Русская культура первой половины ХIХ в.

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время ее «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Просвещение и образование.Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII – начале XIX в. он был крайне невысок. Население, главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время царский режим боялся широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф жандармов А.X. Бенкендорф. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти». Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.

Народное просвещение состояло из одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения – кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.

Образцовым учебным заведением с 1811 г. стал знаменитый Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответствовала университетской. В лицее получили образование А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А.М. Горчаков и Н.К. Гире, министр народного просвещения Д.А. Толстой, публицист Н.Я. Данилевский и другие.

Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7–8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е гг. открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.

Факты свидетельствуют, что даже в сложных условиях царизма высшее образование продолжало развиваться. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный и Межевой институты, Высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков. Открывались новые университеты в Дерпте (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особую известность приобрели лекции по всеобщей истории профессора Т.Н. Грановского.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. Выходцы из недворянских слоев стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист Н.А. Полевой, А.В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской Академии наук.

Наука.В первой половине XIX в. началось выделение самостоятельных научных дисциплин как в естественных, так и в гуманитарных науках. Для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. Профессор Московского университета биолог К.Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н.И. Лобачевский в 1826 г. создал теорию «неевклидовой геометрии». Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е гг. XIX в.

В 1839 г. завершилось строительство здания Пулковской астрономической обсерватории. Она была оснащена современной для того времени аппаратурой. Обсерваторию возглавил астроном В.Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б.С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы, работавшие от гальванических батарей. Академик В.В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П.Л. Шиллинг сделал первый записывающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Химик Н.Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина – органического вещества, употреблявшегося для закрепления красок в текстильной промышленности. П.П. Аносов раскрыл утерянный в Средние века секрет изготовления булатной стали. Н.И. Пирогов впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А.М. Филомафитский разработал методику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Н.И. Пироговым метод внутривенного наркоза.

В 1803–1806 гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю.Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1819–1821 гг. во главе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым была осуществлена русская экспедиция, открывшая Антарктиду 16 января 1820 г. Ф.П. Литке изучал Северный Ледовитый океан и территорию Камчатки. Г.И. Невельский открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин – остров, а не полуостров, как полагали ранее. О.Е. Коцебу исследовал западное побережье Северной Америки и Аляску. После этих экспедиций многие географические объекты на карте мира были названы русскими именами.

После Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. Опубликованное в 1800 г. «Слово о полку Игореве» привлекло ряд отечественных историков, стремившихся понять выдающийся памятник цивилизации XII в. Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические раскопки на территории России.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. 19-летний А.С. Пушкин откликнулся дружеской и ироничной эпиграммой: «В его «Истории» изящность, простота / Доказывают нам без всякого пристрастья / Необходимость самовластья / И прелести кнута». Труд Карамзина повлиял на российскую интеллигенцию. В этот период были созданы «Исторические думы» К.Ф. Рылеева, трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина, исторические романы И.И. Лажечникова и Н.В. Кукольника.

В конце 40-х гг. начал свои исследования С.М. Соловьев, считавший себя учеником Н.М. Карамзина. Его научная деятельность в основном протекала в 50–70-х гг. XIX в. Он создал 29-томную «Историю России с древнейших времен» и множество других работ по разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке. Русские интеллигенты выражали протест против низкопоклонства перед Западом и использования иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке. Большое значение для решения этой проблемы имели создание словесного отделения в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности. Разработка основ русского литературного языка окончательно осуществилась в творчестве писателей Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др. Публицист Н.И. Греч написал «Практическую русскую грамматику».

Просветительская деятельность.Распространению знаний способствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество испытателей природы, Общество истории и древностей российских, Общество любителей российской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные исследования.

Особое значение для просвещения народа играло издание книг. В начале XIX в. существовали лишь государственные типографии, в 30–40-е гг. распространилось частное книгоиздательство. Оно прежде всего связано с именем А.Ф. Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книг, увеличить тиражи и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем-просветителем.

В первой половине XIX в. заметно оживилось газетное и журнальное дело. Кроме «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомостей» появились многие частные газеты («Северная пчела», «Литературная газета» и др.). Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н.М. Карамзиным. Материалы патриотического содержания публиковались в журнале «Сын Отечества».

В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем. В дальнейшем публичные и платные библиотеки открывались во многих провинциальных городах.

В первой половине XIX в. быстрыми темпами развивалось музейное дело. Причем более интенсивно Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и других провинциальных городах. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Все это было собрано графом Н.П. Румянцевым и передано после его смерти государству. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки. В 1852 г. коллекция произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа.

Литература.Расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. В литературе этого периода закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность, патриотизм, социальная справедливость. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

На рубеже XVIII–XIX вв. в русской литературе развивается сентиментализм.Главным представителем его был писатель и историк Н.М. Карамзин, автор повести «Бедная Лиза» и других произведений сентиментального характера. Русский сентиментализм просуществовал недолго.

Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В.А. Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели – декабристы: К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский. Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служение Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе стал утверждаться реализм. В России его основоположником является А.С. Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова отчетливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», написанная в 1836 г., достаточно точно отражает эпоху Николая I – время взяток, доносов и слежки. Городничий делами города не занимается, берет взятки, и только в больших размерах. Под стать городничему и другие чиновники: завистливые, ограниченные, они рассматривают службу только как источник дохода. Судья Тяпкин-Ляпкин прочел в жизни пять или шесть книг и поэтому считается «вольнодумцем», взятки он берет борзыми щенками. Попечитель богоугодных заведений Земляника запустил дело так, что больные в халатах похожи больше на «кузнецов». О том, что представляет собой «наставитель юношества», смотритель учебных заведений Хлопов, свидетельствует его же реплика: «Не приведи Бог служить по ученой части! Всего боишься...»

