемь столетий.
М.С. Горбачев, оскорбленный как политик и как человек, совершенно однозначно оценил эти решения руководителей трех союзных республик как антиконституционный переворот. Однако дальше возмущений президент не пошел и не привлек членов Беловежского соглашения к уголовной ответственности, хотя имел на это полное право. Вместо этого М.С. Горбачев объявил об уходе с поста президента СССР.
Окончательный вопрос о судьбе Советского Союза решался на встрече президентов 11 республик, которая проходила 21 декабря 1991 г. в столице Казахстана. Оставался шанс спасти СССР при доброй воле большинства президентов. Но ни Казахстан, ни Армения, ни Узбекистан, ни остальные республики не осудили действия членов «похоронной команды СССР». Декларация, подписанная одиннадцатью президентами, констатировала, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование.
СНГ не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Огромная, мощная когда-то держава, обладавшая ядерным оружием, перестала существовать. Это была большая драма для всего советского народа. Многие граждане имели родственников в разных республиках, теперь они оказались за границей.
Россия потеряла Крым, космодром Байконур, русские города Нарву, Севастополь, другие святыни, за которые было пролито немало русской крови, принесено немало человеческих жертв. Большинство предприятий от разрыва налаженных хозяйственных связей получили такой шок, от которого не могли оправиться целое десятилетие.
Горбачевские реформы, перестройка и ускорение закончились крушением Советского Союза. Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал крушение СССР «крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века». Распад Советского Союза привел к неблагоприятным последствиям на международной арене. США, воспользовавшись ситуацией, объявили зоной своих интересов те районы мира, которые традиционно контролировались Россией и СССР.