Эскизная компоновка редуктора

Предварительный выбор подшипников качения

 

Выбор наиболее рационального типа подшипника для данных условий работы редуктора весьма сложен и зависит от целого ряда факторов: передаваемой мощности редуктора, типа передачи, соотношения сил в зацеплении, частоты вращения внутреннего кольца подшипника, требуемого срока службы, приемлемой стоимости, схемы установки.

Предварительный выбор подшипников для каждого из валов редуктора проводят в следующем порядке:

1. В соответствии с рекомендациями табл. 3.2 определяют тип, серию и схему установки подшипников.

2. По справочнику-каталогу [6, 2] выбирают типоразмер подшипников по величине диаметра внутреннего кольца подшипника, равного диаметру dd4ступеней вала под подшипники.

3. По выбранному из каталога типоразмеру определяют основные параметры подшипников: геометрические размеры d, D, B(T,С); динамическую Сr и статическую Сr0 грузоподъёмности. Здесь D диаметр наружного кольца подшипника, В ширина шарикоподшипника; T и С осевые размеры конического роликоподшипника.

 

 

Эскизная компоновка устанавливает положение шестерни и колёса закрытой зубчатой передачи, шестерни открытой передачи и муфты относительно стенок корпуса редуктора и подшипниковых опор, определяет расстояния lБи lТмежду точками приложения реакций подшипников быстроходного и тихоходного валов, а также точки приложения сил давления от шестерни открытой передачи и муфты на расстоянии lопи lмот точки приложения реакции ближнего подшипника (рис. 3.2).

При необходимости эскизная компоновка выполняется в соответствии с требованиями ЕСКД на миллиметровой бумаге формата А2 или А1 карандашом в контурных линиях в масштабе 1:1 и должна содержать эскизное изображение редуктора в двух проекциях, основную надпись (см. рис.3.2 и рис. 6.1 форма 1). Эскизную компоновку редуктора рекомендуется выполнять в такой последовательности:

Таблица 3.2

Предварительный выбор подшипников

Пере-дача Вид Тип подшипника Серия Угол контакта Схема установки
цилин-дричес-кая косо-зубая Б радиальные шариковые однорядные при aw 200 мм средняя (лёгкая) с одной фиксир. опорой
ТТ при отношении осевой силы Fa , действующей на подшипник, к радиальной реакции в опоре Fa/ FR 0,25 –радиальные шариковые однорядные лёгкая (средняя) враспор
при Fa/ FR > 0,25 – роликовые конические типа 7000 лёгкая = 12...16
кони-ческая Б роликовые конические типа 7 000 при n1 1500 об/мин лёгкая (средняя) = 12...16 врастяжку
радиально-упорные шариковые типа 46000 при n1 1500 об/мин = 25...29
Т роликовые конические типа 7 000 или 1027000 лёгкая = 29 для типа 1027000 враспор

Рис. 3.2

1. Намечают расположение проекций компоновки в соответствии с кинематической схемой привода и наибольшими размерами колёс.

2. Проводят оси проекций и осевые линии валов.

В цилиндрическом редукторе оси валов проводят на межосевом расстоянии параллельно друг другу, в коническом – под углом 90°.

3. Вычерчивают зубчатую передачу в соответствии с геометрическими параметрами шестерни и колеса, полученными в результате проектного расчёта. Места зацепления колёс показывают в соответствии с рис. 3.3: а – передача цилиндрическая; б – коническая.

 

Рис. 3.3

 

4. Для предотвращения задевания поверхностей вращающихся колёс за внутренние стенки корпуса контур стенок проводят с зазором = 8…10 мм. Расстояние hM (рис. 3.2) между дном корпуса и поверхностью вершин зубьев колёс для всех типов редукторов принимают hM 4 (с целью обеспечения зоны отстоя масла).

Действительный контур корпуса редуктора зависит от его кинематической схемы, размеров деталей передач, способа транспортировки, смазки и тому подобного и определяется при разработке конструктивной компоновки.

5. Вычерчивают ступени вала на соответствующих осях в соответствии с геометрическими размерами d и l, полученными в проектном расчёте валов (см. табл. 3.1), и графическим определением конструкции валов для цилиндрического редуктора (см. рис. 3.2). Ступени валов вычерчивают в последовательности от 3-й к 1-й. При этом длина 3-й ступени l3 получается конструктивно как расстояние между противоположными стенками редуктора или равное длине ступицы колеса.

6. На 2-й и 4-й ступенях вычерчивают контуры подшипников по размерам d, D, B (T, С) в соответствии со схемой их установки (см. табл. 3.2). Для конических роликоподшипников h = (Dd) / 6.

Контуры подшипников проводят основными линиями.

7. Определяют расстояния lБ и lТ между точками приложения реакций подшипников быстроходного и тихоходного валов.

Радиальную реакцию подшипника считают приложенной в точке пересечения нормали к середине поверхности контакта наружного кольца и тела качения подшипника с осью вала (рис. 3.4):

а) для радиального подшипника точка приложения реакции лежит в средней плоскости подшипника, а расстояние между реакциями опор вала
(см. рис. 3.4, в): lТ = LТ B;

б) для радиально-упорных шарикоподшипников и конических роликовых точка приложения реакции смещается от средней плоскости подшипника и её положение определяется расстоянием a, измеренным от широкого торца наружного кольца (см. рис. 3.4, а, б):

для радиально-упорных однорядных шарикоподшипников;

для конических однорядных роликоподшипников.

Здесь d, D, B, T − геометрические размеры подшипников; − угол контакта; e − коэффициент осевого нагружения.

Рис. 3.4


8. Определяют точки приложения консольных сил:

а) на выходном валу силы (давления Fопремённой или цепной передач; зацепления зубчатых передач Ftoп, Faoп, Froп) считают приложенными к середине выходного конца l1 вала на расстоянии lоп от точки приложения реакции ближнего подшипника (см. рис. 3.4 в) .

б) на входном валу силу давления муфты Fм, приложенную между полумуфтами, считают распределённой, поэтому можно принять, что точка приложения силы Fмнаходится посередине выходного конца соответствующего вала на расстоянии lмот точки приложения реакции смежного подшипника (см. рис.3.4, а и б).

9. Проставляют на проекциях эскизной компоновки необходимые размеры.

Пример конструкции выходного вала показан на рис. 3.4, в. В одноступенчатом цилиндрическом редукторе обычно применяют зубчатое колесо с симметричной ступицей и располагают его на равных расстояниях от опор.

В индивидуальном и мелкосерийном производствах валы изготовляют ступенчатыми, снабжая буртами для упора колёс и подшипников. Во всех вариантах конструкций подшипники устанавливают "враспор". Регулировка подшипников выходного вала, как и подшипников входного вала, осуществляется установкой набора тонких металлических прокладок под фланец привертной крышки, а в конструкциях с закладной крышкой установкой компенсаторного кольца при использовании радиального шарикоподшипника или нажимного винта при использовании конических роликоподшипников.