Учебно-тематический план дисциплины
Организационно-методический раздел
Цели и задачи дисциплины
Основной целью преподавания дисциплины «Информационные технологии управления» является формирование компетентности студентов как составляющей профессиональной управленческой компетентности работника муниципальной сферы.
Достижение цели реализуется решением следующих задач:
– формирование у студентов научного мировоззрения, позволяющего осуществлять системный переход к анализу информационных процессов и явлений в управлении предприятия в современных условиях с использованием ПК;
– обеспечение студентов системой знаний в сфере информатики и информационных технологий, необходимых им в профессиональной деятельности;
– формирование у студентов информационной культуры для успешной профессиональной деятельности и самосовершенствования,
– применение полученных знаний для повышения эффективности и решения профессиональных задач;
- сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
- построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
- создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
- подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности предприятия;
формирование умений проводить анализ информационного обеспечения предприятия.
2.Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Информационные технологии управления» относится к «Математическому, естественнонаучному» циклу дисциплин (Блок Б2) .
Опирается на знания, полученные в ходе изучения школьного курса математика и дисциплины «Информатика».
Всего на изучение дисциплины отводится 7 з.е. (252часа). Форма промежуточной аттестации – экзамен.
3.Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК 8, ПК-5, ПК-14, ПК 26, ПК 27 , ПК-31.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
Ø основные положения«Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (Утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным 7 февраля 2008 г., № Пр-212) (ОК- 8);
Ø основные способы и средства информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);
Уметь:
Ø составлять, учитывать, хранить, защищать, передавать служебную документацию в соответствии с требованиями документооборота (ПК-14);
Ø применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26);
Ø использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-26);
Ø использовать технологии защиты информации (ПК 27);
Ø анализировать и оценивать социально-значимые процессы, владеть методами количественного анализа и моделирования (ОК 8).
Владеть:
Ø основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8)
Ø способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);
Ø способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31).
4. Структура и содержание дисциплины
Всего учебным планом на изучение дисциплины «Информационные технологии управления» отводится 7 зачетных единиц (252 часа). Промежуточная форма контроля - экзамен. Распределение отведённого времени по видам занятий представлено в приведённой ниже Таблице 1.
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | |
II семестр | III семестр | ||
Аудиторные занятия (всего) | 96 часов | ||
В том числе: | |||
Лекции | 40 часов | 24 часа | 16 часов |
Практические занятия (всего) | 56 часов | 30 часов | 26 часов |
Из них: | |||
Лабораторные работы | |||
Решение задач | |||
Контрольное тестирование | |||
Самостоятельная работа (всего) | 120 часов | ||
В том числе: | |||
Самостоятельное изучение рекомендованной учебной литературы | |||
Подготовка к практическим занятиям | |||
Выполнение контрольной работы | Контр. раб. | ||
Вид промежуточной аттестации | Экзамен | ||
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы | 252 часа | ||
№ | Наименование разделов и тем | Аудиторные часы | Самостоятельная работа (формы, часы) | Интерактивные формы обучения | Формы текущего, промежуточного контроля | |||
Лекции | Практические занятия | Контрольное тестирование | Всего | |||||
1. | Информационный процесс. Этапы и уровни информационного процесса | Изуч. литер. | Пров. РТ | |||||
2. | Информационные системы управления (ИСУ) | Изуч. литер. Вып.лаб.раб. | Пров. Лаб.раб. | |||||
3. | Информационные технологии | Изуч. литер. | Пров. РТ Тестир. | |||||
4. | Информационное обеспечение и информационная система | Изуч. литер. Подг. к практ. | Пров. Лаб.раб | |||||
5. | Программное обеспечение в структуре информационных технологий управления (обзор прикладных программ) | Изуч. литер. Решение задач | Пров. Лаб.раб | |||||
6. | Информационные технологии управления | Изуч. Литер. Вып.лаб.раб. | Пров. Лаб.раб. | |||||
7. | Информационно-справочные правовые системы | Изуч. литер. Вып.лаб.раб. | Пров. Лаб.раб | |||||
8. | Информационные технологии электронной коммерции | Изуч. литер. Вып.лаб.раб. | Пров. Лаб.раб | |||||
ИТОГО |
Содержание тем дисциплины
№ п/п | Наименование раздела, темы дисциплины | Номер формируемой компетенции | Содержание раздела, темы |
1. | Информационный процесс. Этапы и уровни информационного процесса | ОК- 8 | Понятие информационного процесса. Взаимосвязь этапов и уровней информационного процесса. Концептуальный уровень представления информационных процессов. Логический уровень представления информационных процессов. Физический уровень представления информационных процессов. |
