Тема 2. Информационные системы управления (ИСУ)

В истории вычислительной техники можно проследить две основных области использования ИС:

• для выполнения численных расчетов;

• для хранения и обработки больших объемов информации, связанных с процессами управления и принятия управленческих решений.

Вторая область применения привела к созданию информационных систем в различных областях практики. Но информационная система управления – это, прежде всего, система, т.е. комплекс взаимосвязанных средств, выступающих как единое целое.

Каждая система характеризуется структурой, входными и выходными потоками, целью и ограничениями, законом функционирования.

В системном аспекте информационная система управления (ИС) – это единый, целостный программно-аппаратный комплекс, предназначенный для автоматизированного сбора, обработки, хранения и выдачи информации.

Рассмотрим понятие «информационная система управления». Информационная система управления – это «совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений». Обычно ИС управления имеют дело с большими объемами информации, которая имеет достаточно сложную структуру. Классическими примерами информационных систем управления экономическими объектами являются банковские системы, системы бухгалтерского учета, системы сбыта и др. ИС управления всегда специализируется на информации из определенной области реального мира: экономики, техники, медицины и т.д. Часть реального мира, отображаемая в ИС управления, называется предметной областью.

В качестве предметной области может выступать все предприятие (фирма) или отдельный самостоятельный объект управления в системе предприятия (финансы, сбыт, производство, бухгалтерский учет, технологические и социальные процессы).

Экономические ИС управления - это ИС, предметной областью которых является экономика, а объектом управления является экономическая сфера предприятия.

Внутри экономической системы можно выделить локальные информационные подсистемы управления, например, сбыт продукции. В этом случае предметной областью будут все операции связанные со сбытом продукции, а объектом управления – система сбыта предприятия (служба маркетинга).

Следовательно, информационный поток всегда ограничен конкретной предметной областью (финансы, производство, сбыт, персонал). В экономической информационной подсистеме управления (например, в системе сбыта предприятия) носителями информационных потоков могут быть следующие документы:

• договора;

• финансовый план предприятия;

• планы производства;

• цеховые накладные;

• товарно-транспортные накладные;

• платежные поручения;

• счет и т.д.

Функциональная структура информационной системы управления представляет собой совокупность компонентов:

подсистем, комплексов задач, процедур обработки информации, определяющих последовательность и условия их выполнения. Внедрение информационных систем управления производится с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности объекта за счет не только обработки и хранения рутинной информации, автоматизации конторских работ, но и за счет принципиально новых методов управления.

Эти методы основаны на моделировании действий специалистов организации при принятии решений, использовании современных средств коммуникаций (электронная почта, телеконференции), глобальных и локальных вычислительных сетей.

Классификация информационных систем

Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования объекта управления и его организации, степени автоматизации управления.

• Базовыми классификационными признаками

информационных систем управления являются: уровень в системе управления (например, федеральный, региональный, муниципальный);

• область функционирования объекта управления

(экономическая, социальная и иные сферы функционирования);

• виды процессов управления (технологические,

экономические, кадровые, сбытовые процессы на предприятии);

• степень автоматизации информационных процессов (от ручной информационной системы до полной автоматизации управленческого процесса).

Существует классификация и по информационным критериям. Она проводится по следующим признакам:

• характер обработки информации;

• масштаб и интеграция компонентов информационной

системы;

• информационно-технологическая архитектура

информационной системы.

По характеру обработки информациии сложности алгоритмов обработки информационные системы принято делить на два больших класса: