Гражданская оборона — составная часть системы обороноспособности страны

Глава 1

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях [самостоятельная подготовка к практическим занятиям)

Автономное существование человека в природе требует от него серьезной психологической и физической подготовки, так как он попадает в необычные для него условия существования. Вопросы о поведении человека при автономном существовании в природных условиях были подробно рассмотрены в VI классе.

Причины, приводящие человека к автономному существова­нию в природных условиях, могут быть самые разнообразные. Автономное существование человека может быть добровольным и вынужденным. Вспомним, что русский художник и путешествен­ник Федор Конюхов на яхте за 224 дня проплыл вокруг света без заходов в порты. Он совершил три лыжных похода к Северному полюсу, в том числе одиночный. Это — добровольное существова­ние человека в природе.

Вынужденная автономия может быть связана с аварией транс­портных средств или ошибками в поведении человека, находяще­гося в природных условиях (заблудился, отстал от группы и др.).

Во всех случаях вынужденной автономии в природных услови­ях человек стремится выйти к людям, т. е. вернуться к привычным условиям существования. Благоприятный выход из такой ситуа­ции всегда зависит от степени подготовленности человека, т. е. нужны конкретные знания и определенные навыки поведения в природных условиях (обеспечение водой, ночлегом, ориентиро­вание на местности и продвижение в заданном направлении).

Наиболее доступным и эффективным способом приобретения навыков поведения в природных условиях можно считать подготовку и проведение турпоходов.Туристские походы предоставляют пре­красные возможности для совершенствования духовного и физичес­кого здоровья человека. Однако, чтобы любой поход прошел успешно и доставил максимальное удовольствие, к нему необходимо хорошо готовиться и знать основные правила безопасного поведения.

Такие занятия в школе готовятся и проводятся, как правило, преподавателем. Группы формируются для похода в зависимости от количества обучающихся. В группу для похода должно входить не более 15 человек. По составу и физической подготовке обуча­емых группы должны быть равноценными.

После распределения по группам приступают к подготовке. Подготовку целесообразно начать с изучения района похода и выбора конечной точки похода (живописное место, озеро, берег реки, лесная поляна и т. д.) и определения маршрута движения. Район путешествия должен быть знакомым, так как цель похода не открытие «новых земель», а отработка навыков поведения в природных условиях.

Для выбора конечной точки маршрута необходимо руковод­ствоваться тремя основными критериями: участок местности, выбранный в качестве конечной точки путешествия, должен быть пригодным для большого привала (организация приготов­ления обеда и отдыха туристов, а также отработка туристских навыков в установке палатки, разведении костра, преодолении препятствий на местности и др.); расстояние до выбранной точки на местности должно составлять не более 10 км в одну сторону; расчет светлого времени должен быть достаточным для возвращения в исходную точку с резервом не менее чем 1 ч.

Исходя из вышесказанного составляются необходимые расче­ты по организации и проведению похода.

1. Определение светлого времени. Для примера рас­смотрим выходные дни в мае в средней полосе.

 

Число, день в мае 2002 г.
 
  суббота воскр. суббота воскр. суббота воскр. суббота воскр.
Восход солнца                
                 
Заход солнца   21.09 21.11 :     21.24 21.35 21.37 21.47 21.49
Долгота дня 15.25 15.29     15.56 16.18 16.22 16.41 16.45

 

2. Определение оптимального времени сбора группы и выхода в поход. Расчет необходимо производить от определе­ния времени возвращения к месту сбора + 1 час. В мае это может быть время 20 часов + 2 часа (1 час декретный + 1 час летнего времени) = 22 часа (10 часов вечера).

3. Определение времени пребывания в походе с учетом решаемых задач: время в движении к месту большого привала— до трех ходовых часов и 3 ч на возвращение в исходную точку маршрута; 4 ч пребывания на большом привале. Итого 10 ч време­ни на собственно турпоход.

Если до исходной точки маршрута, возможно, придется доби­раться каким-либо видом транспорта (автобус, электричка),то на

это также необходимо предусмотреть время. Допустим, оно со­ставит 1,5 ч. Следовательно, туда и обратно 3 ч.

Таким образом, на сам поход необходимо 10 ч, время до прибытия в исходную точку маршрута и возвращения к месту сбора составляет 3 ч + 1 ч резервного времени. В итоге получаем 14 ч. Если считать, что время возвращения к месту сбора приходится на 22 часа (10 часов вечера), то, значит, время сбора для отправления в поход придется на 8 (22—14) часов утра. Место сбора определяет препо­даватель. Это может быть школа, остановка автобуса или пригород­ная касса.

Определив временные возможности группы для похода, наме­чают конечную точку похода, изучают район путешествия и про­кладывают маршрут.

Определив конечный участок (озеро, берег реки, живописная лесная поляна и т. д.), необходимо выбрать маршрут движения с учетом местности. Его выбирают так, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у ха­рактерных, легко распознаваемых ориентиров. Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.

Выбрав исходную и конечную точки маршрута, наметив конт­рольные ориентиры, рассчитывают порядок движения по маршру­ту. Расчеты оформляют на карте или в специальную таблицу.

Для расчетов принимают: среднюю скорость движения —4 км/ч;

длину пары шагов—1,5 м.