Учебно-тематический план дисциплины

Организационно-методический раздел

 

Цели и задачи дисциплины

Основной целью преподавания дисциплины «Информационные технологии управления» является формирование компетентности студентов как составляющей профессиональной управленческой компетентности работника муниципальной сферы.

Достижение цели реализуется решением следующих задач:

– формирование у студентов научного мировоззрения, позволяющего осуществлять системный переход к анализу информационных процессов и явлений в управлении предприятия в современных условиях с использованием ПК;

– обеспечение студентов системой знаний в сфере информатики и информационных технологий, необходимых им в профессиональной деятельности;

– формирование у студентов информационной культуры для успешной профессиональной деятельности и самосовершенствования,

– применение полученных знаний для повышения эффективности и решения профессиональных задач;

- сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;

- построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;

- создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;

- подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности предприятия;

формирование умений проводить анализ информационного обеспечения предприятия.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Информационные технологии управления» относится к «Математическому, естественнонаучному» циклу дисциплин (Блок Б2) .

Опирается на знания, полученные в ходе изучения школьного курса математика и дисциплины «Информатика».

Всего на изучение дисциплины отводится 7 з.е. (252часа). Форма промежуточной аттестации – экзамен.

 


3.Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК 8, ПК-5, ПК-14, ПК 26, ПК 27 , ПК-31.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

Ø основные положения«Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (Утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным 7 февраля 2008 г., № Пр-212) (ОК- 8);

Ø основные способы и средства информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

Уметь:

Ø составлять, учитывать, хранить, защищать, передавать служебную документацию в соответствии с требованиями документооборота (ПК-14);

Ø применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26);

Ø использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-26);

Ø использовать технологии защиты информации (ПК 27);

Ø анализировать и оценивать социально-значимые процессы, владеть методами количественного анализа и моделирования (ОК 8).

Владеть:

Ø основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8)

Ø способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);

Ø способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31).

 

4. Структура и содержание дисциплины

 

Всего учебным планом на изучение дисциплины «Информационные технологии управления» отводится 7 зачетных единиц (252 часа). Промежуточная форма контроля - экзамен. Распределение отведённого времени по видам занятий представлено в приведённой ниже Таблице 1.

 

Таблица 1

  Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
II семестр III семестр
Аудиторные занятия (всего) 96 часов
В том числе:      
Лекции 40 часов 24 часа 16 часов
Практические занятия (всего) 56 часов 30 часов 26 часов
Из них:      
Лабораторные работы    
Решение задач    
Контрольное тестирование    
       
Самостоятельная работа (всего) 120 часов    
В том числе:      
Самостоятельное изучение рекомендованной учебной литературы    
Подготовка к практическим занятиям    
Выполнение контрольной работы   Контр. раб.
Вид промежуточной аттестации     Экзамен
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы 252 часа    
   

 

 


Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самостоятельная работа (формы, часы) Интерактивные формы обучения Формы текущего, промежуточного контроля
Лекции Практические занятия Контрольное тестирование Всего
1. Информационный процесс. Этапы и уровни информационного процесса   Изуч. литер. Пров. РТ  
2. Информационные системы управления (ИСУ)   Изуч. литер. Вып.лаб.раб. Пров. Лаб.раб.
3. Информационные технологии   Изуч. литер. Пров. РТ Тестир.
4. Информационное обеспечение и информационная система   Изуч. литер. Подг. к практ. Пров. Лаб.раб
5. Программное обеспечение в структуре информационных технологий управления (обзор прикладных программ)   Изуч. литер. Решение задач Пров. Лаб.раб
6. Информационные технологии управления   Изуч. Литер. Вып.лаб.раб. Пров. Лаб.раб.
7. Информационно-справочные правовые системы   Изуч. литер. Вып.лаб.раб. Пров. Лаб.раб
8. Информационные технологии электронной коммерции   Изуч. литер. Вып.лаб.раб. Пров. Лаб.раб
  ИТОГО  

 

Содержание тем дисциплины

 

