Послевоенное развитие государства. Реформы Н.С. Хрущева

Государственное развитие СССР. В связи с окончанием Великой Отечественной войны была осуществлена перестройка органов государственной власти, и управления в соответствии с требованиями мирного времени. В сентябре 1945 г. Государственный Комитет Обороны как чрезвычайный орган руководства государством в военное время был упразднен. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР, а наркоматы – в министерства. Соответствующие изменения произошли с Совнаркомами союзных республик.

В феврале 1946 г. прошли выборы в Верховный Совет СССР. На первой сессии Верховного Совета был избран Президиум в составе 15 человек во главе с Н.М. Шверником. Были избраны также судьи Верховного Суда СССР, утвержден генеральный прокурор. Сталин был назначен председателем Совета Министров СССР. Одновременно он сохранял за собой пост генерального секретаря ЦК ВКП(б) и руководителя оборонного ведомства.

В феврале 1947 г. при обеих палатах Верховного Совета СССР создали комиссии законодательных предположений. Подготовленные ими законопроекты о сельскохозяйственном налоге, о государственных пенсиях, о расширении прав республик в составе СССР были одобрены Верховным Советом и обрели статус законов СССР.

Государственный строй в рассматриваемый период не претерпел существенных изменений. КПСС по-прежнему оставалась руководящей силой советского государства. Послушным орудием верховной власти, «карающим мечом партии» в послевоенный период по-прежнему оставались органы государственной безопасности и охраны общественного порядка. В 1946 г. НКВД СССР и НКГБ СССР были переименованы соответственно в Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР и Министерство внутренних дел (МВД) СССР. В государственном устройстве фактически сохранялись те же репрессивные органы, что и в предшествующий период.

Новые сталинские репрессии. Атмосфера в обществе в начале 50-х гг. ХХ в. чем-то напоминала атмосферу в российском государстве начала ХIХ в., когда в Россию вернулись войска из Европы после победы над Наполеоном. Победа в Великой Отечественной войне также породила у поколения победителей надежды на изменение обстановки в стране. Люди верили, что страшные годы репрессий остались в прошлом.

Но уже первые послевоенные месяцы развеяли эти мечты. Советские фронтовики, прошагавшие пол-Европы и вернувшиеся в Россию с новыми взглядами на жизнь, вновь оказались в атмосфере тотальной слежки и доносительства. Власть возвращалась к методам 30-х гг. В сознании людей усиленно насаждался образ врага. За плен, за насильственный угон в Германию советские люди получали длительные сроки заключения до 25 лет лишения свободы. Многие советские граждане, освобожденные из фашистского плена, по возвращении на родину оказались в сталинских лагерях. Из 5 млн репатриантов, угнанных в Германию в период оккупации, многие по ложным обвинениям в предательстве как враги народа оказались в системе сталинского ГУЛАГа.

Опасаясь оппозиции со стороны военных, Сталин бросил в тюрьмы некоторых боевых генералов. Готовился арест национального героя маршала Г.К. Жукова. Однако в последний момент диктатор ограничился его перемещением на должность командующего второстепенным военным округом. Репрессии коснулись ученых, композиторов, историков, писателей, инженеров. 26 мая 1947 г. в СССР была предпринята попытка отмены смертной казни. Высшая мера была заменена 25-летним лишением свободы. Мораторий на смертную казнь просуществовал почти три года. Большего срока тоталитарное государство не могло себе позволить. В 1947 г. были приняты законодательные акты, усиливавшие уголовную ответственность за хищение государственного и общественного имущества «в целях усиления охраны социалистической собственности». В 1948 г. появились указы об усилении уголовной ответственности за изнасилование, самогоноварение и другие преступления.

На территориях, вновь присоединенных к СССР, насаждались советские порядки, которые вызывали вооруженное сопротивление. Особенно сильным оно было в Западной Украине и Прибалтике. За поддержку националистов в отдаленные места Сибири было выслано 300 тыс. украинцев, 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей. В 19481952 гг. был организован процесс по делу Антифашистского еврейского комитета, в 19521953 гг.сфабриковано «дело врачей», сотрудников Кремлевской больницы, которых обвинили в «неправильном лечении» руководителей страны.

Удар был нанесен и по отечественной культуре. Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946), о журналах «Крокодил» (1948), «Огонек» (1948), «Знамя» (1949) фактически запрещали подвергать критике негативные явления в жизни страны. В результате был закрыт ряд периодических изданий. Анна Ахматова, Михаил Зощенко были обвинены в безыдейности и аполитичности. За «формализм» и «антинародность» преследованиям подверглись художники, композиторы.

Трудные времена переживала наука. Особенно тяжело пришлось генетикам. Любимец Сталина, Т.Д. Лысенко, руководивший биологической наукой, объявил «крестовый поход» против «менделизма и морганизма». Во вредительстве были обвинены многие талантливые ученые, стране нанесен гигантский материальный урон. Кибернетика была объявлена лженаукой, что на многие годы затормозило исследования в этой области.

Усиление культа личности. Авторитетом для ученых, «гением всех времен и народов» должен был считаться «великий Сталин». Его мнение по любому вопросу было непререкаемым. В заслугу ему ставились все достижения страны, а промахи списывались на врагов народа. Именно на 40-е гг. пришелся апогей его возвеличивания. Празднование 70-летнего юбилея Сталина в декабре 1949 г. превратилось в непрекращающееся славословие мудрости и прозорливости вождя. Особо отмечался его «полководческий талант», проявившийся в годы войны с фашизмом. Большинство подхалимов хвалило «вождя всех времен и народов» за государственную мудрость, проявленную на постах председателя Совета Министров и генерального секретаря ЦК партии.

Высший законодательный орган страны Сталин не возглавлял потому, что и без того законодательная власть полностью ему подчинялась. Он мог провести в Верховном Совете любой закон, даже самый драконовский. Никто не смел ему возражать. Демократические процедуры по выборам в ЦК ВКП(б) и Верховный Совет СССР соблюдались формально, так как действовал номенклатурный принцип подбора кадров в партийные и советские органы. Без санкции Сталина никто не мог занять высокий пост ни в правящей Коммунистической партии, ни в государственных органах.

Уверовав в свою непогрешимость, Сталин подменил коллегиальное руководство совещаниями с доверенными лицами. В конце 40-х начале 50-х гг. его ближайшими помощниками были Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.А. Булганин, Н.С. Хрущев. Но абсолютного доверия вождя они не имели: к концу жизни Сталин стал чрезмерно подозрительным.

Жесткая карательно-репрессивная система власти и управления страной, «драконовские» законы в отношении населения и особенно солдат-победителей, существовавшие при Сталине, не отвечали послевоенному развитию советского общества. Недовольство сталинскими методами управления государством в верхних эшелонах власти и в партийной элите заметно возросло после победы в Великой Отечественной войне.

Борьба за власть.После смерти Сталина 5 марта 1953 г. во главе движения за демократическое обновление советского государства и общества оказался Н.С. Хрущев. Находясь в сталинском окружении, Хрущев был причастен к сталинским репрессиям, и открыто против вождя при его жизни не выступал. Во время войны с немецко-фашистскими захватчиками Н.С. Хрущеву как члену Военного совета одного из фронтов было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант». После окончания войны Хрущев руководил Украиной на посту председателя Совета Министров УССР и в качестве первого секретаря ЦК Компартии Украины. С декабря 1949 г. по март 1953 г. Никита Сергеевич работал первым секретарем Московского горкома партии и одновременно исполнял обязанности секретаря ЦК партии.

Кроме Н.С. Хрущева на высший государственный пост после смерти вождя претендовали представители так называемой старой сталинской гвардии. Они считали себя продолжателями дела Сталина. Г.М. Маленков, ставший после смерти вождя председателем Совета Министров СССР, занимал по советской «Табели о рангах» более высокую ступень, чем Н.С. Хрущев. К.Е. Ворошилов после смерти Сталина находился на посту председателя Президиума Верховного Совета СССР, возглавляя законодательную ветвь власти. Л.П. Берия, занимая пост силового министра, сохранил свое руководство органами внутренних дел. Кроме того, Берия считал себя личным другом Сталина, то есть был его единомышленником и особо приближенным к «императору». Н.А. Булганин занял пост министра обороны и как силовой министр обладал значительным весом в правительстве. В.М. Молотов, ближайший соратник Сталина, и после его смерти оставался министром иностранных дел.

