Подготовка вооруженного захвата власти

Двоевластие и его классовая сущность

Изменения в судебной системе. В составе Сената упразднены Верховный уголовный и высший дисциплинарный суды. В составе судебных палат и окружных судов ликвидированы особые присутствия, распущены военно-полевые суды, в 33 губерниях восстановлены мировые судьи, в состав военных судов вводились заседатели от офицеров и солдат. К прежней судебной системе были добавлены революционные суды. Они действовали в городах в составе мирового судьи (председатель) и двух представителей: от армии и от рабочих. Судебное разбирательство было устным и гласным. Приговоры вступали в законную силу и обжалованию не подлежали. Приговор мог отменить только министр юстиции.

Из системы наказаний, исполняемых по приговору суда, были исключены наказания розгами, надевание наручников и кандалов, применение смирительной рубашки.

Изменения в местном управлении. Под воздействием Временного правительства произошли некоторые изменения в местном управлении. Вместо упраздненных губернаторов, градоначальников, становых приставов и земских начальников руководство на местах стали осуществлять губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. На демократической основе создавались волостные, земские собрания и управы, советы дум городов, а также районные думы и управы. По инициативе Временного правительства была восстановлена деятельность Земгоров.

Таковы изменения в центральных и местных органах власти, судебной системе, осуществленные Временным правительством после Февральской революции. В целом они носили косметический характер и не затрагивали основ существующего строя. Временное правительство ограничивалось полумерами. У Временного правительства не было намерений ломать систему права до основания, а затем на голом месте возводить правовой фундамент нового демократического государства.

Юридическое совещание. По вопросам, требовавшим рассмотрения в законодательном порядке, правительство издавало постановления за подписью всех его членов. Для разработки наиболее важных правовых актов при Временном правительстве в марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание. Выражая интересы буржуазии, этот орган все же был вынужден считаться с революционной обстановкой в стране. Поэтому среди его рекомендаций были предложения о проведении демократических выборов, в которых участвовали бы все слои и социальные группы, включая рабочих, солдат и матросов. Предложения юристов касались прежде всего избрания на демократической основе органов местного самоуправления.

Юридическое совещание готовило заключения по законопроектам Временного правительства. По инициативе этого органа было принято постановление правительства «О судах по административным делам». Задачей суда было разрешение споров между органами местного самоуправления и комиссарами Временного правительства, правительственными учреждениями, другими органами государственного управления. Учитывая, что в работе Юридического совещания участвовали крупнейшие юристы России, ему было поручено подготовить проект новой конституции страны. Такой проект был подготовлен, но с большим опозданием: утверждать его было уже некому.

Отменив правовые акты, регламентировавшие деятельность императора, Временное правительство с помощью Юридического совещания разработало и утвердило Положение о выборах в Учредительное собрание на основе принципов всеобщего равного и тайного голосования. Но оно стало избираться лишь в ноябре 1917 г., когда к власти пришли Советы.

Временное правительство не имело широкой социальной базы, не обладало необходимым и действенным аппаратом принуждения и не смогло установить контроль над ситуацией в стране. Стремительно падал авторитет Временного правительства в глазах народа.

Аграрный вопрос. Для решения аграрного вопроса был создан Главный земельный комитет. На местах появились губернские, уездные, волостные земельные комитеты. Земли царской семьи были национализированы. Однако осуществленных мер оказалось недостаточно. Крестьяне, не дожидаясь решения Учредительного собрания, захватывали необрабатываемые земли, инвентарь и скот помещиков, вырубали леса, громили дворянские усадьбы.

Далеко не благополучно обстояло дело с обеспечением населения продовольствием и снабжением армии. Правительство начало осуществлять политику продразверстки. Но крестьяне не горели желанием сдавать хлеб по твердым ценам. А наладить эквивалентный обмен между городом и деревней не удалось: стоимость изъятых сельских продуктов равнялась 7 млрд рублей, а промышленных товаров было поставлено лишь на 2 млрд. Несмотря на усиление государственного регулирования промышленного производства, нормализовать ситуацию также не удалось. Государственный долг достиг осенью 1917 г. 49 млрд золотых рублей. Страну захлестнула инфляция.

