Соборное уложение и развитие правовой системы России

Соборное уложение – это свод законов Российского государства, утвержденный в 1649 г. Земским собором.

Подготовкой правовой реформы занималась специально созданная комиссия – Приказ князя Н.И. Одоевского. На совместном заседании Боярской думы и Освященного собора ей была поставлена задача: в состав Уложения включить важные статьи из указов прежних русских царей, из боярских приговоров, из законов греческих царей и даже из правил апостольских и святых отцов. Самым обширным источником нормативных правовых актов стали указные книги различных приказов.

Комиссия Н.И. Одоевского, в которую, кроме руководителя, входили еще два боярина, один окольничий и два дьяка, проделала огромную работу по подбору нормативных актов, их систематизации, обобщению судебной и административной практики, многочисленных царских указов (комиссии удалось найти 445 указов), уставных грамот, распоряжений приказов и ведомств. Результатом полугодовой работы стал документ, состоявший из 25 глав и 967 статей.

Соборное уложение представляло собой свод феодального права. Оно дополняло и расширяло Судебник Ивана Грозного, разграничивало сферу государственной и церковной юрисдикции, кодифицировало правовые нормы. Оно было издано тиражом в 2400 экземпляров и служило настольной книгой для чиновников и судей того времени. По существу Уложение стало первым печатным законом в истории отечественного права. Кстати, текст Соборного уложения был настолько юридически выверен, что попытки улучшить его во времена Петра I и Екатерины II не увенчались успехом.

Уложение царя Алексея Михайловича представляет собой совокупность уголовного, гражданского, процессуального, административного, семейного и в какой-то мере государственного права XVII в.

В Соборном уложении впервые детально определялся статус главы государства – царя и наследного монарха. Особое внимание уделялось охране «чести и здоровья государя», представителей «государева двора» и церкви. Жестокому наказанию подвергались не только конкретные действия, но и преступный умысел, направленный против царской персоны. Такими же опасными считались преступления против религии и порядка управления.

Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления, которые условно можно отнести кадминистративному праву. Они регламентировали работу некоторых центральных органов управления (приказов) и местного самоуправления, режим въезда и выезда за границу.

В Уложении провозглашался принцип равного суда для всех чинов, защищались права личности, но с учетом ее сословного статуса. Отменялись вотчинные и церковные суды. Вместо них была создана единая система государственного суда. Преступления против церкви стали относиться к юрисдикции светского суда.

В качестве доказательств по делу, кроме свидетельских показаний, допускались письменные доказательства, целование креста, жребий. Ответчик мог быть подвергнут судом телесным наказаниям, а также пыткам. Пытка применялась, когда свидетельские показания по делу расходились. Стороне, выигравшей суд, выдавалась специальная грамота, подтверждавшая те или иные права.

Соборное уложение делило преступления на умышленные, неосторожные и случайные.

К смягчающим вину обстоятельствам относились: состояние опьянения и неконтролируемость действий (по-современному – состояние аффекта).

К отягчающим вину обстоятельствам относились: повторность преступления (по-современному рецидив); размеры нанесенного вреда; особый статус субъекта; совокупность нескольких преступных деяний.

За умышленное членовредительство: отсечение носа, уха, руки, ноги, выкалывание глаза и т.п. – кроме штрафа по суду полагалось нанесение обидчику такого же увечья. В юриспруденции это известно как принцип «талиона», а в народе – «око за око, зуб за зуб».

В Соборном уложении конкретизировалось понятие необходимой обороны. Законом допускалось убийство в порядке самообороны и защиты имущества, а также защиты хозяина и соседа. Причем закон не требовал, как и статьи Судебников, соразмерности средств обороны и нападения и считал правомерным убийство вора как в момент совершения им преступления, так и при его задержании во время погони.

Соборное уложение в целях охраны семьи и неприкосновенности личности женщины ужесточило наказание для насильников и пособников в совершении изнасилования. Но, как показала практика, к крепостным женщинам-крестьянкам, пострадавшим от городских дворян и помещиков, эта норма не относилась.

Самыми распространенными видами наказания по Соборному уложению были смертная казнь, тюремное заключение, конфискация имущества, телесные наказания, штрафы, отстранение от должности. Практиковались и публичные казни, применяемые для устрашения потенциальных преступников. Причем смертная казнь могла принимать различные формы, опять же в целях устрашения, а именно: четвертование, сожжение на костре, вливание через горло расплавленного металла, закапывание живьем в землю по горло и т.п. Последний вид наказания применялся в основном к женщинам, убившим своего мужа. Смерть наступала, как правило, через 2–3 дня.

