Тема 2. Информационные системы управления (ИСУ)
В истории вычислительной техники можно проследить две основных области использования ИС:
• для выполнения численных расчетов;
• для хранения и обработки больших объемов информации, связанных с процессами управления и принятия управленческих решений.
Вторая область применения привела к созданию информационных систем в различных областях практики. Но информационная система управления – это, прежде всего, система, т.е. комплекс взаимосвязанных средств, выступающих как единое целое.
Каждая система характеризуется структурой, входными и выходными потоками, целью и ограничениями, законом функционирования.
В системном аспекте информационная система управления (ИС) – это единый, целостный программно-аппаратный комплекс, предназначенный для автоматизированного сбора, обработки, хранения и выдачи информации.
Рассмотрим понятие «информационная система управления». Информационная система управления – это «совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений». Обычно ИС управления имеют дело с большими объемами информации, которая имеет достаточно сложную структуру. Классическими примерами информационных систем управления экономическими объектами являются банковские системы, системы бухгалтерского учета, системы сбыта и др. ИС управления всегда специализируется на информации из определенной области реального мира: экономики, техники, медицины и т.д. Часть реального мира, отображаемая в ИС управления, называется предметной областью.
В качестве предметной области может выступать все предприятие (фирма) или отдельный самостоятельный объект управления в системе предприятия (финансы, сбыт, производство, бухгалтерский учет, технологические и социальные процессы).
Экономические ИС управления - это ИС, предметной областью которых является экономика, а объектом управления является экономическая сфера предприятия.
Внутри экономической системы можно выделить локальные информационные подсистемы управления, например, сбыт продукции. В этом случае предметной областью будут все операции связанные со сбытом продукции, а объектом управления – система сбыта предприятия (служба маркетинга).
Следовательно, информационный поток всегда ограничен конкретной предметной областью (финансы, производство, сбыт, персонал). В экономической информационной подсистеме управления (например, в системе сбыта предприятия) носителями информационных потоков могут быть следующие документы:
• договора;
• финансовый план предприятия;
• планы производства;
• цеховые накладные;
• товарно-транспортные накладные;
• платежные поручения;
• счет и т.д.
Функциональная структура информационной системы управления представляет собой совокупность компонентов:
подсистем, комплексов задач, процедур обработки информации, определяющих последовательность и условия их выполнения. Внедрение информационных систем управления производится с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности объекта за счет не только обработки и хранения рутинной информации, автоматизации конторских работ, но и за счет принципиально новых методов управления.
Эти методы основаны на моделировании действий специалистов организации при принятии решений, использовании современных средств коммуникаций (электронная почта, телеконференции), глобальных и локальных вычислительных сетей.
Классификация информационных систем
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования объекта управления и его организации, степени автоматизации управления.
• Базовыми классификационными признаками
информационных систем управления являются: уровень в системе управления (например, федеральный, региональный, муниципальный);
• область функционирования объекта управления
(экономическая, социальная и иные сферы функционирования);
• виды процессов управления (технологические,
экономические, кадровые, сбытовые процессы на предприятии);
• степень автоматизации информационных процессов (от ручной информационной системы до полной автоматизации управленческого процесса).
Существует классификация и по информационным критериям. Она проводится по следующим признакам:
• характер обработки информации;
• масштаб и интеграция компонентов информационной
системы;
• информационно-технологическая архитектура
информационной системы.
По характеру обработки информациии сложности алгоритмов обработки информационные системы принято делить на два больших класса: