Образование Киевской Руси

Норманнская теория. В вопросе образования Древнерусского государства норманнская теория играет особую роль. Суть этой теории состоит в том, что восточные славяне якобы были на таком низком уровне общественного развития, что не могли самостоятельно создать собственное государство. Такими «дикими и необразованными», по мнению авторов теории, были наши предки.

Норманнская теория, связывающая образование русского государства с деятельностью норманнов, возникла в работах немецких историков XVIII в. Готлиба Байера, Фридриха Миллера и Августа Шлёцера. Профессор Санкт-Петербургской Академии наук немец Байер первым высказал мнение, что древнерусское слово из летописей – «варяги» – это название скандинавов, давших Руси государственность. По его мнению, норманны имели более высокий уровень цивилизации и поэтому именно они принесли с собой идею государственного образования и государственного управления на русские земли. Подобных взглядов придерживались, к сожалению, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, и некоторые другие видные русские историки. Они утверждали, что государственное начало восточным славянам принесли именно варяги.

«Варягами» на Руси называли норманнов – пришельцев с побережья Варяжского моря. По сообщениям русских летописей, северные племена восточных славян платили дань варягам. Будучи одним из самых воинственных племен, норманны в IX в. грабили не только Русь, но и Шотландию, Англию, Францию, Андалузию, Италию.

Среди русских историков было немало антинорманнистов: Костомаров, Максимович, Гедеонов, Забелин, Грушевский, Шахматов и другие. А.А. Шахматов доказал, что Сказание о призвании варягов на Русь – это поздняя вставка, скомбинированная способом искусственного соединения нескольких северорусских преданий, подвергнутых глубокой переработке летописцами. Летописец Нестор, инок Киево-Печерского монастыря, живший в XI в., в своих скрижалях отмечал, что варяги пришли на Русь в 859 г. и что в 862 г. варяг Рюрик и его братья уже княжили в России «полунощной». Другие летописцы, также не являясь очевидцами тех событий, писали, что славяне новгородские, а также кривичи, весь и чудь отправили совместное посольство за море к варягам, чтобы пригласить их на княжение. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами» – так описывается в древней летописи приглашение варягов на Русь. Впервые

Сказание о призвании варягов было записано в «Остромировой летописи» (Новгородский свод 1050 г.). Летописцы отмечали, что в 862 г. норманны во главе с Рюриком, Трувором, Синеусом завоевали северные славянские племена с центром в Новгороде. Затем варяжской дружине удалось хитростью овладеть Киевом и убить киевских князей Аскольда и Дира.

Н.М. Карамзин объясняет этот феномен тем, что варяги и до официального приглашения уже правили славянскими племенами, причем правили ими «без угнетения и насилия», так как брали дань легкую и соблюдали справедливость. Это правление иноземцев могло прерваться из-за недовольства местной знати, которая и подняла темный народ на изгнание варягов со своей территории. Выгнав норманнов, бояре славянские не сумели восстановить древних справедливых законов, затеяв междоусобицу. Тогда, по версии историка, граждане вспомнили, может быть, о более выгодном и более спокойном правлении варягов и отправили к ним своих послов.

По другой версии, которую выдвинули Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев и другие, поводом для «призыва варягов из-за моря», о котором упоминает древняя летопись, послужила агрессивная политика Хазарского каганата.

Какие бы версии появления норманнов на Руси ни выдвигались, общепризнанным историческим фактом остается следующее: князь Олег из рода Рюриковичей, совершив военный поход со своей многочисленной и хорошо вооруженной дружиной из Новгорода, в 882 г. завоевал Киев, сделав его центром своего правления, столицей Руси. Так в 882 г.два крупнейших славянских центра – Киевский и Новгородский – с помощью варягов объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство.

Древнерусское государство. Образование Древнерусского государства принято считать начальным этапом в истории российской государственности. Древнерусское государство называлось словами «Русь»или«Русская земля».В летописях, других исторических источниках словосочетание «Киевская Русь» не было зафиксировано.

Сравнительно легкое объединение двух центров – Киева и Новгорода – в единое государство, происшедшее при князе Олеге в 882 г., историки объясняют родственностью племен, близостью языка, верований и культуры. При этом оговаривается, что Олег не присоединил Киев к Новгороду, а просто превратил Киев в новую столицу династии Рюриковичей. Объединив юг и север вдоль торгового пути «из варяг в греки», Олег стал присоединять к новому государству и другие восточнославянские земли: в 883 г. древлян, затем северян и радимичей, освободив последних от власти Хазарского каганата.

