IV. Изучение нового материала
III. Сообщение темы урока.
II. Введение в тему урока.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
– Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о природе нашего края, и вы сможете собрать коллекцию редких растений и животных. А начнем мы со стихотворения С.Е. Лившица «Лесные фантазии».
Мы вчера ходили в лес –
Удивились от чудес!..
Отыскав надежный сук,
Натянул гамак паук, (показ фото)
Солнце плюхнулось в гамак
И не вылезет никак.
Мы и рады бы помочь,
Только это нам невмочь...
А потом раздался стук:
«Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!»
Кто-то весело, в охотку,
Приколачивал подметку
Или, может быть, каблук...
Мы пошли на этот звук.
Оказалось, это дятел (показ фото)
Белкам хатку конопатил,
Чтобы в щели не текло,
Чтобы стало в ней тепло...
– О каких животных и птицах говорится в этом стихотворении?
– А каких обитателей нашего леса вы еще знаете?
Дети называют животное – картинка вывешивается на доску.
– Откроем теперь свою рабочую тетрадь
Работа с тетрадью.
– Назовите животных, которые здесь изображены. (Рысь, бабочка «парусник», ящерица)
– А знаете ли вы, ребята, как человек влияет на природу, на все то, что нас окружает? (Ответы детей.)
– А как вы думаете, почему здесь изображена книга? (Ответы детей.)
– Многие растения и животные занесены в Красную книгу. А названа она так потому, что красный цвет – это знак тревоги, знак опасности, знак, призывающий нас обратить внимание на что-то очень важное. А это те растения и животные, которые нуждаются в помощи и защите человека. И поэтому мы сегодня поговорим о том, что нужно бережно относиться к природе, как надо защищать и оберегать растения, птиц и животных, чтобы они не попали в такую Красную книгу.
– У каждого человека есть свой дом. И свой дом он защищает от недругов. Как? (Ответы детей.)
– И у зверей и птиц тоже есть свой дом.
1. Работа с иллюстрациями.
– Рассмотрите рисунки животных и назовите его жилище. Соединяем линиями название животного с его местом обитания.
– А как вы думаете, ребята, животные защищают свои жилища? Как? (Ответы детей.)
– Но все равно, тот, кто сильнее может разрушить этот дом, и тогда животное, птица, насекомое или растение погибает. И таких случаев по вине людей, к сожалению, становится все больше и больше. Многие животные, которые нуждаются в нашей защите, занесены в Красную книгу Украины. На территории Донецкой области находятся заповедники Заповедная степь «Ларинская»
– Ребята, как вы думаете, что такое заповедник? (Ответы детей.)
– Заповедник – это территория, находящаяся под охраной, где запрещена охота на животных и птиц, где нельзя собирать ни цветы, ни травы, запрещена вырубка деревьев, где необходимо не нарушать покой растений и животных. Благодаря заботам ученых и работников заповедников редкие виды животных и растений сохраняются и продолжают жить и радовать людей.
– Как вы думаете, только ли этих животных и эти растения надо охранять и почему? (Ответы детей.)
– Человек иногда забывает о бережном отношении к природе. Он хочет слишком много от нее получить: природные богатства, лес, ценный мех зверей, рыбу, мясо животных и птиц, и никакой взамен благодарности. А ведь в природе все взаимосвязано. Загрязняя реки и озера, пруды, море, лес и почву отходами, люди вредят всему живому дому: и растениям, и животным, и самому себе, т.к. он сам часть этой природы. Поэтому многим растениям и животным угрожает опасность. Человек, думая о своей выгоде, уничтожает то, что необходимо сохранить, что создавалось природой веками и тысячелетиями.
2. Физкультминутка
– Встали все из-за парт ровненько. Сейчас мы поиграем и вспомним тех животных, которые живут у нас на Кубани. Если это животное у нас встречается, – то хлопаем в ладоши, если нет – хлопать не надо.
белый медведь чайка
сова тюлень
дельфин тигр
барсук рысь
сойка полярная сова
слон кабан
зубр косуля