VI. Итог урока.
V. Закрепление темы. Творческая работа учащихся.
– Ребята, от каждого из нас зависит, будет ли жить на Земле такое разнообразие растений и животных, потому что каждый из нас является частью одного общего дома, одной семьи, имя которой ПРИРОДА.
А как вы думаете, что надо для того, чтобы бережно относиться к природе, чтобы ее охранять?
(Дети придумывают правила поведения в природе, учитель вывешивает таблички со знаками охраны природы.)
► В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать травянистые растения.
► Лекарственные растения собирай в тех местах, где их много. Растения с семенами обязательно оставляй.
► Не рви для букетов цветы лесных и полевых растений. Лучше составь букет из цветов, выращенных людьми.
► Не ломай ветки деревьев и кустов, не выкапывай саженцы молодых деревьев.
► Май и июнь месяц тишины. Не пугай животных, не подходи близко к гнёздам, не бери в руки яиц и птенцов. Иначе птицы покинут гнёзда.
► Если у тебя есть собака, не бери её в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
►Обязательно собирай плоды и семена, чтобы подкармливать птиц зимой. Летом устанавливай поилки и меняй воду.
► Не разжигай в лесу костёр. Он может стать причиной лесного пожара, от которого погибнут растения и животные.
►В лесу, в парке, на лугу будь аккуратным, не оставляй после себя мусор.
А вот Незнайка придумал свои правила поведения:
Эй, послушайте, друзья! На деревья лезу я!
Буду с белками играть, буду сучья я срубать!
Если вдруг найду гнездо – разорю я и его!
Будет мне на обед из яиц этих омлет.
Ну а птицы – подождут, яйца новые снесут!
На своей тропинке встретил ты лягушку или жабу?
Бей ее скорей камнями и с дороги прогони!
Пусть страшилище уходит. Нечего ей больше делать!
От нее ведь мало проку: только квакать и скакать!
В лес однажды я пошел и детеныша нашел.
Я домой его принес, чтобы он со мною рос.
Я ведь так его люблю! Я и маму заменю!
Ну и что, что ждут его! Проживут и без него!
Вырастет когда большой, в лес тогда и отпущу.
Пусть тогда он и увидит маму, братьев и сестер.
На привале соберем ветки и иголки,
Палки, бревна принесем – заберем у волка.
Будем пламя разжигать, ставить кипятильник,
Ну а мусор мы кидать будем в муравейник.
Все бутылки раскидаем, банки к дереву поставим.
Пусть облизывают звери, что мы с вами не доели.
Нам не нужен мусор тут, пусть себе его берут!
– В чем у него ошибка? Исправьте его. (Ответы детей.)
Сегодня мы с вами говорили о редких растениях и животных, о тех которые занесены в Красную книгу, о том, что человек должен заботиться обо всем том, что его окружает – это лес, вода, почва, растения, птицы, животные, это все – наша Родина. И я хочу закончить урок стихотворением В. Орловой «Родное» (кассета с голосами).
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня.
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною –
Это все мое, родное!