В IX–X вв. внутренняя политика Киевской Руси сводилась к ликвидации местных княжений и объединению всех земель в единое целое (этот процесс завершился при князе Владимире в 980–1015 гг.). Одновременно происходили процессы создания и укрепления аппарата власти, выработки правовых норм. Шла работа по сбору дани с покоренных племен. Как наиболее воинственные племена, норманны создавали прежде всего силовые атрибуты государства – дружины, ополчения, которые были способны противостоять захватчикам, защитить границы занимаемой территории от посягательств извне.

Критика норманнской теории. Основываясь на том, что киевский князь Олег, был по происхождению варягом, норманнская теория делает безапелляционный вывод о том, что образование Древнерусского государства произошло благодаря организаторской деятельности варягов.

Причины возникновения государственности у восточных славян кроются не в приходе варягов, а в развитии экономических отношений, углублении социального неравенства, а также в налаживании межплеменных связей, в необходимости защиты собственной территории и т.д. Следует подчеркнуть, что появление варягов (норманнов) в Киевской Руси стало не причиной создания нового государства, а скорее всего, катализатором происходивших процессов. Варяги ускорили исторический процесс создания государства у восточных славян.

Возникновение государства у восточных славян было обусловлено такими же объективными процессами развития общества, которые стали главными причинами появления государств во Франции, Германии, Англии и других европейских странах. Таков был процесс эволюции. Ведущими факторами возникновения классового общества и государства стали: развитие производительных сил в сельском хозяйстве, разложение родовой общины, выделение ремесла, возникновение денежного обращения и торговли, рост городов. Одним из важнейших факторов возникновения государства у восточных славян было социальное расслоение и имущественное неравенство, появление богатых и бедных. Эти и другие предпосылки объективно привели восточнославянские племена к необходимости создания своего государства.

У восточных славян были все предпосылки государства: князь (монарх); дружина (военная сила); бояре(экономическая элита, собственники земли). К моменту образования Древнерусского государства у наших предков уже существовала племенная знать, которая искала пути защиты своей собственности и эффективные способы сохранения имущественного неравенства. Первыми попытками государственного устройства были отдельные племенные княжения. Именно о таких племенных княжениях (Артания, Куявия и Славия) упоминалось в древних источниках.

Кроме того, косвенным доказательством несостоятельности норманнской теории возникновения Древнерусского государства является отсутствие в истории России скандинавского права и его институтов. Государственным языком на Руси всегда был только русский язык, но не норманнский или варяжский.

Согласно последним исследованиям российских историков, на территории Руси было государство, которое существовало задолго до прихода норманнов. Об этом свидетельствует, в частности, сенсационная находка археологов – золотая чеканная монета. Ученым удалось расшифровать надпись на ней, стилизованную под арабскую вязь и выполненную руницей: «Aлтын – золотая русская монета. Русский каганат Москва».«Возраст» находки оказался старше Древнерусского государства почти на два века. Из этого археологического факта следует, что государство с названием «Русский каганат», со столицей Москва, где чеканились собственные деньги, существовало задолго до того, как на Русь пришли варяги. Москва – столица Русского каганата, разумеется, не тот город, который был основан Юрием Долгоруким в 1147 г., и могла быть расположена в совершенно другом месте. Города с одинаковым названием и сейчас есть в разных частях света. Например, в США находится целых три города Москва, а также город Санкт-Петербург.

Таким образом, норманнская теория, выставляющая наших предков в негативном свете, сегодня не состоятельна.

Государственное управление в Киевской Руси. Киевский князь был носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако он не был монархом, то есть правителем, обладающим абсолютной властью. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, местные князья восточнославянских племен, покоренных киевлянами, сохраняли определенную автономию. Во-вторых, были сохранены некоторые атрибуты так называемой военной демократии, когда важные вопросы жизни населения решались на народных собраниях (вече), в частности вопросы налогообложения, обороны городов, организации военных походов, а в Новгороде и Пскове вече избирало, приглашало или изгоняло местных князей. И, в-третьих, киевский князь не был полновластным властелином по той причине, что его власть долгое время ограничивалась норманнскими вельможами, окружавшими его. Н.М. Карамзин по этому поводу писал: «Сии варяги были первыми чиновниками, знаменитейшими воинами и гражданами; составляли отборную дружину и верховный совет, с которым государь делился властию».

