Преодоление болот

Характерными особенностями болотистой ме­стности являются ее слабая обжитость, отсутствие дорог, наличие труднопроходимых, а порой совершенно непроходимых участков и целых районов. Это, с од­ной стороны, затрудняет их преодоление, а с другой— делает эти районы наиболее безопасными при дейст­виях разведчиков в тылу противника, так как обеспе­чивает их скрытность.

Болота редко бывают одинаково проходимыми на всем протяжении и в разное время года. Многие из них труднопроходимы летом, зимой же они замерза­ют и становятся легкопроходимыми. Легкопроходимые в сухое время года болота делаются порой со­вершенно непроходимыми весной и осенью в период распутицы. В снежную зиму, когда в болотистых ку­старниковых низинах глубина снежного покрова достигает порой 60—90 см, поверхность болота под снегом не промерзает. Замерзшие болота доступны для танков при глубине промерзания более 30—40 см; боевых машин — 20—25см, автомобилей — 2530см. Болота с травяным покровом промерзают раньше с образованием прочной ледяной корки. Мшистые со слоем очеса (отмерзшего и разложившегося; мха)болота промерзают медленно, и лед наних слабый. Кочковатые болота промерзают также медленно и неравномерно из-за снега, скапливающегося между кочками.

Летом поверхность некоторых болот очень обманчива. Часто топкий или водяной поверхностный слой очень неглубок, под ним находится твердый грунт, и наоборот, кажущаяся прочной поверхность легко про­рывается даже под тяжестью человека. Небольшие участки, покрытые яркой зеленью, иногда кажутся твердыми, на самом деле они вязки и топки — здесь можно внезапно провалиться. Наиболее опасны и труднопроходимы даже для пеших разведчиков топяные болота (зыбуны), отличить которые можно по их белесоватой (бледной) мшистой поверхности.

Заболоченные участки, как правило, обходят. При необходимости их преодолевают по разведанным на­правлениям. Боевые машины при этом следуют по разным колеям. Движение техники след в след недо­пустимо. При движении не следует делать резких рывков и поворотов, чтобы не прорвать более плотный поверхностный слой торфа. Если гусеницы про­валились, нельзя буксовать ими. Нужно, укладывая под гусеницы подручный материал, вывести машину назад и поискать другой путь или усилить слабый участок жердями, кольями, ветками и другими под­ручными материалами. Внеобходимых случаях при­меняется буксировка или самовытаскивание.

Для пеших разведчиков небольшие заболоченные участки особой опасности при их преодолении не представляют. Их легко пройти, наступая на кочки или корневища кустарников, которые дают прочную опору для ног. Когда нет кочек и кустарников, от­дельные, сомнительные участки болота следует про­ходить осторожно, имея в руках шест и предвари­тельно ощупывая им дно. Убедившись вневозможно­сти пройти или обойти опасные участки, можно на­бросать веток, положить крест-накрест несколько жердей или связать мат из камыша, травы, соломы и по этому подготовленному «мосту»перебраться че­рез такие участки.

 

Для преодоления обширных заболоченных прост­ранств можно изготовить из подручных средств болотоступы и другие приспособления (рис. 18).

Провалившись вболото, не нужно поддаваться панике, делать резких движений. Необходимо осто­рожно, опираясь належащий поперек шест, подтя­нуться и принять горизонтальное положение, попы­таться руками достать камыш, траву и,подтягиваясь, отползти от опасного места. Если по болоту передвигается несколько человек, нужно держаться поближе друг к другу, чтобы иметь возможность влюбую ми­нуту оказать помощь товарищу.

При выборе и прокладке маршрута движения че­рез болото по компасу измеряются азимуты направ­лений для каждого участка пути (от ориентира до* ориентира). Разведывательные данные о маршруте прохода и прилегающей к нему местности наносятся накарту или схему, где указываются: точный марш­рут, ориентиры для движения и азимуты наних; опасные для движения участки; наличие дорог, троп, обходных путей; характер растительности, атакже участки (места), требующие усиления при подготов­ке прохода.