Закрепление и осмысление знаний учащихся

Первичное восприятие учебного материала

Сообщение темы и целей урока

Вы уже убедились, что окружающий мир разнообразен. Сравните маленький камешек и кленовый листочек, яркий цветок и капельку росы. Одни предметы могут меняться, а другие остаются неизменными всю жизнь. Природа бывает живая и неживая.

Сегодня мы с вами узнаем, чем отличается живая природа от не­живой.

Ознакомление с живой и неживой природой. В ходе объяснения учитель заполняет на доске заранее подготов­ленную таблицу. Для ее заполнения можно использовать предметные рисунки или таблички со словами, если в классе есть дети, смогут их прочитать.

ПРИРОДА
НЕЖИВАЯ
Солнце, Луна, звезды, вода, воздух, почва  
Растения, животные, люди  
ЖИВАЯ

 

 


Природа бывает неживая и живая. Солнце, луна, звезды, вода, воз­дух, почва, камни — это неживая природа. Человек, животные, рас­тения, грибы и микробы — это живая природа.

Чем же отличается живое от неживого? Предметы живой природы могут двигаться, по крайней мере, частью своего тела, могут расти, ды­шать, питаться, размножаться, оставлять потомство, умирать.

Между живой и неживой природой существует тесная связь. Че­ловек, растения, животные не могут жить без неживой природы. Для их жизни необходимы воздух, вода, почва, солнце, которое дает свет и тепло. Но и живая природа влияет на неживую. Например, расте­ния очищают воздух от вредных веществ. Растения и животные также связаны между собой. Для многих животных растения являются ос­новной пищей. Многие животные распространяют плоды и семена растений.

Мы, люди, тоже относимся к живой природе. Природа — наш об­щий дом. Поэтому мы должны беречь все, что нас окружает: деревце, травку, цветок, каждую птичку, насекомое, зверюшку. Без всего этого будет пусто на земле, нас также не будет.

— Рассмотрите схему на доске. Приведите свои примеры предста­вителей неживой и живой природы.

1. Работа с учебником

2. Дидактическая игра «Живое — неживое»

Цель игры — установление различий между предметами живой и неживой природы. Среди карточек с предметными рисунками дети должны выбрать предметы живой и неживой природы и объяснить, по­чему этот предмет относится к той или иной группе. Уточняя ответы, учитель еще раз подчеркивает, что характерными признаками живого является то, что оно рождается, питается, растет, дышит, развивается, размножается и отмирает.

Блиц-опрос.

Учитель называет или показывает предметный рисунок с изобра­жением объекта живой или неживой природы. Дети сигнальными карточками показывают, к какой природе относится этот объект. (Зеленый кружочек — живая природа, синий кружочек — неживая природа.)