Закрепление и осмысление знаний учащихся
Первичное восприятие учебного материала
Сообщение темы и целей урока
Вы уже убедились, что окружающий мир разнообразен. Сравните маленький камешек и кленовый листочек, яркий цветок и капельку росы. Одни предметы могут меняться, а другие остаются неизменными всю жизнь. Природа бывает живая и неживая.
Сегодня мы с вами узнаем, чем отличается живая природа от неживой.
Ознакомление с живой и неживой природой. В ходе объяснения учитель заполняет на доске заранее подготовленную таблицу. Для ее заполнения можно использовать предметные рисунки или таблички со словами, если в классе есть дети, смогут их прочитать.
ПРИРОДА |
НЕЖИВАЯ |
Солнце, Луна, звезды, вода, воздух, почва |
Растения, животные, люди |
ЖИВАЯ |
Природа бывает неживая и живая. Солнце, луна, звезды, вода, воздух, почва, камни — это неживая природа. Человек, животные, растения, грибы и микробы — это живая природа.
Чем же отличается живое от неживого? Предметы живой природы могут двигаться, по крайней мере, частью своего тела, могут расти, дышать, питаться, размножаться, оставлять потомство, умирать.
Между живой и неживой природой существует тесная связь. Человек, растения, животные не могут жить без неживой природы. Для их жизни необходимы воздух, вода, почва, солнце, которое дает свет и тепло. Но и живая природа влияет на неживую. Например, растения очищают воздух от вредных веществ. Растения и животные также связаны между собой. Для многих животных растения являются основной пищей. Многие животные распространяют плоды и семена растений.
Мы, люди, тоже относимся к живой природе. Природа — наш общий дом. Поэтому мы должны беречь все, что нас окружает: деревце, травку, цветок, каждую птичку, насекомое, зверюшку. Без всего этого будет пусто на земле, нас также не будет.
— Рассмотрите схему на доске. Приведите свои примеры представителей неживой и живой природы.
1. Работа с учебником
2. Дидактическая игра «Живое — неживое»
Цель игры — установление различий между предметами живой и неживой природы. Среди карточек с предметными рисунками дети должны выбрать предметы живой и неживой природы и объяснить, почему этот предмет относится к той или иной группе. Уточняя ответы, учитель еще раз подчеркивает, что характерными признаками живого является то, что оно рождается, питается, растет, дышит, развивается, размножается и отмирает.
Блиц-опрос.
Учитель называет или показывает предметный рисунок с изображением объекта живой или неживой природы. Дети сигнальными карточками показывают, к какой природе относится этот объект. (Зеленый кружочек — живая природа, синий кружочек — неживая природа.)