Н.С. Хрущев после смерти Сталина не получилникаких высоких государственных должностей и оставался «рядовым» секретарем ЦК партии. Чтобы возглавить государство, он должен был отстранить других сталинских выдвиженцев от руководства страной. Для этого требовалась большая подковерная борьба и многочисленные интриги. Хрущев оказался мастером аппаратных игр. Ему удалось вытеснить наследников Сталина сначала из Президиума ЦК КПСС (Политбюро), а затем из других властных структур. Так, 14 марта 1953 г. Хрущеву удалось провести решение Пленума ЦК о нецелесообразности совмещения функций председателя Совмина и секретаря ЦК, которые исполнял Г.М.Маленков. В результате Маленков остался только главой исполнительной власти, а Хрущеву досталась вся партийная власть. Кстати, именно через аппарат ЦК в апреле 1922 г. Сталин захватил власть сначала в партии, а затем и в государстве. История повторилась.

Арест Берии. Хрущев не сомневался в том, что Л. Берия готовит заговор с целью захвата власти в стране. Возросшая активность Берии заставила объединиться всех членов высшего руководства советского государства, включая Маленкова, Булганина, Молотова, которые стали опасаться за свою жизнь. Они хорошо знали методы Берии, поэтому сплотились вокруг Хрущева, чтобы не допустить прихода Берии к высшей государственной власти.

Хрущев организовал самый настоящий заговор, действовал осторожно, соблюдая конспирацию. Ему удалось убедить маршала Г.К. Жукова в случае необходимости применить военную силу и нейтрализовать попытки подразделений госбезопасности вступиться за своего министра. Булганина он склонил на свою сторону еще в марте, сразу после смерти Сталина. Нетрудно было заручиться и поддержкой Жукова. Но невозможно было осуществить смещение и арест Берии без поддержки Маленкова. Хрущев, однако, рискнул переговорить с ним без свидетелей и склонить его на свою сторону, показав на примерах, что Берия мало считается с их мнением, стремится восстановить прежнее положение органов МВД, стоявших еще недавно над партийным и правительственным аппаратом. Маленков обсудил вопрос об аресте Берии с Ворошиловым, который одобрил идею Хрущева.

Когда заговор против Берии был окончательно подготовлен, Хрущев на заседании Президиума ЦК КПСС 26 июня 1953 г. открыто заявил, что Берия не коммунист, а карьерист, которому не место в партии. Хрущева поддержали в своих выступлениях Молотов, Булганин и другие. Когда дело дошло до конкретных решений, Хрущев предложил немедленно освободить Берию от всех занимаемых им постов. Члены Президиума еще не успели проголосовать, как в зал заседаний вошли десять военных во главе с маршалом Жуковым, которые ранее находились в смежной комнате. Берию поместили в комнату близ кабинета Маленкова. Опасались, что охрана Кремля или работники МВД предпримут попытку освободить своего «шефа». По приказу Г.К. Жукова в Москву на всякий случай вошли танковая Кантемировская и мотострелковая Таманская дивизии. В машине одного из маршалов Берия был вывезен из Кремля. Тюрьмой для него стало одно из бомбоубежищ при штабе командующего войсками Московского округа ПВО генерала К. Москаленко. Комната, куда был помещен Берия, охранялась днем и ночью не только снаружи, но и изнутри.

Хрущевская «оттепель».В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС.Началась «хрущевская оттепель», его государственно-правовые реформы. С приходом к власти Н.С. Хрущева пошел медленный, но неизбежный развал советской тоталитарной системы. При Хрущеве командно-бюрократические методы руководства страной и экономикой не утратились, но видоизменились.