2. | Информационные системы управления (ИСУ) | ОК- 8, ПК-14 | Информационные системы управления (ИСУ). Классификация ИСУ. Обеспечивающие подсистемы ИСУ. Жизненный цикл информационной системы управления. Эффективность ИСУ. Пользователи ИСУ |
3. | Информационные технологии | ПК-31 | Информационные технологии. Классификация. Федеральная целевая программа «Электронная Россия». |
4. | Информационное обеспечение и информационная система | ПК-26, ПК-27 | Информационное обеспечение, система показателей, классификации и кодирование. Схемы информационных потоков, документопотоки. Варианты организации информационного обеспечения |
5. | Программное обеспечение в структуре информационных технологий управления (краткий обзор прикладных программ) | ОК-8, ПК-14 | Основные пакеты прикладных программ. Программы финансового анализа. Программы автоматизации банковской деятельности. Программы автоматизации управленческой деятельности организаций. Программы автоматизации малого бизнеса. Программы формирования баз данных. |
6. | Информационные технологии управления | ПК-14, ПК-31 | Организационно-экономическая сущность задач управления персоналом. Основные задачи управления персоналом и их решение на базе программы «АиТ:\ «Управление персоналом». |
7. | Информационно-справочные правовые системы | ПК-31 | Классификация информационно-справочных правовых систем. Отраслевые справочные системы в области норм, правил, стандартов. Электронные правовые справочники. Электронные обучающие правовые системы |
8. | Информационные технологии электронной коммерции | ОК-8, ПК-26 | Роль информации в электронном бизнесе. Понятие, история развития и структура рынка информационных продуктов и услуг. Понятие электронной коммерции. Технологии защищенной связи и защиты данных в электронной коммерции. Системы электронных платежей, цифровые деньги. Решение экономических задач |
Содержание практических и семинарских занятий
№ п/п | Номер темы дисциплины | Тема практического занятия, семинарского занятия и др., содержание занятия | Задания для подготовки студентов к занятию |
1. | Темы 3-4. | Т.3 Информационные технологии. Т.4 Информационное обеспечение и информационная система. Время проведения: 3 часа. Лабораторная работа: Работа с базами данных в MSAccess. Базы данных как способ хранения и обработки информации играют в настоящее время огромную роль. В процессе выполнения лабораторной работы студенты должны освоить табличный процессор MS Access как мощный инструмент, позволяющий работать с данными в небольших базах данных или с выборкой записей из крупных баз данных. | Изучить соответствующий теоретический материал (темы 3-4 конспекта лекций). Изучить доп.литературу [1], [3]. В процессе выполнения лабораторной работы студент должен освоить систему управления базами данных на примере создания базы данных с помощью пакета MS Access. Методика создания БД (см.папку «Практическое занятие 1»). |
2. | Тема 5. | Программное обеспечение в структуре информационных технологий управления (краткий обзор прикладных программ). Время проведения: 4 часа. Лабораторная работа:Решение задач целочисленного программирования. Решение задач линейного программирования. В процессе выполнения работы студенты должны научиться решать оптимизационные задачи, которые возникают в связи с многочисленностью возможных вариантов функционирования конкретного экономического объекта, когда возникает ситуация выбора варианта, наилучшего по некоторому правилу, критерию, характеризуемому соответствующей целевой функцией (например, иметь минимум затрат, максимум продукции). | Изучить соответствующий теоретический материал (тема 5 конспекта лекций). В процессе выполнения лабораторной работы студент должен научиться составлять экономико-математические модели для решения задач оптимизации: задачи линейного программирования, задачи целочисленного программирования, целочисленного программирования. Методика работы изложена (см.папаку «Практическое занятие 2».) Выполнить КР согласно своему варианту. |
3. | Тема 6. | Информационные технологии управления. Время проведения: 4 часа. Лабораторная работа:Организация расчетов в табличном процессоре MS Excel. Построение трендовой модели. Изучение технологии организации расчетов в таблицах MS Excel на примере подсчета котировок курса доллара. Анализ данных. Построение трендовой модели. Проверка адекватности модели. | Изучить соответствующий теоретический материал (тема 6 конспекта лекций). Научиться анализировать данные, полученные эмпирическим путем. Изучить способы построения трендовой модели. Научиться прогнозировать данные, опираясь на аналитические расчеты. Методика работы изложена (см.папаку «Практическое занятие 3». |
4. | Тема 7. | Информационно-справочные правовые системы. Время проведения: 3 часа. Лабораторная работа: Работа в справочно-правовой системе Консультант-Плюс. Во время проведения практических занятий студент должен ознакомиться со справочно-правовой системой КонсультантПлюс, который открывает доступ к самым разным типам правовой информации: от нормативных актов, материалов судебной практики, комментариев, законопроектов, финансовых консультаций, схем отражения операций в бухучете до бланков отчетности и узкоспециальных документов. | Изучить соответствующий теоретический материал (тема 7 конспекта лекций). Студент должен ознакомиться со справочно-правовой системой КонсультантПлюс и выполнить контрольные задания (см. папку «Практическое занятие 4»). |