Зарождение общественного движения в России. Декабристы

Зарождение освободительного движения. Отечественная война 1812 г. стала мощным стимулом зарождения освободительного движения в России. Народ-победитель по-прежнему оставался в неволе, что оскорбляло национальные чувства русских офицеров, по достоинству оценивших преимущества жизни свободных людей за границей. Увиденное там подталкивало передовых людей России к действиям, направленным на ликвидацию крепостного права и установление конституционного порядка.

Идеи Французской революции: свобода, равенство, братство – занимали умы офицеров русской армии, вернувшихся с победой в Россию. Не случайно первое тайное общество под названием «Орден русских рыцарей» появилось в нашей стране в 1814 г., в год взятия Парижа русскими войсками. Его члены искренне надеялись оказаться полезными императору в проведении преобразований.

Создание Союза спасения и Союза благоденствия.Однако обстановка в стране заставляла избирать более решительные средства. В 1816 г. был создан Союз спасения, в который вошло около 30 человек, в основном офицеры гвардейских полков и Генерального штаба (А.Н. Муравьев, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель и др.). Программа и тактика общества не были четко определены, так как у офицеров-дворян были разные мнения о способах достижения главной цели — ликвидации крепостничества и введении конституции. В 1818 г. Союз спасения был преобразован в Союз благоденствия. Он насчитывал уже около 200 членов, имел программу и устав.

Планы переустройства России. Будущие декабристы рассчитывали путем распространения идей свободы и нравственного перевоспитания подготовить общество к грядущим переменам. Они надеялись, что в течение 20 лет представителям «Союза благоденствия» удастся занять важные посты в правительстве и совершить безболезненный военный переворот. Однако о существовании организации стало известно властям, и в январе 1821 г. она самораспустилась.

В тот же год в России были созданы Северное и Южное общества. Первое образовалось в Петербурге. Во главе его стояла Дума, состоявшая из трех человек – Н.М. Муравьева, С.П. Трубецкого, Е.П. Оболенского. С 1823 г. активную роль стал играть К.Ф. Рылеев. Южное общество располагалось на Украине, его возглавлял П.И. Пестель. Общим в программах и тактике декабристских организаций было стремление осуществить революцию силами армии, без привлечения народа. Но проекты преобразования страны существенно различались.

«Конституция» Н.М. Муравьева предполагала отменить крепостничество и самодержавие. Крестьянин получал личную свободу и наделялся 2 десятинами земли. Помещичьи владения сохранялись. В стране вводилась конституционная монархия, провозглашались гражданские свободы, осуществлялся принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную. Избирательное право предоставлялось с 21 года гражданам, владевшим недвижимым или движимым имуществом. Для занятия высших государственных должностей устанавливался имущественный ценз в 30–60 тыс. рублей. Россия должна была стать федерацией, состоящей из 14 держав и 2 областей.

«Русская правда» П.И. Пестеля отстаивала республиканскую форму правления. Во главе страны должна была находиться Державная дума – высший орган исполнительной власти. За принятие законов отвечало Народное вече, а Верховный собор обязан был следить за их исполнением. Избирательное право предоставлялось всему мужскому населению, достигшему 20-летнего возраста. Вводились свобода слова, вероисповедания, печати, передвижения, равный суд. Сословные привилегии отменялись. Государственное устройство России должно было оставаться унитарным. Только Польша получала независимость. Земельный вопрос предполагалось решить путем создания общественного фонда, который формировался из монастырских, казенных, части национализированных помещичьих земель (безвозмездно или за денежную компенсацию). Из общественного земельного фонда каждый желающий мог получить надел. Наряду с этим сохранялась и частная собственность на землю. По своему характеру программа Южного общества была более радикальной. Пестель планировал после победы революции на некоторое время установить диктатуру, что весьма беспокоило членов Северного общества.

Заговорщики намеревались осуществить государственный переворот в 1826 г. Но неожиданная смерть Александра I нарушила их планы. По закону наследником должен был стать второй сын Павла I, Константин, но он еще раньше отрекся от престола. Знал об этом только ограниченный круг лиц. Сложилась ситуация междуцарствия. Этим и попытались воспользоваться декабристы. 14 декабря 1825 г., в день присяги новому царю Николаю I, намечалось захватить императора и заставить Сенат ввести конституционное правление.

Восстание декабристов. Осуществить задуманное декабристам не удалось. Они не сумели помешать приведению сенаторов к присяге. Захват Николая I также не состоялся. Восставшие войска (около 3 тыс.) оказались без руководителя: назначенный «диктатором» С.П. Трубецкой по неизвестной причине к восставшим не явился. Полки, выведенные декабристами на Сенатскую площадь, были в нерешительности и не знали, что им делать. Не применили они и оружие, с которым вышли к зданию Сената. Поэтому произошедшее событие назвать восстанием в полном смысле этого слова можно лишь с большой натяжкой. Скорее это было великое «стояние» декабристов на Сенатской площади.

