Проверка правильности подбора подшипников качения

 

Выбранный в ходе проектирования узла вала типоразмер подшипника должен быть проверен на работоспособность по динамической грузоподъёмности.

Проверка правильности выбора подшипников может быть проведена двумя способами:

1) по сравнению требуемой Cr треби паспортной Cr паспдинамической грузоподъёмности подшипника, когда должно выполняться условие

Cr треб Cr пасп;

2) по обеспечению заданной долговечности подшипника, то есть

LhЕзадан Lhфакт, где с учётом режима нагрузки LhЕзадан= Н Lh
(см. табл. 2.3, с. 24).

Здесь фактический срок работы подшипника в часах рассчитывают по зависимости

где a1– коэффициент надёжности, обычно принимают a1= 1 при 90% надёжности;

a2– обобщённый коэффициент совместного влияния качества металла деталей подшипника и условий его эксплуатации, для обычных условий эксплуатации назначают a2= 0,7…0,8 (для шарикоподшипников) и a2= 0,6 (для роликоподшипников);

n – частота вращения вала, мин-1.

Рr – эквивалентная динамическая нагрузка, для проверяемого подшипника рассчитывается, в общем случае, по формуле

здесь FRи Fa– соответственно радиальная и осевая силы в опоре. Для радиальных шарикоподшипников осевая сила Fa– это осевая нагрузка, возникающая в зацеплении косозубых цилиндрических или конических зубчатых колёс. Для радиально-упорных подшипников расчёт осевой силы имеет некоторые особенности (см. ниже);

V − коэффициент вращения, зависящий от того, какое кольцо подшипника вращается, при вращении внутреннего кольца V = 1;

kб− коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки, при умеренных толчках kб= 1,3…1,5;

kt− температурный коэффициент, для температуры подшипникового узла
t 100 0C kt= 1;

X и Y − коэффициенты соответственно радиальной и осевой нагрузок на подшипник, назначаются по табл. 16.5 [1] в зависимости от параметра осевого нагружения подшипника е. При малой осевой силе по сравнению с радиальной действие осевой силы в расчёт не принимается, то есть X = 1 и Y = 0 .

Особенности расчёта осевой силы радиально-упорных подшипников качения связаны с наклоном нормальной (равнодействующей) силы в контакте тел качения и беговых дорожек колец на угол контакта и возникновением внутренних осевых сил S. Для радиально-упорных шарикоподшипников для радиально-упорных конических роликоподшипников

Поскольку в общем случае радиальные силы (реакции) в опорах вала не равны между собой, то возникают дополнительные осевые силы к действующим внешним осевым, которые должны быть учтены при проверке подшипников. Подробнее рекомендуется ознакомиться с методикой расчёта осевых сил в [1].