Хром-тест 4 10 страница

[mccxvii] По утверждению Плутарха, спартанцы казнили человека только за то, что, нося рубище, он украсил его цветной полосой. Патриотизм спартанцев общеизвестен, а пурпур производился в Финикии.

[mccxviii] Во второй половине XVI века окончательно складывается тип траурной одежды: траурным цветом становится только Ч (раньше траурная одежда могла быть Ф, Сер, или Кор.). Траур в женской одежде сложился примерно в это же время. Он представлял собой сочетание Ч платья с Б вуалью (См.: Киреева Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до ХХ века. М., 1976. С. 84–86).

[mccxix] Кафтан из сукна «горохововго цвета» считался модным при франц. дворе в конце XVII века XVIII века (Костюм в России первой четверти XVIII века. Л.: ГЭ, 1984. С. 13).

[mccxx] «Рококо» (от франц. rococo — украшение в форме раковины) — элемент декора, характерный для этого стиля.

[mccxxi] Забозлаева Т. Б. Символика цвета. СПб., 1996. С. 16.

[mccxxii] «На нем треугольная шляпа и серый походный сюртук…» (М. Ю. Лермонтов).

[mccxxiii] Именно как все более усиливающееся противостояние «Севера» и «Востока», а не как название четвертного румба Nord-Ost.

[mccxxiv] Желтые тона женственности предполагают появление фиолетовых тонов мужественно-творческого выхода из этой сегодняшней нелепости бытия…

[mccxxv] Под влиянием цветного фона больше всего изменяются красный и зеленый цвета. Так, зеленый желтеет на голубом и синеет на оранжевом. Красный же на фиолетовом фоне кажется оранжевым, а на оранжевом приобретает характер фиолетово-пурпурного.

[mccxxvi] Фулканелли. Тайны готических соборов. М.: REFL-book, К., Ваклер, 1996. С. 91.

[mccxxvii] Цветообозначения льва практически во всех языках связаны со светло-желтым цветом. См. например: Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 325.

Примечания к 5 части

[mccxxviii] Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996. С. 208.

[mccxxix] Лестер Ирина. Зачем нам феминизм? // «Женщина Плюс…». 2002. № 3 (27). С. 13–15; Абарбанел Гейл, Ричман Глория. Жертва изнасилования // «Все люди — сестры». Бюллетень № 1–2. Петербургского Центра Гендерных Проблем. СПб., 1993. С. 106–124.

[mccxxx] Яньшин П. В. Эмоциональный цвет… С. 197–199.

[mccxxxi] Дорофеева Э. Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний // Психические заболевания. Л.: Медицина. С. 319–327.

[mccxxxii] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 55.

[mccxxxiii] Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 84.

[mccxxxiv] Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. С. 10.

[mccxxxv] Там же. С. 24.

[mccxxxvi] Лингвисты нередко смешивают понятия о светлоте и яркости. Последняя, по определению фотометрии, является характеристикой цветного света, а не цветовых образцов, цвет которых принято характеризовать понятием светлоты.

[mccxxxvii] Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 231–290.

[mccxxxviii] Kay P., McDaniel C. The linguistic sighificance of the meaning of basic colour terms // Language. 1978. V. 54. P. 629 (Цит. по: А. Вежбицкой, 1997. С. 238).

[mccxxxix] Категориальной универсалией цвета, согласно концепции Анны Вежбицкой, является цветовой фон природы. Так, по мнению этого исследователя, коричневые и рыжие цвета представляют культурный интерес, который безусловно связан с важностью почвы и скота в жизни человека и поэтому должны рассматриваться в контексте зрительной релевантности таких пространств (конструктов), как небо (чаще всего голубое), море (чаще всего синее), земля, покрытая травой (обычно зеленой), земля, покрытая снегом (белым) и голая земля (обычно коричневая). Однако этой концепции противоречат по меньшей мере три положения. Во-первых, голая земля не всегда является черноземом, так нередко встречаются и красноземы, и желтоземы, и песчаники. Во-вторых, человек чаще обращает внимание на фигуру на каком-то фоне, чем на фон за кокой-то фигурой. Внутренние универсалии для фигуры (компоненты интеллекта и времени) достаточно детально представлены в работах по хроматизму. И в-третьих, материалы, к примеру, чукотского языка показывают, что с подобного рода предметными цветовыми универсалиями связаны названия лишь для желтых, зеленых и синих тонов, тогда как обозначения для белого, черного и красного цветов не выводятся из названий и поэтому не связываются с какими-либо из перечисленных универсалий (Шемякин Ф. Н. К проблеме словесных и чувственных обобщений (на материалах названий цвета в чукотском языке) // Изв. Ак. Педагог. наук РСФСР. М., 1960. Вып. 113. С. 75).