Национальные проблемы. Нарастали и национальные проблемы. В марте 1917 г. украинские социалистические партии объявили о создании Центральной Рады, принявшей 10 июня документ с требованиями предоставить Украине национально-территориальную автономию. Временное правительство было готово рассмотреть вопрос о независимости Польши и предоставлении прав автономии Финляндии. Но когда в июле 1917 г. финский сейм провозгласил независимость страны, центральная власть разогнала этот законодательный орган и ввела на финскую территорию войска. Центробежные процессы происходили и в других частях империи.

Новые кризисы. Государственное управление Временного правительства изобиловало политическими и экономическими кризисами. Первый из них был связан с нотой министра иностранных дел к союзникам 18 апреля 1917 г., в которой подтверждались обязательства России продолжать войну. Армия устала от трехлетних боев за чуждые интересы, в войсках упала дисциплина и боеспособность, выросло дезертирство. Не спасала положение и «демократизация» отношений между военными: введение права солдатских комитетов обсуждать приказы, выносить решения об их выполнении и другие нововведения. Поэтому решение правительства продолжать войну до победного конца вызвало недовольство в армии и массовые демонстрации в столице. Члены Временного правительства глава МИДа кадет П.Н. Милюков и министр обороны октябрист А.И. Гучков были вынуждены подать в отставку.

В июле 1917 г. сформировалось второе коалиционное Временное правительство во главе с министром юстиции, эсером А.Ф. Керенским. Через два месяца, 24 сентября, Керенскому пришлось формировать третье коалиционное правительство. А всего за период со 2 марта по 25 октября 1917 г. функции центрального органа государственной власти и управления исполняли четыре состава Временного правительства и одна Директория как промежуточный орган. Директория руководила страной меньше месяца – с 30 августа по 25 сентября. В этих условиях говорить о преемственности власти, реализации ею какой-то единой программы социально-экономического развития России не имело смысла: временщики такой задачи перед собой не ставили. Все это не добавляло авторитета буржуазной власти.

Двоевластие. После Февральской революции в России установилось двоевластие – своеобразное переплетение диктатуры буржуазии и революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян.

Буржуазия стремилась сконцентрировать законодательную и исполнительную власть в руках Временного правительства, не допустить созыва Учредительного собрания и парламента, политический состав которых трудно было предвидеть. Органом буржуазной диктатуры стало Временное правительство, представлявшее официальную власть в России. В своей декларации от 3 марта 1917 г. правительство обещало провести всеобщую амнистию, отменить смертную казнь, ввести политические свободы, запретить сословную дискриминацию, подготовить выборы в Учредительное собрание. Однако его внутриполитический курс оказался непоследовательным и противоречивым.

Вторым центром власти в стране стали Советы рабочих, крестьянских, солдатских депутатов. Они издавали собственные приказы и распоряжения, которые исполнялись на местах. Так, согласно приказу № 1 Петроградского совета от 1 марта 1917 г. «О демократизации армии», в воинских частях прошли выборы в солдатские комитеты, которые организационно сливались с Советами рабочих депутатов, образуя в них солдатские секции. Этот приказ не только уравнивал в гражданских правах солдат и офицеров, но фактически ставил последних в зависимость от выборных солдатских комитетов, в распоряжение которых передавалось оружие. Приказ отменял традиционные армейские формы дисциплины, разрешал политическую деятельность и создание различных общественных организаций в воинских частях.

Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов стремились развить демократические завоевания Февральской революции путем созыва Учредительного собрания на основе демократических выборов. Петроградский совет выдвигал требования по немедленной амнистии по политическим, аграрным и религиозным делам, осуществлению свободы слова, собраний и других свобод, в том числе для военнослужащих, замены полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным местному самоуправлению, демократических выборов органов самоуправления.

Классовая характеристика Советов позволила В.И. Ленину сделать вывод, что именно Советы, а не органы местного самоуправления, включавшие буржуазные элементы, станут политической основой будущей пролетарской государственности.

Советы, формально не являясь органами государственного управления, контролировали деятельность правительства и влияли на принимаемые решения. Временное правительство было властью без силы, а Советы были силой, но без власти. Такая ситуация получила название «двоевластие». Сложилось своеобразное положение, когда в столице России одновременно действовали два властных органа: Петроградский совет и Временное правительство.

На местах также возникла коллизия двоевластия. В губерниях, уездах и волостях Советы составляли систему органов, претендовавших на исполнительную власть. Но и прежние местные органы власти никем не были отменены. Городские думы и управы, губернские органы власти и суды, земства, введенные Временным правительством весной 1917 г. в большинстве губерний, продолжали функционировать под контролем комиссаров Временного правительства. Объединить эти полярные системы местных органов власти было невозможно, так как они представляли противоположные слои общества. Двоевластие порождало всевозможные кризисы.