Были упразднены сталинские репрессивные органы Особое совещание и внесудебные «тройки». Деятельность органов безопасности была поставлена под партийный контроль, началось их кадровое укрепление. От руководящих постов были отстранены последователи и бывшие соратники Сталина. Хрущев назначил Г.К. Жукова министром обороны СССР вместо К.Е. Ворошилова. 17 декабря 1953 г. Прокуратура СССР объявила об окончании следствия по делу Л. Берии и группы его соучастников. Сообщалось также, что дело Берии рассмотрит Специальное Судебное присутствие Верховного суда СССР на основе закона от 1 декабря 1934 г. Этот закон был принят в день убийства С.М. Кирова и предусматривал упрощенное и ускоренное судопроизводство, проводимое без участия сторон. Приговор приводился в исполнение немедленно.Поэтому суд над Берией был недолгий, и вскоре он был расстрелян как английский шпион и враг народа.

После устранения Берии реорганизации подверглись в правоохранительные органы. В марте 1954 г. был выделен из МВД СССР и образован Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. Был восстановлен принцип двойного подчинения в организационном построении органов внутренних дел: по вертикали вплоть до союзного МВД и по горизонтали местным органам власти.

Постепенно восстанавливались принципы организации и деятельности органов прокуратуры, нарушенные в условиях культа личности Сталина. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре, в котором высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами и учреждениями, отдельными должностными лицами, а также гражданами возлагался на генерального прокурора СССР.

Широкое распространение получили добровольные народные дружины (ДНД) по охране общественного порядка. Они создавались из местного населения и в свободное от работы время совместно с подразделениями милиции участвовали в поддержании порядка на улицах городов и поселков городского типа.

Развенчание культа личности Сталина.По распоряжению Хрущева был прекращен выпуск книг и брошюр Сталина. Пресса получила указание больше не возвеличивать имя вождя, а в кабинетах со стен сняли его портреты. Это стало первыми шагами по борьбе с культом личности.

Культ Сталина был развенчан Н.С. Хрущевым на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 г. Откровения Н.С. Хрущева на ночном заседании съезда, как вспоминали очевидцы, шокировалимногих партийно-советских работников и рядовых членов партии. Потрясенные делегаты и немногие гости молча слушали этот доклад, лишь изредка прерывая Хрущева возгласами изумления и возмущения. Хрущев говорил о массовых незаконных репрессиях, санкционированных Сталиным, о конфликте между Лениным и Сталиным в последние месяцы жизни вождя Октябрьской революции и о его предложении сместить Сталина с поста генсека. Хрущев говорил о многих сомнительных обстоятельствах убийства Кирова и недвусмысленно намекал на возможную причастность Сталина к этому убийству. Хрущев пролил свет на грубые просчеты Сталина в предвоенный период, подчеркнув его растерянность в первые дни войны и фактическое дезертирство Иосифа Виссарионовича со своих постов в это самое трудное время. На Сталина докладчик возлагал ответственность за поражения Красной Армии в 1941–1942 гг. и оккупацию громадных территорий Советского Союза, а также за глубокий кризис советского сельского хозяйства, за грубые ошибки в советской внешней политике и проч. В секретном докладе Хрущев разоблачил также деятельность ближайших подручных Сталина Ежова, Берии, Маленкова, Кагановича, Молотова.Устранение последствий сталинизма. После ХХ съезда упразднялось понятие «враг народа»,дававшее основание для сталинских репрессий. По предложению Хрущева было создано более 90 специальных комиссий, которые имели право рассматривать дела заключенных непосредственно на местах. Комиссии временно наделялись правами Президиума Верховного Совета СССР и могли производить реабилитацию, помилование, снижение сроков заключения. В результате деятельности этих комиссий из тюрем и лагерей были выпущены десятки тысяч советских людей, которые были при Сталине незаконно осуждены. В основном это были политзаключенные. Получили свободу даже оставшиеся в живых меньшевики, анархисты, эсеры, которые находились в тюрьмах, лагерях и ссылке по 2530 лет.

Н.С. Хрущев в докладе на XX съезде КПСС не только развенчал культ личности Сталина, но и провозгласил необходимость демократизации государственной жизни, преодоления чрезмерного централизма, сложившегося в годы упрочнения административно-командной системы.

