Расчёт открытой цилиндрической зубчатой передачи
Учитывая условия и характер работы открытых передач (недостаточная защищённость от загрязнения абразивными частицами и увеличенный абразивный износ при плохой смазке, большие деформации валов, что приводит к увеличению зазоров в зацеплении, возрастанию динамических нагрузок, к понижению прочности изношенных зубьев вследствие уменьшения площади их поперечного сечения и, как следствие, к поломке зубьев), данные передачи рекомендуют рассчитывать по напряжениям изгиба. В этих передачах выкрашивание не наблюдается, так как поверхностные слои зубьев изнашиваются и удаляются раньше, чем появляются усталостные трещины.
Для проектного расчёта открытых передач по напряжениям изгиба определяют модуль зацепления из выражений [1]:
− для прямозубых колес
− для косозубых колес
Здесь: z3 − число зубьев шестерни открытой передачи (см. исходные данные);
− коэффициент ширины зубчатого венца колеса относительно начального диаметра шестерни, рекомендуют назначать для открытых передач bd= 0,1…2,0;
[F1] − допускаемое напряжение изгиба зубьев шестерни, Н/мм2, определяют в соответствии с п. 2.2. («Расчет допускаемых напряжений»);
Т3− момент на шестерне, Нм; ;
− смотри с. 37, для проектного расчета принять
= 0,8;
КF− смотри рис. 2.3;
YF3− смотри табл. 2.9.
Полученное значение модуля округляют в большую сторону до значения из стандартного ряда модулей (см. п. 2.4).
Зная значение модуля, определяют геометрические размеры шестерни :
диаметр делительный − или
диаметр вершин зубьев −
диаметр впадин зубьев −
ширина венца −
Точность вычисления диаметров шестерни до 0,001 мм, значение ширины зубчатого венца округляют до целого числа по нормальным линейным размерам (см. табл. 2.5). Проверочный расчет такой передачи по контактным напряжениям выполняют в соответствии с п. 2.5. («Проверочный расчет закрытой цилиндрической передачи»).