Большое значение для развития литературы имела деятельность литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основателем «Современника» был А.С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавили Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский. В 40-е гг. XIX в. «Отечественные записки» сплачивали вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени – И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В этих журналах возникло новое явление для России – литературная критика. Они стали и центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и идейная борьба.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Ее постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. Введенный в 1826 г. цензурный устав позволял цензору по его усмотрению кромсать текст, убирая все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. А.И. Герцен и Н.П. Огарев за свои первые литературные опыты были сосланы. А.И. Полежаев и Т.Г. Шевченко были отданы в солдаты.

Театр.В первой половине XIX в. по-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям: Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и некоторым другим. Государственных театров было немного – Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве. Они находились под мелочной опекой администрации, которая постоянно вмешивалась в репертуар и подбор актеров. Это тормозило театральное творчество. Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями.

Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских и отечественных авторов. Зрители узнавали творчество Ф. Шиллера и В. Шекспира. Большим успехом пользовались сатирические комедии русских авторов: Д.И. Фонвизина и И.А. Крылова. В 30–40-е гг. XIX в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала постановка бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». В роли Городничего прославился М.С. Щепкин, талантливый артист Малого театра. Он вошел в историю театра как реформатор актерского мастерства. В Александринском театре реалистические образы Хлестакова в «Ревизоре» и Митрофанушки в «Недоросле» создал А.Е. Мартынов.

Балет.Особое место в культурной жизни России занимало балетное искусство. Оно развивалось под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистого классицизма». Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки. В репертуаре театров появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» А.С. Пушкина). В либретто балетов использовались мифология, сказки, события из истории разных стран.

Музыка. В первой половине XIX в. сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра – русского романса. Лучшими представителями русского романса того времени были А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев.

Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И. Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто Н.В. Кукольника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А.С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М.И. Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником национальной классической музыки.

Реалист и новатор А.С. Даргомыжский вводил в свои произведения бытовые сюжеты и народные песенные мелодии, удачно развивал приемы и средства музыкальной выразительности в операх «Русалка» и «Каменный гость». Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А.Н. Верстовский (опера «Аскольдова могила»).

Живопись и скульптура.Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

Ярким представителем романтизма в живописи был О.А. Кипренский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Портрет А.С. Пушкина, написанный этим художником, является одним из лучших в создании романтического образа.

Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Он тоже написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.).

Художественные и идейные искания русской общественной мысли отразились в картинах К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А.А. Иванова «Явление Христа народу».

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил П.А. Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.

На рубеже XVIII–XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И.П. Мартос создал первый в Москве памятник – К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. По проекту А.А. Монферрана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б.И. Орловскому принадлежат памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли в Петербурге. П.К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф.П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г.

Архитектура и градостроительство.Русская архитектура первой половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Наиболее значимым было здание Адмиралтейства, построенное по проекту А.Д. Захарова. Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А.Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту А.А. Монферрана был создан Исаакиевский собор – самое высокое здание России того времени. К.И. Росси закончил формирование петербургских ансамблей зданиями Сената, Синода, Александринского театра и Михайловского дворца. Стрелку Васильевского острова украсило здание Биржи и Ростральные колонны (архитектор Т. де Томон). Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.

В Москве, почти полностью сгоревшей в 1812 г., быстрыми темпами шло новое строительство. Сюда съехались и видные архитекторы того времени. О.И. Бове оформил ансамбль Театральной площади, возведя здания Малого и Большого театров. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета (перестроенными Д.И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О.И. Бове). Грандиозное здание Манежа было построено в честь пятилетия победы над Наполеоном и для смотра войск, возвращавшихся в 1817 г. из заграничного похода. В дальнейшем это здание использовалось для проведения парадов, для сельскохозяйственных и этнографических выставок, музыкальных концертов.

К.А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов в 1812 г. (строительство было завершено лишь в 1883 г.).

Существенные преобразования затронули лишь центр старой столицы России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась деревянной и архаично застроенной. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки, заслонявшие ее красоту. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, на котором охотники травили собаками зайцев. Весьма образно обрисовал Москву той поры поэт П.А. Вяземский: «...здесь чудо – барские палаты / С гербом, где венчан знатный род. / Вблизи на курьих ножках хаты / И с огурцами огород».

Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. По проекту В.П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А.И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю, и в центре с памятником герцогу Ришелье – создателю и первому губернатору Одессы. Ансамбль завершала величественная лестница, ведущая к морю.

В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему преобразования императора Павла I относятся к контрреформам?

2. Каковы причина победы России в Отечественной войне 1812 г.?

3. Как проявился полководческий талант М.И. Кутузова в этой войне?

4. Почему восстали декабристы?

5. В чем причина неудачи их выступления на Сенатской площади?

6. Каково основное содержание государственно-правовых преобразований в первой половине XIX в.?

7. Как развивалась культура России в первой половине XIX в.?

8. Как государство относилось к дворянам и духовенству?

9. Как решался крестьянский вопрос?

10. Почему не было отменено крепостное право?

Глава 8. России во второй половине ХIХ в.