Уже в конце марта – начале апреля на Всероссийском совещании Советов отмечалось, что Советы во многих местах выполняют функции государственно-экономического управления. Вместе с тем совещание отмечало, что в старых органах самоуправления господствуют контрреволюционные элементы, сторонники куцей конституции, поэтому революционные массы должны консолидироваться вокруг Советов. Хотя совещание приняло расплывчатую эсеро-меньшевистскую резолюцию, сама постановка вопроса о верховенстве власти Советов имела важное политическое значение.

В конце марта – начале апреля 1917 г. на Всероссийском совещании Советов большевики предложили образовать орган, который контролировал бы решения Временного правительства с тем, что в последующем власть была целиком передана в руки Советов. Но предложения большевиков снова не были поддержаны большинством делегатов Всероссийского совещания Советов. И тем не менее сама постановка вопроса о власти имела большой политический резонанс.

Большой вклад в решение проблемы организации высших органов власти внесла Всероссийская конференция большевиков, проходившая в начале апреля 1917 г. Участники конференции требовали усиления роли Советов в государственной и экономической жизни, передачи им власти на всех уровнях управления страной без свержения Временного правительства, еще имевшего влияние в массах.

Апрельские тезисы. 3 апреля 1917 г., в последний день Всероссийской большевистской конференции, в Петроград из эмиграции вернулся В.И. Ленин. Большевики устроили ему пышную встречу на Финляндском вокзале. Ленин выступил с крайне радикальными на тот момент Апрельскими тезисами. Главной возможностью сложившегося шаткого равновесия в период двоевластия вождь большевиков считал переходот буржуазно-демократической революции к социалистической и установление диктатуры пролетариата. Новой формой государственной власти, по замыслу Ленина, должна стать Республика Советов. Осуществить задуманное можно было мирным путем, не прибегая к вооруженному захвату власти, через разоблачение антинародной сущности Временного правительства, через завоевание большинства в Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Поэтому большевики выдвинули лозунги «Долой Временное правительство» и «Вся власть Советам!»

Апрельские тезисы в силу своей крайней радикальности вызвали сильное недоумение у многих большевиков. 6 апреля ЦК РСДПР(б) вынес по ним отрицательную резолюцию, а редакционный совет «Правды» отказался печатать статью якобы из-за механической поломки, но под давлением Ленина 7 апреля Апрельские тезисы все же появились. Л.Б.Каменев сопроводил их комментарием, что «редакция не разделяет изложенных в статье взглядов». Петроградский комитет большевиков 8 апреля также проголосовал против тезисов (два голоса «за», тринадцать «против», один воздержался). Несмотря на это Ленин в апреле 1917 г. форсировал формирование Красной гвардии и «рабочей милиции» из революционно настроенных рабочих, солдат и матросов. К октябрю 1917 г. численность Красной гвардии достигла 200 тыс. человек.

Усиление роли Советов. В период Февральской революции проходило усиление роли Советов. Были сформированы основные принципы работы Советов, прежде всего принцип единства действий Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. С самого начала неукоснительно действовали принципы выборности Советов, коллегиальности их работы, сменяемости их членов и подотчетности перед избирателями. С образованием губернских и областных Советов постепенно складывалась единая властная вертикаль советских органов. При них создавались исполнительные комитеты для решения насущных задач. Созыв в мае съезда крестьянских депутатов, а в июне – съезда Советов рабочих и солдатских депутатов породил идею придания самому съезду полномочий органа, перед которым отвечало бы правительство. На I Всероссийском съезде Советов в июне 1917 г. меньшевики и эсеры согласились с тем, что министры-социалисты, то есть эсеры-меньшевики, народные социалисты, должны нести ответственность перед съездом Советов.

Идея контрольных полномочий обсуждалась на съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, проходившем в июне 1917 г. На I Всероссийском съезде Советов меньшевики и эсеры согласились с тем, что правительство должно нести ответственность перед съездом, но были против передачи всей власти Советам. Несмотря на то что идея большевиков о придании съезду Советов полномочий высшего органа власти из-за позиции эсеро-меньшевистского руководства потерпела поражение, решение, принятое в начале июля 1917 г., об ответственности Временного правительства перед Советами стало причиной правительственного кризиса.