[mccxl] Здесь, правда, следует учесть, что в лингвистике под означаемым нередко имеют в виду не реальный предмет, а соответствующий концепт или понятие, что, вообще говоря, снимало бы сам предмет дискуссии, если бы обсуждение велось исключительно в пределах лингвистического анализа и не переставляло акценты в основах хроматизма.

[mccxli] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 56.

[mccxlii] Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 125.

[mccxliii] См., к примеру, коллективную монографию (Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990).

[mccxliv] Иное дело, если это слово сопоставляется с материальным объектом, например, с краской, о чем в данном случае речи не идет.

[mccxlv] Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара, 1996. §5.4.

[mccxlvi] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. Часть 3.

[mccxlvii] Это подтверждается феноменом образования образ-концепта, в котором смысл образа (концепт) принципиально не отделим от образа (апертурного цвета). Об этом размышлял еще Витгенштейн в § 239 Философских исследований: «Откуда человеку знать, какой выбрать цвет, когда он слышит слово «красный»? — Очень просто: он должен взять тот цвет, образ которого всплывает в его сознании при звуках услышанного слова. — А как ему узнать, каков тот цвет, «образ которого оживает в его сознании»? Нужен ли ему для этого еще какой-то критерий? (Разумеется, существует некая процедура: выбор цвета, возникающего у кого-то в сознании, когда он слышит слово…) Фраза: «Слово “красный” обозначает цвет, возникающий в моем сознании, когда я слышу слово “красный”» — была бы дефиницией, а не объяснением сути обозначения чего-нибудь словом» (Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 170).

[mccxlviii] Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета: Учебно-методическое пособие. Самара: СамГПУ, 2001. Гл. 6.

[mccxlix] Любопытно, что не только лингвисты, но и психологи старательно обходят хроматическое соответствие психического идеальному. К примеру, в своей замечательной книге О. А. Орехова пишет, что «хрома» включает три основных значения: обозначение цвета; цвет как ощущение; энергия — эмоции, чувства как их информационно-энергетическое отношение (Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002. С. 39). Однако никогда еще обозначение цвета не включалось в понятие “цвет”, включая сюда и термин “хрома”. Так, у большинства античных мыслителей наиболее часто используемым значением “хрома” было именно представление о цвете как идеальном (внутреннем, чисто психическом!) образе по меньшей мере относительно материальной краски внешнего мира. Цветообозначение же является материальным относительно этого образа. Еще раз напомню, что в любом разделе науки (в отличие от философии), вероятно, никогда не будет соблюдаться принцип абсолютного детерминизма — в силу относительной идеализации как объектов, так и граничных условий их исследования.

[mccl] Если под «образом» понимать субъективную картину мира всех планов интеллекта, а под «концептом» — смысл образа, то «образ-концепт» включает смысл образа с картиной мира, объективированной Ид-планом. Иначе говоря, образ-концепт представляет собой смысл архетипического образа, сублимированного в процессе фило- и онтогенеза. Поэтому — в отличие от образа и концепта — в образ-концепте смысл и несущий его образ принципиально неразделимы в силу сублимации. Наиболее характерный пример образ-концепта — апертурный цвет, где смысл и образ цвета содержат информацию исключительно в интегрированном сублимацией виде (Под «сублимацией» в хроматизме понимается вид обобщения на уровне «чувственно-образной» логики подсознания).

[mccli] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психология). СПб.: ДНК, 2000. С. 29–31.

[mcclii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 28–30.

[mccliii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980, P. 124, 189–191.

[mccliv] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. С. 9, 45, 112.

[mcclv] Серов Н. В. Античный хроматизм. Гл. 7, 14, 17; Серов Н. В. Эстетика цвета. § 1.2–1.5.