Болезненные виды наказания (битье кнутом и батогами – тонкими гибкими прутьями) Соборным уложением предусматривались довольно часто – в 140 случаях. Тюремное заключение производилось по суду от трех дней до пожизненного заточения. Заключенные в тюрьму преступники кормились либо за счет родственников, либо на подаяние, которое им давали сердобольные граждане во время конвоирования по городу. Причем собранное подаяние делилось между всеми заключенными.

Конфискация имущества преступника применялась в отношении обвиненных в разбое, укрывательстве разбойников, дезертирстве, а также в нарушении правил продажи табака.

Анализ мер наказания, их сравнение с предыдущим законодательством показывают, что меры уголовного воздействия за преступления становились более жесткими, порой даже жестокими, варварскими, например сожжение на костре, четвертование или закапывание в землю. Доля наказаний в виде штрафов была значительно уменьшена. Видимо, законодатель преследовал цель устрашения преступников, чтобы впредь «другим неповадно было».

Глава XIII Уложения целиком посвящена вотчинному землевладению как основе феодального строя. Законодательство подразделяло вотчины на родовые, выслуженные и купленные, регламентировало порядок их наследования и залога, а также устанавливало право выкупа родовой вотчины в течение 40 лет. В особых случаях (с разрешения государства) оно допускало обмен поместий на вотчины.

В Соборном уложенииполучило дальнейшее развитиегражданское право. Дети умерших или погибших родителей привилегированных сословий могли наследовать поместья и другое имущество с 15-летнего возраста. Пожалование земли в поместье было определено гражданским правом того времени как право пожизненного владения. Это существенное отличие от вотчинного землепользования, когда земля находилась в собственности отца и передавалась им в отчину, то есть по наследству.

Соборное уложение окончательно юридически оформило крепостное право в России, узаконив потомственное прикрепление крестьян к земле. Уложение 1649 г. предоставило крепостникам-феодалам право продажи крепостных крестьян и право внесудебной расправы над ними (пытки и избиение). Конкретизации крепостного права целиком посвящена глава XI Уложения.

Соборное уложение гарантировало права граждан (кроме крепостных), имущественный интерес кредиторов, способствуя тем самым развитию гражданско-правовых отношений, повышению ответственности за исполнение договоров.

В Соборном уложении содержались основные отрасли права того времени: государственное, гражданское, уголовное, процессуальное. Оно обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права Средних веков. Вместе с тем оно внесло новые нормы и принципы, отвечавшие духу Нового времени, новым отношениям, сложившимся в русском обществе в XV–XVII вв. Таким образом, Соборное уложение 1649 г. представляло собой кодекс разнообразных правовых норм, которые регулировали как гражданские отношения, так и уголовные дела русского государства.

Соборное уложение 1649 г. можно отнести к успешной правовой реформе в России того времени. Оно сыграло важную роль в укреплении самодержавия, правовых основ органов государственной власти и управления, совершенствовании судебной власти, гражданско-правовых отношений.

Раскол православного христианства. К важному событию XVII в. можно отнести церковную реформу, предпринятую в 1653 г. патриархом Никоном и приведшую к расколу православного христианства в России. При одобрении царя Алексея Михайловича патриарх Никон начал решительно внедрять новые церковные обряды по киевскому и греческому образцам. Так, обычай креститься двумя пальцами был заменен троеперстием (щепоткой), слово «аллилуйя» во время молитвы дол­жно было произноситься не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя следовало теперь не по солнцу, а против него. Патриарх Никон внес изменения на греческий лад и в об­лачение русского духовенства (архиерейский посох, кло­буки и мантии). В исторические богослужебные тексты также были внесены некоторые исправления. Эти и другие нововведения не понравились «ревнителям» старых церковных обрядов во главе с протопопом Аввакумом. Противостояние между патриархом Никоном и протопопом Аввакумом и вызвало раскол православного христианства в нашей стране.

На созванном по ини­циативе патриарха очередном соборе в 1656 г. введенные новшества в церковным обрядах получили одобрение, а сторонники двоеперстия были преданы ана­феме, подверглись ссылке и заточению. Следует заметить, что раскольники* продолжали отправлять обряды по-своему, не обращая на запреты.