Конец двоевластия. 3–4 июля 1917 г. в Петрограде прошла 500-тысячная антиправительственная демонстрация рабочих и солдат. Правительство обвинило большевиков в попытке насильственного захвата власти. По демонстрантам был открыт огонь. Видные деятели большевистской партии Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, А.В. Луначарский и другие были арестованы. Ленину удалось скрыться.

Власть полностью перешла к Временному правительству благодаря тому, что Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, который в тот момент возглавляли эсеры и меньшевики, принял решение о его поддержке. В июле, с окончанием двоевластия, большевики сняли лозунг «Вся власть Советам!» потому, что меньшевики и эсеры заняли контрреволюционную позицию. Период двоевластия закончился. Вместе с ним закончился и мирный путь перехода власти.

Корниловский мятеж.В конце августа произошла радикализация Временного правительства. Инициатором этого процесса стал военный министр генерал Л.Г. Корнилов. Он предлагал установить жесткую дисциплину в войсках и в тылу, ввести военное положение, распустить Советы, запретить революционные партии, прекратить вмешательство государства в экономику. В России должна быть введена новая форма правления в виде Совета народной обороны. Коалиционному правительству генерал отводил роль исполнительного органа. Ненадежные войсковые соединения он предлагал расформировать с выделением каждому по 8 десятин земли. При этом из армии пришлось бы демобилизовать 4 млн солдат.

Эту программу введения военной диктатуры готовы были поддержать высшие армейские чины, крупные предприниматели, кадеты. Не возражал против нее и Керенский. Но когда Корнилов 26 августа двинул верные ему войска на Петроград, Керенский испугался за свою судьбу и объявил военного министра изменником. Корнилову противостояли Исполком Петроградского совета и созданный при нем Комитет народной обороны против контрреволюции, в который вошли представители всех социалистических партий.

На борьбу с мятежом были мобилизованы 40 тыс. красногвардейцев. Навстречу наступавшим войскам были направлены агитаторы. Железнодорожники перекрыли подъезд к Петрограду. Мятеж потерпел поражение. 2 сентября генерал Корнилов был арестован.

Поражение корниловского мятежа и вялые действия правительства усилили влияние большевиков в войсках, на фабриках и заводах. На фоне все более ухудшающегося экономического положения, поражений на фронте, роста выступлений в деревне ленинские лозунги: «Земля – крестьянам», «Фабрики – рабочим», «Власть – советам», «Мир – хижинам, война – дворцам» быстро завоевывали сторонников. Росла численность ленинской партии. Если в феврале 1917 г. насчитывалось всего 24 тыс. большевиков, то в августе – уже 240, а в начале октября – 350 тыс.

С ростом численности большевиков возрастало и их влияние на Советы. До сентября 1917 г. во главе Советов, как правило, стояли меньшевики и эсеры, отрицавшие возможность перерастания демократического этапа революции в социалистический. Они не понимали важную роль Советов как органов власти в период двоевластия. После подавления корниловского мятежа, когда в полную силу проявились организаторские способности партии Ленина, ведущую роль в Советах стали играть большевики.

Предпарламент. 1 сентября 1917 г. Директория из пяти человек во главе с Керенским объявила Россию республикой. Меньшевики и эсеры после подавления корниловского мятежа предложили созвать Демократическое совещание. Состав Демократического совещания, приступившего к работе в сентябре 1917 г., был мелкобуржуазным. Его главная задача заключалась в том, чтобы нейтрализовать попытки большевиков передать власть Советам.

14–22 сентября в Петрограде прошло Всероссийское демократическое совещание, в котором приняли участие представители политических партий, профсоюзов, земств и городских дум. Оно избрало Совет республики – Предпарламент, состоявший из 555 человек и призванный урегулировать вопрос о власти. Большевики отказались войти в этот орган.Тогда организаторы пригласили в Предпарламент партию кадетов. 25 сентября было сформировано третье коалиционное правительство. В него вошли 6 кадетов, 3 меньшевика, 2 трудовика, 2 военных специалиста и 1 независимый.

2 октября Временное правительство утвердило Положение о предпарламенте. Этот политический институт мог придать государственному развитию страны форму парламентской рес­публики. Предпарламент приступил к работе 7 октября и переименовал себя во Временный Совет республики. Правительство не было ответственным перед этим органом, так как он вскоре сам стал совещательным придатком Временного правительства. Поэтому в действиях правительства мало что изменилось. Проведение реформ откладывалось, народ выражал недовольство Временным правительством.