К первому этапу развития Древнерусского государства относится создание первой государственной администрации, образование аппарата управления. В управлении государством киевские князья опирались главным образом на свои дружины и родственников – вассалов. В необходимых случаях по решению великого князя созывались феодальные съезды (снемы), на которые съезжались зависимые от Киева местные князья и другие вассалы. Съезды не были регулярными, так как собирались по воле правителя; не имели они и строго очерченной компетенции. С уверенностью можно сказать, что решения снемов носили скорее рекомендательный, чем обязательный характер. Такими же полномочиями обладал и совет при князе, состоявший в основном из бояр, вельмож, старших дружинников и некоторых других категорий людей, особо приближенных к великому князю.

Дружина состояла из верхушки, так называемой старейшей дружины, члены которой именовались еще боярами, и низшего звена – молодшей дружины, или отроков. Старейшая дружина составляла княжеский совет, или думу, с которой князь обсуждал, обдумывал главные вопросы государства. Из числа старших дружинников князь назначал на места (как правило, в города) своих наместников, действовавших на основе системы кормления. Наместник – прообраз государственного чиновника, глава администрации города и его окрестностей. В ряде мест они назывались посадниками – от слова «посад» – торгово-промышленная часть города. Старших дружинников князь назначал также «воеводами». Воевода – глава военной администрации, и руководил он в основном народным ополчением, так как регулярной армии у князя в то время не было.

Из числа младших дружинников назначались сборщики податей (налогов), которые в Древней Руси назывались данниками. По приказу князя дружинники становились судебными чиновниками: мечниками, вирниками, подъездными. Из этой же категории назначались помощники наместников: тиуны, мытники и др. Особо приближенных дружинников князь назначал управляющими его собственными земельными владениями. Они назывались княжескими вотчинниками. Таким образом, центральные органы государственного управления в Древнерусском государстве строились на основе дворцово-вотчинной системы.

Представители администрации исполняли одновременно и судебные функции. При Ярославе Мудром часть государственных обязанностей перераспределялась от дружинников к сыновьям, братьям и другим княжеским родственникам.

Управление государством, осуществление войн и военных походов, содержание княжеского двора – все это требовало немалых материальных затрат.

Налоги. Рюриковичам принадлежит заслуга собирания дани, установление постоянных налогов с завоеванных ими племен. Население этих племен уплачивало киевскому князю определенную контрибуцию в виде полюдья – натуральной или денежной дани. Постепенно сборы дани превратились в инструмент подчинения зависимых племен, члены которых становились подданными великого киевского князя. На наш взгляд, слово «подданный» образовалось от слов «под данью», то есть обложенный данью, обязанный платить дань (налог).

Введение дани сопровождалось массовыми возмущениями населения. Были случаи, когда из-за несправедливого сбора налогов восточные славяне убивали князей и их наместников. Как известно, за превышение установленных размеров дани киевский князь Игорь был казнен древлянами в 945 г. Поэтому в Х в. по повелению киевской княгини Ольги, вдовы князя Игоря, были регламентированы размеры этой дани, установлены особые места ее сбора, так называемые погосты, определены конкретные сроки сбора дани, так называемые уроки. Налоговая реформа позволила сбить волну недовольства племен, вовлеченных в сферу влияния Древнерусского государства.

«Русская Правда».Киевский князь Ярослав Мудрый(годы правления 1019–1054),стремясь установить порядок и законность в русских землях, издал свод юридических норм, обязательных для всех его подданных. Он известен как кодекс «Русская Правда», которыйустанавливал правовое положение восточных славян, населявших Киевскую Русь, их ответственность за убийство, а также причинение морального либо материального ущерба. В «Русской Правде» не было норм, относящихся к преступлениям против государства, отсутствовали многие юридические понятия.

Примечательно, что законодательством того времени были предусмотрены правовые привилегии некоторых категорий людей. Чем выше был социальный статус человека, подвергавшегося, например, насилию, тем выше была степень уголовной ответственности за преступление. Привилегии, сформулированные в первых статьях «Русской Правды», заключались в усиленной мере ответственности за преступления, совершенные в отношении «княжьего мужа», боярина или тиуна. «Если человек убьет человека… то положить за убийство 80 гривен, если (убитый) будет княжим мужем или княжеским тиуном; если (он) будет русин, гридин (младший дружинник. – Прим. авт.), купец, боярский тиун, мечник, изгой или словенин, то положить за него 40 гривен» (ст. 1). А за убийство пашенного холопа штраф был равен всего 5 гривнам, за раба – 6 гривнам (ст. 15).

Если таковой суммы у преступника не находилось, закон предоставлял ближайшим родственникам право кровной мести. Часть штрафов («вира») предназначалась потерпевшей стороне в качестве возмещения вреда.

Определенной новацией в законодательстве времен Владимира Мономаха стало введение института соучастников преступления. Закон того времени наказывал соучастников в равной мере, независимо от степени вины.

