Иван Грозный и укрепление Русского централизованного государства

Василий III. Василий III,26-летний сын Ивана IIIи Софьи Палеолог продолжил дело отца. Он начал борьбу за отмену системы уделов. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, Василий IIIв 1510 г. присоединил Псков. 300 семей наиболее богатых псковичей было выселено из города и заменено таким же числом из московских городов. Вечевой строй был упразднен. Псковом стали управлять московские наместники.

В 1514 г. в состав Московского государства вошел Смоленск, отвоеванный у Литвы. В честь этого события в Москве был сооружен Новодевичий монастырь, в котором была помещена икона Смоленской богоматери – защитницы западных рубежей Русского государства. Наконец, в 1521 г. в состав России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы.

Однако правление Василия IIIдлилось недолго. Перед смертью, желая сохранить власть для своего малолетнего сына Василий III создает для управления страной Регентский совет. Это было вызвано не только проблемами госуправления, но главным образом стремлением государя сохранить преемственность престола для своих потомков.

Иван IV. После смерти Василия III в 1533 г. на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского – выходца из Литвы. И в годы правления Елены, и после ее смерти в 1538 г. (есть предположение, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Вельских, Шуйских, Глинских.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов.

Молодой царь Иван Васильевич, по свидетельству современников, был наделен недюжинным умом и сильной волей. Однако, рано лишившийся родителей и воспитывавшийся в обстановке интриг и боярской борьбы за власть, он вырос подозрительным, мстительным и очень жестоким человеком. Иван IV вступил на российский престол в 17 лет, то есть в юном возрасте.

Венчание на царство. В 1547 г. Иван Грозный был венчан на царство. Из рук московского митрополита Макария он принял знаменитую шапку Мономаха и другие символы царской власти. С этого момента великий московский князь официально стал именоваться царем, а Россия официально стала монархией. Коронация царя усиливала сакральное начало царской власти.

И.С. Пересветов.Особую заинтересованность в проведении реформ высказало дворянство. Своеобразным идеологом его был талантливый публицист того времени дворянин Иван Семенович Пересветов. Он обратился к царю с посланиями (челобитными), в которых была изложена своеобразная программа преобразований. Предложения И.С. Пересветова во многом предвосхитили действия Ивана IV.

Исходя из интересов дворянства И.С. Пересветов, резко осудил боярское самоуправство. Он видел идеал государственного устройства в сильной царской власти, опиравшейся на дворянство. «Государство без грозы что конь без узды», – считал И.С. Пересветов.

Земский собор. Управлять обширным государством с помощью архаических институтов и учреждений представлялось проблематичным, поэтому в середине ХVI в.молодой царьнаметил реформы государственного управления.Иваном IVбыл создансословно-представительный орган государственной власти под названием Земский собор.

В него вошли Боярская дума, Освященный собор (церковные иерархи), а также другие представители столичного и местного боярства и дворянства. Земский собор представлял собой орган государственного управления с законосовещательными функциями. Он состоял из двух палат:

1) верхняя палата: царь, Боярская дума, духовенство;

2) нижняя палата: представители от дворянства и верхов посадских людей.

Земские соборы действовали не постоянно, они созывались по указу царя. Инициатива созыва Земского собора могла принадлежать как собственно царю, так и сословиям. Компетенция собора не была четко установлена, но сам факт созыва царем представителей различных сословий для решения важных государственных проблем свидетельствовал о формировании в России сословно-представительной монархии. Первый Земский собор был созван царем в феврале 1549 г. Появление сословно-представительных органов государственного управления означало, что важнейшие решения санкционировались представителями господствующего класса.

Земская Дума. Наряду с Земским собором государственные вопросы при Иване Грозном решала и так называемая земская Дума. Она была совещательным органом при царе и созывалась им по мере необходимости. Так, в июле 1566 г. царь созвал земскую Думу, состоявшую из 339 человек. В нее вошли церковные и монастырские иерархи, бояре, окольничие, казначеи, дьяки, другие государственные чиновники, а также знатные дворяне, купцы. Цель созыва столь представительного совещания людей различных сословий заключалась в выработке позиции России на сложных переговорах с Литвой.

«Избранная Рада». Недостаточные способности юного венценосца в области государственного управления привели к созданию при нем еще одного совещательного органа. Вокруг молодого Ивана IV образовался совет приближенных бояр, которые способствовали17-летнему монарху в управлении государством, в проведении структурных реформ. Этот совет близких к царю людей получил название «Избранная Рада» или в других источниках – Священный союз. Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из своих сочинений. Кроме князя А. Курбского в «Избранную Раду» входили князья Д. Курлятев, М. Воротынский, постельничий А. Адашев, думский дьяк И. Висковатый, а также московский митрополит Макарий и духовник царя, священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр. Этот круг лиц составлял неформальное правительство при Иване IV в 1549–1560 гг.