7 октября по указанию Ленина большевики покинули предпарламент. Реальная власть в столице все больше концентрировалась в руках большевистского Петросовета.

Таким образом, Февральская буржуазно-демократическая революция поставила точку в монархической династии императоров. Период самодержавия, 300-летняя династия Романовых закончились в феврале 1917 г. Коренным образом после февраля 1917 г. изменилась форма государственного правления. Россия стала республикой. Правовая система России после победы Февральской революции претерпела изменения, особенно заметные в сфере государственного права. Были отменены Основные государственные законы, введенные 23 апреля 1906 г., которые являлись правовой основой монархии в России.

Нерешенные проблемы. Однако российская буржуазия в отличие от европейских буржуазных революций не сумела создать все атрибуты полноценного буржуазного государства: не было парламента, не произошло разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Временное правительство узурпировало законодательную власть в стране, хотя по своему названию должно было выполнять только исполнительно-распорядительные функции. Буржуазия, будучи у власти, сохранила прежние эксплуататорские порядки. Конституция так и не была принята.

Не сумела буржуазия сформировать вертикаль власти со строгим подчинением снизу доверху. В этом ей помешали революционные массы во главе с сильной большевистской партией, которые создавали собственные органы власти на местах.

В конце своего руководства революционной страной Временное правительство издало закон об усилении уголовной ответственности за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России. Но этот закон не стал Временному правительству страховым полисом. Оно дискредитировало себя в глазах народа, законсервировав старые порядки и защищая интересы эксплуататоров. Окончательная дискредитация Временного правительства в глазах крестьянства произошла тогда, когда по его указанию в деревню были направлены воинские отряды для принудительного изъятия хлеба для нужд страны. Это вызвало новый подъем антиправительственных, революционных выступлений.

Вопросы о земле, о мире оставались нерешенными и были пороховой бочкой под Временным правительством. Основные проблемы, волновавшие народы России, явились серьезными предпосылками Октябрьской революции во главе с большевиками. Временное правительство не сумело улучшить жизнь трудящихся, поэтому народ поверил большевикам, их красивым обещаниям. Правительство министров-капиталистов не смогло вовремя нейтрализовать активность большевиков, которые воспользовались политическим бессилием Временного правительства для подготовки вооруженного восстания в Петрограде и захвата власти.

Курс на вооруженное восстание. В.И. Ленин в письмах в Центральный Комитет партии («Большевики должны взять власть», «Кризис назрел», «Марксизм и восстание») настаивал на вооруженном восстании. Большевики на VI съезде, проходившемс 26 июля по 3 августа, взяли курс на вооруженное восстание. Предварительно оно было намечено на сентябрь-октябрь 1917 г. Потеря влияния официальными структурами привела к перемещению реальной власти в Советы. Большевики в августе-сентябре получили в них большинство в Москве и Петрограде. Председателем Моссовета стал В.П. Ногин, Петросовета – Л.Д. Троцкий.

12 октября при Петроградском совете под прикрытием защиты Совета от «контрреволюционных вылазок» при активном участии Л.Д. Троцкого был создан Военно-революционный комитет (ВРК), ставший штабом по подготовке вооруженного захвата власти. В ВРК входило от 30 до 100 человек, в том числе известные большевики В.А. Антонов-Овсеенко, Н.И. Подвойский и другие, а также левые эсеры. Поэтому комитет первоначально работал под руководством левого эсера П.Е. Лазимира, затем его сменил Л.Д. Троцкий. Революционный комитет установил связи с воинскими частями, красногвардейцами, моряками Балтики.

Работа ВРК не осталась незамеченной Временным правительством. Эсер Б.В. Савинков 26 августа пытался убедить Керенского предпринять решительные превентивные меры вплоть до снятия полков и дивизий с фронта для разгрома комитета и преданных ему частей. Верховный Главнокомандующий на словах заверил Бориса Савинкова, что 3-й конный корпус готов сосредоточиться в окрестностях Петрограда к вечеру 28 августа, и даже просил объявить Петроград на военном положении с 29 августа. Однако все это было пустыми словами.