Законодательство Ярослава Мудрого позволяло судить по единым правилам, исполнять единые правовые нормы. Первый русский писаный закон защищал людей от насилий, бесчинств, драк, убийств. Нанесение морального вреда приравнивалось законом к нанесению телесных повреждений, не повлекших потерю работоспособности, и наказывалось штрафом в 3 гривны.

В качестве доказательств суд Ярослава Мудрого принимал явные следы преступления (увечье, синяки и т.п.), показания свидетелей, присяги сторон при отсутствии свидетелей, целование креста.

Государство, чтобы не уподобляться языческим обычаям и не отвечать убийством на убийство, заменяет смертную казнь весьма необычной мерой наказания – «потоком и разграблением», то есть изгнанием из общины с полной конфискацией имущества. Церковь еще при этом налагала епитимью. Кроме того, убийцу можно было по закону продать в рабство.

В «Русской Правде» были также установлены нормы, защищавшие частную собственность. Для бояр, наместников, княжеских дружинников устанавливался особый порядок перехода имущества в собственность по наследству. Сущность государственного регулирования земельных отношений в этот период заключался прежде всего в юридическом оформлении вотчины, то есть крупной феодальной собственности на землю. Ярослав Мудрый, его сыновья и последующие князья издавали уставы, в которых определяли порядок выделения земельных наделов своим вассалам.

Главным собственником земли был киевский князь. Летопись тех времен фиксировала княжеские села и княжеские охотничьи угодья. Княжеская вотчина («домен») также стала юридически оформляться. Таким образом, формирование новых земельных отношений впервые получает юридическое закрепление.

Главой правосудия в Киевской Руси был великий князь. Княжеский двор служил обычно местом судопроизводства. Князь мог судить сам, но чаще всего он поручал отправление правосудия тиунам или отрокам. Чиновники, вершившие уголовный суд, назывались на Руси вирниками. Судья имел помощника (отрока), а также метельника, то есть писца. В Древнерусском государстве впервые был введен суд, состоявший из 12 судей, который рассматривал более сложные дела.

Преступления против церкви и государства в этом юридическом документе еще не предусматривались. Процессуальная сторона и порядок следствия законодательством не разработаны. Но, несмотря на все эти и другие недостатки, «Русская Правда» Ярослава Мудрого имела огромное значение, так как была первым государственным законодательством, первой попыткой унифицировать судебный процесс и наказания за наиболее распространенные правонарушения.

Ярослав Мудрый установил новый порядок передачи власти в государстве. Не от отца к сыну, а к старшему в княжеском роду (дяде, брату и т.д.). Такая система наследования власти получила названиелествичного права.

Таким образом, в период становления и развития Древнерусского государства закладывались основы государственности:

– централизованное управление;

– установление территориальной целостности;

– закрепление феодальной собственности;

– создание государственного аппарата;

– создание правовой системы и введение правосудия;

– введение регламентированного налогообложения.

Все это укрепляло Киевскую Русь, делало ее похожей на европейские государства. Однако она имела и ряд существенных отличий, в том числе по царившим на Руси обычаям, которые зачастую заменяли нашим предкам законы.

Обычаи. У восточных славян были широко распространены обычаи, которым они следовали в своей жизни. Вот некоторые выдержки из летописей, описывающих обычаи восточных славян:

– племена славян сходны по своим нравам и обычаям, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране; они многочисленны, выносливы, легко переносят жару, холод, дождь, наготу, недостаток в пище;

– они ежегодно платят одну десятую (часть) добычи и торговой прибыли государю;

– если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым они и препираются; когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит, если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами) в поединке;

– если схватят вора, забирают его имущество, а его самого затем отсылают на окраину страны и там наказывают;

– скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не желая быть вдовой (возможно, это было обусловлено тем, что вопросы наследства в то время решались не в пользу жены, и она оставалась без средств; обреченная на жалкое существование, вдова предпочитала сама уйти из жизни, как бы сохранив верность мужу);

– если женщина, став женой, предается прелюбодеянию, то муж убивает ее, не принимая извинений;

– есть у них знахари (жрецы), из которых иные повелевают царем, как будто бы они их, руссов, начальники; и если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно;

– когда у них умирает кто-нибудь из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома и в могилу кладут живую любимую жену покойника.

Семейно-брачные обычаи, основанные на патриархате, допускали не только многоженство, но и воровство, и выкуп невесты. Добрачное прелюбодеяние не пресекалось, но если жена до брака не была девушкой, муж по желанию мог изгнать ее из своего жилища.

Обычаи славян изменились с принятием христианства*.