[mcclvi] Соколов Е. Н. Векторная психофизиология // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 4–5. Леонов Ю. П. К теории цвета в евклидовом пространстве // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 54–67; Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 43–47.

[mcclvii] Серов Н. В. Хроматизм мифа. С. 112, 212. Он же. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. С. 447–474; он же. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб.: Бионт, 1997. С. 42–45.

[mcclviii] Серов Н. В. О междисциплинарном языке и моделировании интеллекта // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1997. С. 193–201; он же. Семантика цвета в традиционных культурах. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. культуролог. наук. СПб.: СПбГУ; М.: Деп.ВИНИТИ, 1998. С. 1–282; Serov N. Semantics of color in chromatism // The 9th Congress of International Color Association // Proc. SPIE, 2002. Vol. 4421. P. 48–51.

[mcclix] Серов Н. В.. Семантика цвета в традиционных культурах. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. культуролог. наук. СПб.: СПбГУ; М.: Деп.ВИНИТИ, 1998. С. 1–282; он же. О классификации формул физики на основе теории размерностей // Физика твердого тела. Л.: ЛГУ, 1975. С. 236–241.

[mcclx] В самом деле, казалось бы, «нельзя в одну реку войти дважды», — как говаривал Гераклит и упорно повторяют современные философы, забывая, что принципы научной идеализации еще Платоном только начинали осознаваться.

[mcclxi] Дорфман Л. Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки. М.: Смысл, 2003. С. 45.

[mcclxii] Весьма показательным мне показался вопрос участницы одной из конференций в конце 2002 года: «А кто вам сказал, что психология должна быть наукой; это вы сами так решили?». — Чтобы не ссылаться на авторитеты, я ответил утвердительно. В действительности же, эта проблема в течение веков вставала перед учеными и прежде всего — в ее этическом аспекте. Лицам, которых волнует эта проблема, я мог бы рекомендовать внимательно прочитать 10 Главу монографии Карла Роджерса «Становление личности. Взгляд на психотерапию» (М.: ЭКСМО-Пресс, 2001) и сопоставить все «за» и «против» лично для себя.

[mcclxiii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 246.

[mcclxiv] Там же. С. 43.

[mcclxv] Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб., 2001.; Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М., 2001; Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002; Бреслав Г. Э. Цветопсихология СПб., 2000; Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Самара, 1996; он же. Введение в психосемантику цвета. Самара, 2001.

[mcclxvi] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., ДНК, 2000. С. 21.

[mcclxvii] Там же. С. 248, 380, 211.

[mcclxviii] Бреслав Г. Э. Цветопсихология… СПб.: Б&K, 2000; Ульяновский А. В. Мифодизайн рекламы. СПб.: Петрополь, 1995.

[mcclxix] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 445.

[mcclxx] Так, например, Рудольф Арнхейм полагает, что «объективный перцепт — это объект, который мог бы быть рожден в нервной системе, если бы не существовали активные внутренние силы, вызывающие различия при восприятии. В ряде случаев на объективный характер перцептов косвенно указывает их сходство с физическими эквивалентами <…> Будучи измеренными, яркость цвета или длина соответствующей волны — это не свойства объекта восприятия, а лишь его физические корреляты; между тем, одни лишь перцепты доступны человеческому опыту» (Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. С. 341). На мой взгяд, эти рассуждения позволяют лучше понять первоочередную важность перцепта в жизни человека, и в то же время еще раз доказывают принципиальную неразделимость образа и цветового концепта в сублиматах, то есть в образ-концептах.

[mcclxxi] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 54–58.

[mcclxxii] Цит. по: Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 441.

[mcclxxiii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 28, 29.

[mcclxxiv] Там же С. 31, 20, 211..

[mcclxxv] Вспомним, что о связи психологии и философии говорил и Пиаже, но основополагающим принципом его теории было все же подразделение терминологии для этих областей познания (Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 70).

[mcclxxvi] Никандров В. В. Метод моделирования в психологии: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2003. С. 20.