В.И. Ленин, не сбрасывая со счетов возможность правительства Керенского помешать планам большевиков, стремился всячески ускорить подготовку и начало вооруженного восстания. Однако Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев высказывались о переносе восстания на более поздний срок, объясняя это необходимостью тщательной его подготовки. Но обстановка была такова, что Временное правительство в какой-то момент могло бы принять контрмеры и сорвать планы вооруженного захвата власти. Понадобилось решительное и бескомпромиссное заявление вождя для убеждения членов ЦК. Ленин в ультимативной форме заявил, что если Центральный Комитет не примет его точку зрения и не начнет организационные и политические действия по скорейшему захвату власти, то он заявит о выходе из ЦК с сохранением права агитации в низовых организациях.

Под давлением Ленина вопрос о восстании был поставлен на обсуждение 10 октября. На заседании ЦК Ленин обосновал свои предложения о захвате власти готовностью масс, выгодной международной обстановкой, поддержкой социалистической революции в России пролетариатом развитых стран. За восстание проголосовали 10 членов ЦК, двое (Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев) выступили против. 16 октября на расширенном собрании ЦК с участием столичного комитета партии, профсоюзов было принято решение о подготовке восстания.

А.Ф. Керенский. Узнав о намерениях большевиков, официальные власти во главе с Керенским попытались упредить их действия: были закрыты типографии, печатавшие газету «Рабочий путь» и «Солдат», отданы приказы об аресте руководителей большевиков. В ответ на это в состояние боевой готовности были приведены части, верные ВРК. Но было уже поздно: маховик новой революции был уже раскручен большевиками.

22 октября по всей стране, в том числе и в столице, беспрепятственно прошли многолюдные демонстрации рабочих и солдат в поддержку созываемого Всероссийского съезда Советов. По улицам столицы наблюдались передвижения войск, преданных большевикам.

Временное правительство оказалось парализованным, оно уже ничего не могло предпринять, чтобы остановить надвигавшуюся трагедию. Керенский метался в истерике. Он то пытался вызвать хоть какие-то войска в столицу, то неожиданно являлся на заседание Предпарламента и требовал предоставить ему чрезвычайные полномочия.

Всю ночь с 24 на 25 октября Керенский провел в штабе округа, лихорадочно пытаясь найти воинские части для подавления большевиков. Он направил в пригороды столицы телеграммы, адресуя их ударному батальону, стоявшему в Царском Селе, артиллеристам в Павловск, школе прапорщиков в Петергоф, но ни одна из этих самых надежных, с его точки зрения, частей не сдвинулась с места. В стране не нашлось ни одной серьезной военной или политической структуры, которая была бы готова защищать Временное правительство.

Между тем большевики активизировали свою работу по выполнению ленинского плана вооруженного захвата власти. Они организовывали многочисленные митинги, на которых выступали лучшие партийные ораторы, убеждавшие солдат и матросов свергнуть антинародное правительство. ВРК с той же целью 22 октября направил своих представителей во все воинские части Петроградского гарнизона. На улицах города шло живейшее обсуждение шансов большевиков на успех в захвате власти.

«Промедление смерти подобно». В.И. Ленин вечером 24 октября направил членам ЦК партии письмо, в котором призывал их к более решительным действиям, утверждая, что в сложившейся ситуации промедление смерти подобно. В письме говорилось: «История не простит промедления революционерам, которые могли победить сегодня (и наверняка победят сегодня), рискуя потерять много завтра, рискуя потерять все». ЦК согласился с вождем и санкционировал штурм Зимнего дворца, где заседало Временное правительство.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины первой русской революции? Можно ли было избежать ее благодаря государственно-правовым реформам?

2. При каких обстоятельствах была созвана первая Государственная дума?

3. Какими полномочиями обладал этот государственный орган?

4. Каков был механизм принятия законов? Каковы отличия от современного принятия законопроектов Госдумой?

5. Сколько созывов было у Госдумы до Октябрьской революции? Какие главные законопроекты были ею подготовлены?

6. Как проходили выборы в Государственную думу?

7. Каковы были взаимоотношения императора и Думы?

8. В чем заключаются сущность и значение Столыпинской реформы?

9. Каковы причины Первой мировой войны?

10. Назовите основные причины и ход Февральской революции.

11. В чем сущность решений Временного правительства?

12. Какова роль Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Февральской революции?

13. В чем состоит классовая сущность двоевластия?

15. Почему Временное правительство не удержало государственную власть?

 

Глава 10. Создание и укрепление Советского государства