Изменения в правовой системе Российской империи

Изменения в праве не касались коренных преобразований, но производились с целью укрепления устоев феодализма, уже существующих абсолютистских порядков. В силу консерватизма изменения в правовой системе в целом не велики.

Кодификация права Сперанским. Неразбериха в законодательстве была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в судах. Работа по систематизации российского законодательства началась при Александре I, которым была учреждена специальная комиссия во главе с чиновником П.В. Завадовским. Однако ее деятельность не увенчалась успехом. По приказу Александра I в состав комиссии в 1808 г. был включен М.М. Сперанский. Сперанскому удалось сдвинуть с мертвой точки кодификацию законов Российской империи, но завершить не удалось по причине опалы правоведа.

Новый этап кодификации законов, изданных в России, начался с приходом к власти Николая I. По повелению императора в состав II отделения Собственной его императорского величества канцелярии, занимавшегося кодификацией, был включен М.М. Сперанский, возвращенный из ссылки. Вскоре талантливый чиновник фактически возглавлял его работу, хотя начальником числился другой сановник.

В 1826–1828 гг. коллективом Сперанского из архивов органов государственной власти было отобрано более 53 тыс. законов и других правовых актов. Император лично контролировал ход подготовки Свода законов. Он дал Сперанскому установку ничего не менять в праве, не создавать новое современное законодательство, но лишь привести в порядок существующие правовые нормы.

Когда Свод законов был подготовлен, император распорядился учредить семь ревизионных комиссий с целью проверить правильность выполненной задачи. М.М. Сперанский и его коллеги выдержали испытание. Подготовленный ими Свод законов Российской империи состоял из 40 томов (почти 31 тыс. нормативно-правовых актов) и 6 томов приложений.

В 1830 г.Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ) было издано. Государственный совет, рассмотрев этот вопрос на специальном заседании в январе 1832 г., принял решение о подготовке Свода действующих законов.Он был необходим для руководства на местах. В него должно было войти и все законодательство, изданное при Николае I.

После одобрения императором и издания Полного собрания законов кодификаторы во главе с М.М. Сперанским приступили ко второму этапу работы – созданию действующего Свода законовРоссийскойимперии. При его составлении исключались законы и нормы, утратившие силу, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Когда огромная и кропотливая работа была завершена, Сперанский передал многотомный труд на рассмотрение Государственному совету Российской империи.

Свод законов в 15 томах, куда вошли только действовавшие на тот период правовые акты, был признан Госсоветом единственным официальным руководством к деятельности центральных и местных органов государственного управления и правосудия. Чиновники, получившие в свое распоряжение Свод действующих законов империи, смогли лучше ориентироваться в огромном законодательном массиве, который ранее содержал более 300 тыс. правовых актов. Издание Свода законов способствовало также устранению правовой неграмотности многих сословий и групп населения, живших в Российской империи.

Наведение должного порядка. Соблюдение феодальной законности ставится на первый план. В одной из резолюций Александр I писал: «Закон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность соблюдать их?» Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах Госсовета, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Мнения большинства и меньшинства членов оформлялись в виде «меморий» и представлялись царю на утверждение, причем иногда он соглашался с мнением меньшинства.

На укрепление феодально-крепостнического строя, личной власти императора были направлены многочисленные изменения и дополнения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Они отвечали интересам «наведения должного порядка в империи». Делу устрашения подданных способствовала тюремная политика. Согласно законодательству того периода политические заключенные содержались отдельно от уголовников. Для них учреждались «политические» темницы. Мрачную известность приобрела в народе Петропавловская крепость, особенно ее Алексеевские казематы, где арестанты гибли от недостатка воздуха, воды и пищи. Узниками Петропавловской крепости в разное время были А.Н. Радищев, другие революционеры. В тюрьмы Соловецкого, Кирилло-Белозерского и других монастырей заточались россияне, выступавшие против государственного строя и христианской веры.

Дворяне, чиновники, купцы первой и второй гильдий, напротив, получали в тюрьме определенные привилегии. Их быт, питание, другие условия содержания разительно отличались от условий нахождения в тюрьме других категорий осужденных. Был сохранен прежний порядок для помещиков, которым разрешалось брать в тюрьмы в качестве слуг своих крепостных крестьян.

Создание правовой основы капитализма.Развитие капиталистических отношений в первой половине XIX в. повлекло за собой принятие новых правовых актов, совершенствование правовой системы в этой части российского законодательства. В этот период издавались законы и указы, направленные на совершенствование банковского и обязательственного права, залогового права. Дворяне могли получить кредит в банке под залог своих имений. Разрешалось законодательством получать заем у частных лиц, оставляя им в залог движимое и недвижимое имущество. О развитии залогового права в России говорит тот факт, что к 1861 г. более половины имений было заложено.

Благодаря новому законотворчеству стали появляться акционерные общества, всевозможные товарищества (полное, на вере, товарищество «по участкам»), которые способствовали развитию капитализма в России. Законодательство регулировало эти процессы, устанавливало ответственность за несоблюдение «правил игры». Так, гражданским правом было установлено, что полное товарищество отвечает по обязательствам всем своим имуществом, как движимым, так и недвижимым, а акционерные компании несут ответственность только в пределах «складочного капитала».

Коррупция и взятки. В период правленияНиколая I значительно расширяется штат бюрократов, чиновников, разного рода «столоначальников». Если при Павле I численность чиновников не превышала 16 тыс. человек, то к концу царствования его сына, Николая I, это число перевалило за 74 тыс. человек – рост почти в 5 раз. На особо важные посты Николай I, как и большинство его предшественников, назначал людей, лично преданных ему. А на большинство постов среднего управленческого уровня (в губернии) царь назначал военных, считая, что именно военные с их армейской дисциплиной, верностью государю, могут быть еще и честными, и неподкупными. Но и бывшие военные, становясь руководителями, занимались казнокрадством и мздоимством.

В годы правления Николая I коррупция, взятки расцвели пышным цветом и приняли невиданные ранее масштабы. Несмотря на то что по распоряжению императора чиновникам были значительно увеличены должностные оклады, по сведениям, поступавшим главе государства, из 55 российских губернаторов не брали взяток только трое:

· очень богатый землевладелец Н.Е. Писарев;

· бывший декабрист А.Н. Муравьев;

· сын А.Н. Радищева – А.А. Радищев.

Остальные 52 губернатора честностью и неподкупностью не отличались.