В январе 1957 г. по инициативе реформатора ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами». В результате принятых мер по реализации партийного постановления деятельность Советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий, созданных при местных органах власти.

В феврале 1957 г. были реабилитированы народности, депортированные со своих мест в годы Великой Отечественной войны: чеченцы, ингуши, балкарцы, калмыки, карачаевцы. Была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, образованы Кабардино-Балкарская АССР, Карачаево-Черкесская автономная область, Калмыцкая автономная область. Остались нерешенными вопросы с расселением немцев Поволжья и крымских татар. По распоряжению Н.С. Хрущева от 19 февраля 1954 г. Крымская область была выведена из состава РСФСР и передана в состав Украины.

Первая попытка отстранить Хрущева от власти. Многие действия Хрущева, особенно по развенчанию культа личности Сталина не нравились его соратникам. Главное обвинение, которое ставилось реформатору в вину, состояло в том, что он подорвал авторитет КПСС в международном коммунистическом движении. Речь, по сути, шла о пересмотре решений ХХ съезда КПСС, разоблачившего культ личности Сталина. Дождавшись удобного момента, когда Н.С.Хрущев отсутствовал в стране,* Молотов, Маленков и Каганович принялись спешно готовить заседание Президиума ЦК с вопросом о его смещении с поста первого секретаря ЦК КПСС. Президиум ЦК вынес решение о смещении Хрущева, но тот, поддержанный своими сторонниками, отказался подчиниться этому решению. Он потребовал созыва пленума, который безоговорочно поддержал реформатора. Сговор против Хрущева потерпел провал. В сложившихся условиях оппозиционеры решили выступить с покаянными речами, после которых большая их часть была снята со своих высоких постов, уволена на пенсию или переведена с понижением.

Преобразования Н.С. Хрущева. Укрепив свою власть, Н.С.Хрущев продолжил курс на демократизацию государственной жизни, децентрализацию и расширение прав союзных республик, проведение аграрной реформы и т.д.

Союзные республики получили больше прав в области планирования, капитального строительства, бюджетной политики, оплаты труда. Они могли теперь осуществлять также судебное законодательство и непосредственное руководство органами внутренних дел, расположенными на их территории. К их ведению было отнесено принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов. За Союзом ССР осталось право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия. Одновременно были расширены права союзных республик в области решения вопросов областного, краевого административно-территориального деления. Все это признак децентрализации управления. Здесь сказался, видимо, опыт Н.С. Хрущева по руководству союзной республикой УССР.

Во второй половине 50-х гг. по инициативе Н.С. Хрущева вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них создавались Совнархозы, которые получили право руководить местной промышленностью. В их ведение из центра было передано свыше 11 тыс. промышленных, строительных и транспортных организаций. Совнархозы подчинялись непосредственно Совминам союзных республик. Однако их местнические интересы мешали производственным связям «по горизонтали», то есть с соседними регионами. Видимо, по этой причине централизованная система управления была восстановлена самим же Н.С. Хрущевым к марту 1963 г.

В конце 50-х начале 60-х гг. по инициативе реформатора произошел пересмотр почти всего законодательства Союза ССР. Были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы уголовного судопроизводства, Основы законодательства о судопроизводстве Союза ССР, союзных и автономных республик, Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. Одновременно были переработаны Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы гражданского законодательства, Основы гражданского судопроизводства, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Вслед за этим в союзных республиках были приняты кодексы по этим отраслям законодательства.

Важнейшей заслугой руководителя государства явилось всестороннее развитие и укрепление Вооруженных Сил СССР. В этот период благодаря усилиям советских ученых, конструкторов, рабочих и специалистов были созданы межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными и водородными зарядами, атомные подводные лодки и другое современное вооружение и боевая техника.

Появление оружия стратегического сдерживания позволило не только укрепить обороноспособность государства, но и более чем на 2 млн человек сократить численность армии и флота. Это сокращение снизило неоправданные государственные расходы, высвободило дополнительные кадры для различных отраслей экономики, в том числе развивающихся радиоэлектроники, нефтехимии, авиастроения, приборостроения и др.

