Сошествие Святого Духа на апостолов и рождение Церкви

Благодарение за причащение и отпуст

Покланяясь Святым Дарам в последний раз, как Самому Господу, верующие благодарят Его за причащение Святых Таин. Певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи… яко сподобил еси нас причаститься…»

Диакон произносит краткую ектенью.Священник, сложивши антиминс и полагая на него Евангелие, возглашает: «С миром изыдем», этим показывая, что Литургия заканчивается, и что из храма нужно выходить в мирном состоянии души. Певчии от лица всех поют: «О имени Господни», т. е. выйдем из храма «с именем Божиим на устах и с тем с благословением, которое преподается нам именем Господним» [73].

Священник выходит к молящимся за амвон и читает заамвонную молитву. Эта молитва представляет собою сокращение всех ектений, произносимых за Божественной Литургией. По окончании заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией молитвою праведного Иова: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» и священник произносит отпуст[74]:«Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери… и всех святых помилует и спасет нас яко благ и человеко­любец».

Верующим для целования дается крест. Крестным целованием христиане свидетельствуют свою верность Спасителю, в воспоминание Которого была совершена Божественная Литургия. Хор в это время поет молитву о сохранении на многие лета святейших православных патриархов, правящего архиерея, прихожан храма и всех православных христиан.

 

 

РАЗДЕЛ № 6. Краткий обзор истории Вселенской Церкви

Апостолы после Вознесения Христова постоянно находились в Иерусалиме, ожидая исполнения обетования Спасителя о даровании им Духа Святого. На десятый день после Вознесения, когда все апостолы были собраны вместе, вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом; и явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали говорить на разных языках, которых прежде не знали (Деян. 2.1-4).

Вокруг дома, где находились апостолы, собралась большая толпа иудеев, привлеченных шумом. В то время в Иерусалиме было много паломников из разных стран; они собрались в Иерусалим на великий праздник Пятидесятницы, установленный в Ветхом Завете в честь дарования евреям Синайского законодательства. Услышав каждый свое наречие в речи апостолов, все пришли в изумление оттого, что простые неученые люди говорят на иных языках, другие же смеялись над апостолами, полагая, что они пьяны. Тогда апостол Петр обратился к народу и объяснил, что это чудо есть исполнение предсказания пророка Иоиля об излиянии благодатных даров Святого Духа на всех верующих (Иоил.2.28-32). Апостол сказал, что любой человек может получить дар святого Духа, если покается и крестится во имя Иисуса Христа, Воскресшего из мертвых (ср. Деян. 2.5-40).

Новозаветный праздник Пятидесятницы, отмечаемый на 50-ый день после Воскресения Христова – это день рождения Церкви: апостолы получили особые дарования Духа Святого для проповеди Христова учения всем народам и совершения Таинств. Дух Святой, по обетованию Спасителя, будет вечно пребывать в Церкви (Ин.14.16).