  № п/п   Наименование раздела, темы дисциплины   Номер формируемой компетенции   Содержание раздела, темы
1.   Информационный процесс. Этапы и уровни информационного процесса   ОК- 8 Понятие информационного процесса. Взаимосвязь этапов и уровней информационного процесса. Концептуальный уровень представления информационных процессов. Логический уровень представления информационных процессов. Физический уровень представления информационных процессов.  
2. Информационные системы управления (ИСУ) ОК- 8, ПК-14 Информационные системы управления (ИСУ). Классификация ИСУ. Обеспечивающие подсистемы ИСУ. Жизненный цикл информационной системы управления. Эффективность ИСУ. Пользователи ИСУ
3. Информационные технологии ПК-31 Информационные технологии. Классификация. Федеральная целевая программа «Электронная Россия».  
4. Информационное обеспечение и информационная система ПК-26, ПК-27 Информационное обеспечение, система показателей, классификации и кодирование. Схемы информационных потоков, документопотоки. Варианты организации информационного обеспечения
5. Программное обеспечение в структуре информационных технологий управления (краткий обзор прикладных программ) ОК-8, ПК-14 Основные пакеты прикладных программ. Программы финансового анализа. Программы автоматизации банковской деятельности. Программы автоматизации управленческой деятельности организаций. Программы автоматизации малого бизнеса. Программы формирования баз данных.
6. Информационные технологии управления ПК-14, ПК-31 Организационно-экономическая сущность задач управления персоналом. Основные задачи управления персоналом и их решение на базе программы «АиТ:\ «Управление персоналом».
7. Информационно-справочные правовые системы ПК-31 Классификация информационно-справочных правовых систем. Отраслевые справочные системы в области норм, правил, стандартов. Электронные правовые справочники. Электронные обучающие правовые системы
8. Информационные технологии электронной коммерции ОК-8, ПК-26 Роль информации в электронном бизнесе. Понятие, история развития и структура рынка информационных продуктов и услуг. Понятие электронной коммерции. Технологии защищенной связи и защиты данных в электронной коммерции. Системы электронных платежей, цифровые деньги. Решение экономических задач

 

Содержание практических и семинарских занятий

№ п/п Номер темы дисциплины Тема практического занятия, семинарского занятия и др., содержание занятия   Задания для подготовки студентов к занятию
1. Темы 3-4. Т.3 Информационные технологии. Т.4 Информационное обеспечение и информационная система. Время проведения: 3 часа. Лабораторная работа: Работа с базами данных в MSAccess. Базы данных как способ хранения и обработки информации играют в настоящее время огромную роль. В процессе выполнения лабораторной работы студенты должны освоить табличный процессор MS Access как мощный инструмент, позволяющий работать с данными в небольших базах данных или с выборкой записей из крупных баз данных.   Изучить соответствующий теоретический материал (темы 3-4 конспекта лекций). Изучить доп.литературу [1], [3]. В процессе выполнения лабораторной работы студент должен освоить систему управления базами данных на примере создания базы данных с помощью пакета MS Access. Методика создания БД (см.папку «Практическое занятие 1»).  
2. Тема 5. Программное обеспечение в структуре информационных технологий управления (краткий обзор прикладных программ). Время проведения: 4 часа. Лабораторная работа:Решение задач целочисленного программирования. Решение задач линейного программирования. В процессе выполнения работы студенты должны научиться решать оптимизационные задачи, которые возникают в связи с многочисленностью возможных вариантов функционирования конкретного экономического объекта, когда возникает ситуация выбора варианта, наилучшего по некоторому правилу, критерию, характеризуемому соответствующей целевой функцией (например, иметь минимум затрат, максимум продукции). Изучить соответствующий теоретический материал (тема 5 конспекта лекций). В процессе выполнения лабораторной работы студент должен научиться составлять экономико-математические модели для решения задач оптимизации: задачи линейного программирования, задачи целочисленного программирования, целочисленного программирования. Методика работы изложена (см.папаку «Практическое занятие 2».) Выполнить КР согласно своему варианту.
3. Тема 6. Информационные технологии управления. Время проведения: 4 часа. Лабораторная работа:Организация расчетов в табличном процессоре MS Excel. Построение трендовой модели.   Изучение технологии организации расчетов в таблицах MS Excel на примере подсчета котировок курса доллара. Анализ данных. Построение трендовой модели. Проверка адекватности модели. Изучить соответствующий теоретический материал (тема 6 конспекта лекций). Научиться анализировать данные, полученные эмпирическим путем. Изучить способы построения трендовой модели. Научиться прогнозировать данные, опираясь на аналитические расчеты. Методика работы изложена (см.папаку «Практическое занятие 3».  
4. Тема 7. Информационно-справочные правовые системы. Время проведения: 3 часа. Лабораторная работа: Работа в справочно-правовой системе Консультант-Плюс. Во время проведения практических занятий студент должен ознакомиться со справочно-правовой системой КонсультантПлюс, который открывает доступ к самым разным типам правовой информации: от нормативных актов, материалов судебной практики, комментариев, законопроектов, финансовых консультаций, схем отражения операций в бухучете до бланков отчетности и узкоспециальных документов. Изучить соответствующий теоретический материал (тема 7 конспекта лекций). Студент должен ознакомиться со справочно-правовой системой КонсультантПлюс и выполнить контрольные задания (см. папку «Практическое занятие 4»).