Однако некоторые административные реформы, проведенные Н.С.Хрущевым, находились на грани отсутствия здравого смысла. К ним с полным основанием можно отнести разделение в конце 1962 г. краевых, областных, районных Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские.

Реформы Н.С.Хрущева в сельском хозяйстве. Понимая важность аграрного сектора в обеспечении населения страны продовольствием, в поставке сырья для промышленности, Хрущев предпринял ряд мер по его укреплению. По его указанию произошло списание долгов за прошлые годы. Одновременно колхозам и совхозам была передана техника из МТС на условиях ее последующего выкупа, что значительно укрепило их материально-техническую базу.

В августе 1953 г. вышел закон о сельскохозяйственном налоге, который значительно уменьшил налоговую нагрузку колхозов, совхозов, а также личных подсобных хозяйств. Одновременно государство повысило закупочные цены на зерно, молоко, мясо и другие сельскохозяйственные продукты, что, безусловно, положительно сказалось на экономическом состоянии аграрного сектора.

В феврале 1954 г. Н.С. Хрущев выступил инициатором освоения целинных и залежных земель. Для руководства освоением целины в Казахстан направился Л.И. Брежнев. Пахотный клин страны вскоре был увеличен на 60 млн га.

В марте 1955 г. постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» отменялся старый порядок детализированного планирования в колхозах. По новым правилам райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок, а более детальное планирование своего производства стали осуществлять сами колхозы.

В марте 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управления делами артели», в котором колхозникам на их общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозартели. Сами колхозы могли теперь определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее. При этом общие принципы Устава (неделимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе.

Однако одновременно в марте 1956 г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР, запрещающее увеличивать приусадебные участки селян за счет общественных земель. Оно рекомендовало местным органам власти урезать уже имеющие площади до 1525 сотокна семью. Рекомендовалось также ограничить количество домашнего скота на сельском частном (вернее, личном) подворье. Это якобы отвлекает селян от основной работы в колхозе или совхозе.

3 мая 1956 г. принимается решение о преобразовании колхозов, то есть коллективных хозяйств, в совхозы, в сельскохозяйственные государственные предприятия. Совхозы и колхозы, уцелевшие после преобразования, длительное время существовали независимо друг от друга, являясь самостоятельными сельскохозяйственными единицами.

С 1958 г. были отменены обязательные поставки сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в коллективных хозяйствах: вводились ежемесячное авансирование и денежная форма оплаты труда колхозников. Все эти реформы, без сомнения, улучшили жизнь тружеников села.

Перечисляя положительные сдвиги в сельскохозяйственной сфере, нельзя не отметить и целый ряд недостатков при ее реформировании. Так, 20 августа 1958 г. было издано одно из самых нелепых и вредных постановлений Бюро ЦК КПСС по РСФСР «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках». Казалось бы, постановление правящей партии касается разведения скота только в городах и поселках городского типа. Каждый разумный человек подумает, а зачем, собственно, держать в городе скотину? Для этого есть колхозы, совхозы, личные подворья в сельской местности, наконец. Но надо знать советского бюрократа, его постоянное желание выслужиться, отрапортовать, блеснуть цифрами по выполнению указаний партии и правительства.

В результате активных действий «головотяпов» по данному постановлению в СССР произошло резкое сокращение поголовья скота. Как следствие этой печальной статистики, миллионы семей, прежде сами обеспечивавших себя молоком и мясом, были вынуждены перейти на снабжение из государственных магазинов. Разумеется, это сильно ударило по карману советских граждан, уменьшило их семейные бюджеты.

На наш взгляд, сельскохозяйственным реформам Н.С. Хрущева не хватило последовательности, научной взвешенности, контроля за исполнением принимаемых решений, достаточного финансирования. Поэтому они не были доведены до конца. С 1962 г. началась массовая закупка зерна за границей, в основном в США и Канаде. На эти цели было израсходовано 372 200 килограммов золота.