IV. Изучение нового материала

III. Сообщение темы урока.

II. Введение в тему урока.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

– Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о природе нашего края, и вы сможете собрать коллекцию редких растений и животных. А начнем мы со стихотворения С.Е. Лившица «Лесные фантазии».

 

Мы вчера ходили в лес –

Удивились от чудес!..

Отыскав надежный сук,

Натянул гамак паук, (показ фото)

Солнце плюхнулось в гамак

И не вылезет никак.

Мы и рады бы помочь,

Только это нам невмочь...

А потом раздался стук:

«Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!»

Кто-то весело, в охотку,

Приколачивал подметку

Или, может быть, каблук...

Мы пошли на этот звук.

Оказалось, это дятел (показ фото)

Белкам хатку конопатил,

Чтобы в щели не текло,

Чтобы стало в ней тепло...

 

– О каких животных и птицах говорится в этом стихотворении?

– А каких обитателей нашего леса вы еще знаете?

Дети называют животное – картинка вывешивается на доску.

– Откроем теперь свою рабочую тетрадь

Работа с тетрадью.

– Назовите животных, которые здесь изображены. (Рысь, бабочка «парусник», ящерица)

– А знаете ли вы, ребята, как человек влияет на природу, на все то, что нас окружает? (Ответы детей.)

– А как вы думаете, почему здесь изображена книга? (Ответы детей.)

– Многие растения и животные занесены в Красную книгу. А названа она так потому, что красный цвет – это знак тревоги, знак опасности, знак, призывающий нас обратить внимание на что-то очень важное. А это те растения и животные, которые нуждаются в помощи и защите человека. И поэтому мы сегодня поговорим о том, что нужно бережно относиться к природе, как надо защищать и оберегать растения, птиц и животных, чтобы они не попали в такую Красную книгу.

– У каждого человека есть свой дом. И свой дом он защищает от недругов. Как? (Ответы детей.)

– И у зверей и птиц тоже есть свой дом.

 

1. Работа с иллюстрациями.

– Рассмотрите рисунки животных и назовите его жилище. Соединяем линиями название животного с его местом обитания.

– А как вы думаете, ребята, животные защищают свои жилища? Как? (Ответы детей.)

– Но все равно, тот, кто сильнее может разрушить этот дом, и тогда животное, птица, насекомое или растение погибает. И таких случаев по вине людей, к сожалению, становится все больше и больше. Многие животные, которые нуждаются в нашей защите, занесены в Красную книгу Украины. На территории Донецкой области находятся заповедники Заповедная степь «Ларинская»

– Ребята, как вы думаете, что такое заповедник? (Ответы детей.)

– Заповедник – это территория, находящаяся под охраной, где запрещена охота на животных и птиц, где нельзя собирать ни цветы, ни травы, запрещена вырубка деревьев, где необходимо не нарушать покой растений и животных. Благодаря заботам ученых и работников заповедников редкие виды животных и растений сохраняются и продолжают жить и радовать людей.

– Как вы думаете, только ли этих животных и эти растения надо охранять и почему? (Ответы детей.)

– Человек иногда забывает о бережном отношении к природе. Он хочет слишком много от нее получить: природные богатства, лес, ценный мех зверей, рыбу, мясо животных и птиц, и никакой взамен благодарности. А ведь в природе все взаимосвязано. Загрязняя реки и озера, пруды, море, лес и почву отходами, люди вредят всему живому дому: и растениям, и животным, и самому себе, т.к. он сам часть этой природы. Поэтому многим растениям и животным угрожает опасность. Человек, думая о своей выгоде, уничтожает то, что необходимо сохранить, что создавалось природой веками и тысячелетиями.

2. Физкультминутка

– Встали все из-за парт ровненько. Сейчас мы поиграем и вспомним тех животных, которые живут у нас на Кубани. Если это животное у нас встречается, – то хлопаем в ладоши, если нет – хлопать не надо.

белый медведь чайка

сова тюлень

дельфин тигр

барсук рысь

сойка полярная сова

слон кабан

зубр косуля