Состав «Избранной Рады» представлял интересы различных слоев господствующего класса. Опираясь на этих весьма авторитетных людей, молодой Иван Васильевич успешно проводил те преобразования, которые получили название реформ середины ХVIв. Вот как описывал взаимодействие Ивана Грозного с «Избранной Радой» историк Н.М. Карамзин: «Царь говорил и действовал, опираясь на чету избранных, Сильвестра и Адашева, которые приняли в Священный союз свой не только благоразумного митрополита, но и всех мужей добродетельных, опытных, в маститой старости еще усердных к Отечеству…»

По рекомендациям«Избранной Рады» Иван Грозный осуществлял кадровую политику, назначая на ответственные государственные посты людей не только преданных государю, но и не замеченных в мздоимстве и других злоупотреблениях властью. Советуя царю сменить чиновников, компрометирующих государственную власть, члены «Избранной Рады», по словам Н.М. Карамзина, «хотели ознаменовать счастливую государственную перемену не жестокою казнию худых старых чиновников, а лучшим избранием новых».

За этот краткий исторический период, в который смогла действовать «Избранная Рада», в государственном устройстве России произошли существенные перемены. При ее активном участии в стране была создана воеводо-приказная система государственного управления.

Воеводо-приказная система управления. Как следует из названия новой системы государственного управления, она имела две составляющие: воеводскую и приказную.В то время это был прогрессивный шаг в государственном устройстве и управлении России. Приказная подсистема управления включала в себя следующие основные приказы, прообраз отраслевых министерств.

Казенный приказ управлял государственной казной и архивом, а также всеми торговыми людьми, мастерами серебряных дел, монетным двором.

Разрядный приказ осуществлял управление дворянскими войсками, учетом служилых людей, их чинов и должностей. Разрядом называлась войсковая роспись ратных людей с обозначением занимаемой в войске должности. На Разрядный приказ возлагалось также обеспечение служилых людей денежными и поместными окладами, определение пригодности к военной службе. Это ведомство имело право повысить или понизить служащего в чине, увеличить или уменьшить ему оклад и даже вовсе лишить его полученной ранее земли. Кроме того, в обязанности Разрядного приказа входило назначение наместников, воевод, контролирование их деятельности, а также организация строительства крепостей на российских рубежах.

Поместный приказведал всем государственным земельным фондом. Он выделял из него поместья служилому дворянству в тех размерах, которые были предварительно определены Разрядным приказом. Поэтому эти два ведомства тесно сотрудничали друг с другом.Поместный приказ выдавал акты на право владения землей от имени Боярской думы, регистрируя их в специальной книге.

Посольский приказосуществлял дипломатические функции. До начала XVI в. Россия не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом. Поэтому основной задачей Посольского приказа была подготовка и отправка за границу русских посольств, а также прием и отправка зарубежных дипломатов. На это ведомство возлагались дела по выкупу русских, попавших в плен, а также отдельные поручения, связанные с деятельностью иноземных купцов и ремесленников.

Холопий приказ управлял дворовыми, кабальными и другими зависимыми людьми, осуществлял суд над ними.

Разбойный приказвозглавлял систему полицейско-сыскных органов, утверждал на должности губных старост, целовальников и дьяков, рассматривал дела по второй судебной инстанции о разбоях.

Печатный приказзаведовал вопросами книгопечатания, надзором за переписчиками и издателями книг.

Аптекарский приказзанимался делами медицины.

Казанский, Сибирский и Малороссийский приказысформированы после присоединения соответствующих территорий к Русскому централизованному государству. В период правления Ивана Грозного приказная система развивалась и укреплялась; с усложнением задач государственного управления число приказов непрерывно росло, превысив три десятка.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк в зависимости от важности ведомства. Они являлись крупными государственными чиновниками. Приказы ведали не только управлением государственными делами, но и сбором налогов, руководили деятельностью уездных и губных учреждений.

Воеводы. С укреплением государственной власти в середине XVII в. были учреждены должности воевод,которых подбирал Разрядный приказ из числа бояр и дворян с последующим их утверждением Боярской думой и царем. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население на законных основаниях.

Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков во всех хозяйствах. Под надзором воевод государственные налоги собирали выборные старосты и целовальники.

Важной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял соответствующие списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованию Разрядного приказа воевода направлял служилых людей на место службы. Он командовал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.

При воеводе была специальная приказная изба во главе с дьяком. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. Общая численность аппарата местных учреждений страны во второй половине XVII в. стала приближаться к двум тысячам человек. По мере того как воеводы укрепляли свое положение, им все больше подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам.

Другие права и обязанности воевод были столь неопределенны, что они сами уточняли их в процессе деятельности, что создавало большие возможности для произвола. Не довольствуясь жалованьем, они с помощью вымогательства изыскивали дополнительные источники доходов. Особенно велик был произвол этих чиновников в Сибири, где контроль центра за деятельностью воевод из-за отдаленности был крайне слабым.

Если представить государственное и местное самоуправление того времени в виде схемы, то она будет выглядеть следующим образом.

Схема 2

Приказная изба

Судебник Ивана Грозного,изданный в 1550 г., существенно дополнил и развил действовавшее законодательство. Он представлял собой новую редакцию Судебника 1497 г., в которой были отражены изменения в российском законодательстве за прошедшие полвека. Судебник состоял из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций и отраженным в нем правовых институтов превосходил Судебник 1497 г. Подробнее и обстоятельнее в нем были регламентированы отношения дворян и крестьян. Он был направлен на достижение общегосударственной стабильности правовыми методами после полосы межсословных разногласий в период малолетства Ивана IV. О значении закрепленных в нем правовых принципов свидетельствует тот факт, что в момент учреждения опричнины царь настойчиво добивался не принимать их во внимание, желая развязать себе руки при переходе к террору против противников усиления царской власти.