К концу дня верные правительству части расстреляли мятежников из артиллерии. Начавшееся на Украине восстание Черниговского полка также было жестоко подавлено. К следствию привлекли 579 человек, 289 признали виновными. Пятеро декабристов (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский) были повешены, 121 человек отправлен на каторгу, 9 офицеров разжалованы в солдаты, 178 солдат наказано шпицрутенами.

Поражение восстания было связано с отсутствием в России широкой социальной базы для осуществления либеральных преобразований. В стране еще не сложились условия для отмены крепостного права и введения конституции. Кроме того, само выступление либерально настроенных людей не имело четкой организации, даже руководителя не оказалось в решающий момент.

И все же выступление декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 г. не пропало даром. Их движение послужило толчком к активизации общественного движения в России, появления в ней новых течений и направлений.

Западничество.Этонаправление русской общественной и философской мысли, представители которого отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Они полагали, что имеется единственный путь развития человечества – на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.

Своеобразными предшественниками западнического мировоззрения в России были такие политические и государственные фигуры XVIII в., как Петр Великий и Михаил Ломоносов. Они сделали свой выбор между «западным» образованием и домашней дикостью, между «наукой» и «невежеством». Но уже в царствование Екатерины II среди приверженцев «западного» образования обозначилось резкое разделение двух направлений: мистического и вольномыслящего — «мартинистов» и «вольтерианцев». Такие лучшие представители обоих, как Николай Новиков и Александр Радищев, сходились, однако, в любви к просвещению и интересе к общественному благу.

В начале XIX в. русские умы начали с более полным сознанием относиться к принципам «западного» развития. Появились католический, гуманитарный и позитивно-социальный взгляды на развитие страны. Католический момент отразился в взглядах Петра Чаадаева, второй, гуманитарный — у Виссариона Белинского и так называемых людей 40-х гг., третий, позитивно-социальный — у Николая Чернышевского и у людей 60-х гг. XIX в.

Западники желали действительного величия России. Наиболее заметными представителями западнического направления в русской литературе и философской мысли считаются П.Я. Чаадаев, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, Н.Х. Кетчер, В.П. Боткин, П.В. Анненков, Е.Ф. Корш, К.Д. Кавелин. К западникам примыкали такие писатели и публицисты, как Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, И.И. Панаев, А.Ф. Писемский, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Славянофильство. В первой половине XIX в. (1830–1850 гг.) в противовес западничеству образовалось славянофильство. Представители этого направления русской общественной и философской мысли выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия.

Основоположником кружка славянофилов был литератор А.С. Хомяков. Деятельную роль в движении играли И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф.И. Тютчев, В.И. Даль, Н.М. Языков. Все они верили в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития.

Славянофилы сыграли заметную роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Они говорили о спасительной роли православия как христианского вероучения, выступали за общественное развитие на основе общины или артели.

Радикальное направлениесформировалось вокруг жур­налов «Современник» и «Отечественные записки», в ко­торых выступали В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.А. Некрасов. Сторонники этого направления также считали, что Россия пойдет по европейскому пути, но в отличие от либералов полагали, что революционные потрясения неизбежны.

Герцен, отмежевавшись в конце 40-х гг. от западниче­ства и восприняв ряд идей славянофилов, пришел к идее русского социализма. Он считал общину и артель основой будущего общественного устройства и предполагал само­управление в общегосударственном масштабе и общест­венную собственность на землю.

Чаадаев дал весьма мрачную оценку исторического прошлого России и ее роли в ми­ровой истории; он крайне пессимистически оценивал возможности общественного прогресса в России. Глав­ной причиной отрыва России от европейской историче­ской традиции Чаадаев считал отказ от католицизма в пользу религии рабства православия. Правительство расценило «Философическое письмо» как антиправительственное выступление: журнал, напечатавший его, был закрыт, издатель отправлен в ссылку, цензор уволен, а Чаадаев объявлен сумасшедшим и отдан под надзор полиции.

Петрашевцы. Значительное место в истории общественного дви­жения 40-х гг. занимает общество, сложившееся вокруг социалиста-утописта М.В. Буташевича-Петрашевского. С 1845 г. у него по пятницам собирались знакомые для обсуждения философских, литературных и обществен­но-политических вопросов. Здесь бывали Ф.М. Достоев­ский, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев, М.Е. Салтыков, А.Г. Рубинштейн, П.П. Семенов. Постепенно вокруг кружка Петрашевского в Петербурге стали возникать от­дельные нелегальные группы его сторонников. К 1849 г. часть петрашевцев, возлагавших надежды на крестьян­скую революцию, начала обсуждать планы создания тай­ного общества, целью которого было бы свержение са­модержавия и уничтожение крепостничества. В апреле 1849 г. наиболее активные члены кружка были арестова­ны, их намерения следственная комиссия расценила как опаснейший «заговор идей», и военный суд приговорил 21 петрашевца к смертной казни. В последний момент приговоренным было объявлено о замене смертной каз­ни каторгой, арестантскими ротами и ссылкой на посе­ление.

Период, названный А.И. Герценом «эпохой возбуж­денных умственных интересов», закончился. В России наступила реакция. Новое оживление пришло лишь в 1856 г.