[mcclxxvii] Приведение хроматического тезауруса в качестве примера для Сборника мне кажется достаточно обоснованным. Ибо у любого серьезного исследователя закономерно возникает вопрос: «На какой основе можно создавать подобный Сборник?» И, разумеется, вряд ли это сможет быть реальным мероприятием, если он будет основан на одной из «субъективных» (см. § 1.1.) теорий одного из исследователей. Именно это «рассогласование» известных мне психологических теорий и позволило предложить в качестве основы хроматическую модель интелекта, объективированную мировой культурой. Это предложение связано и с тем, что переход от объективного к субъективному всегда осуществляется более адекватно, чем обратный переход.

[mcclxxviii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. § 8.4.

[mcclxxix] Напомню, что согласно К. К. Платонову, к первой подструктуре относятся исключительно социально обусловленные свойства личности (направленность, моральные свойства и отношения; ко второй — индивидуально приобретенный опыт (знания, навыки, умения, привычки, уровень личной культуры); к третьей — индивидуальные особенности отдельных психических процессов (форм отражения); наконец, к четвертой — биологически обусловленные свойства личности (темперамент, инстинкты, органические изменения) (Платонов К. К. Теория и методы изучения личности // Личность и труд / Под ред. К. К. Платонова. М.: Мысль, 1965. С. 21; он же. Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 69–70). В хроматизме же рассматриваются не структуры (ибо они обозначают некие материальные свойства отношений) а системные функции. См. мою «Светоцветовую терапию», где эти функции сопоставлены с подструктурами К. К. Платонова. Структуры же и подструктуры могут рассматриваться в физиологии на уровне материальных субстратов этих относительно идеальных функций.

[mcclxxx] Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 177–214.

[mcclxxxi] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 123.

[mcclxxxii] Там же. С. 248.

[mcclxxxiii] Там же. С. 245.

[mcclxxxiv] Платонов К. К. Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 21.

[mcclxxxv] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 247.

[mcclxxxvi] Платонов К. К. Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 21.

[mcclxxxvii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 243.

[mcclxxxviii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. Ч. 3.

[mcclxxxix] Там же. С. 36.

[mccxc] Там же. Ч. 2.

[mccxci] Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. С. 19.

[mccxcii] Шопенгауэр А. ПСС. Т. I. М., 1901. С. 193.

[mccxciii] Невская А. А., Леушина Л. И. Ссимметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов. Л.: Наука, 1990. С. 28–30, 75–82.

[mccxciv] Кольцова М. М. Обобщение как функция мозга. Л.: Наука, 1967. С. 169.

[mccxcv] Невская А. А., Леушина Л. И. Ссимметрия полушарий … С. 28–30, 75–82.

[mccxcvi] Основанием этому служит гипотеза нейрофизиологов, согласно которой межполушарные различия существуют не только на когнитивном уровне, где производится классификация сенсорных сигналов и принимаются решения о зрительных образах, но и на более раннем этапе — еще при описании изображений с помощью врожденных, необучаемых механизмов зрительной ситемы (Невская А. А., Леушина Л. И. Ссимметрия полушарий…. С. 82–84).

[mccxcvii] Напомню, что Л. Витгенштейн намечал проблему Видение общего следующим образом: «Представь, что я показываю кому-нибудь разноцветные картинки и говорю: «Цвет, который ты видишь на всех этих картинках, называется “охра”. — Это — определение, и другой человек поймет его, отыскав и увидев то общее, что есть в этих картинках. Тогда он может взглянуть на это общее, указать на него. Сравни этот пример с таким: Я показываю ему фигуры разной формы, но окрашенные одним цветом и говорю: «То общее, что в них имеется, называется “охра”» (Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 113).

[mccxcviii] Василевич А. П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. На материале цветообозначения в языках разных систем. М.: Наука, 1987. С. 53.

[mccxcix] Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект / Сост. В. В. Петров. М.: Прогресс, 1995. С. 95–142.

[mccc] Серов Н. В. Светоцветовая терапия, 2001. § 11.3.

[mccci] Цит. по: Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 352.

[mcccii] Позже, правда, сама Э. Рош отказалась от этой гипотезы, но в информатике ее экспериментальные и аналитические работы, подтверждавшие существование «прототипов» и «фокусных цветов» считаются вполне работосопособными. См.: Лакофф Дж. Когнитивное моделирование // Язык и интеллект / Сост. В. В. Петров). М.: Прогресс, 1995. С. 143–184. Аналогичный вывод сделан и в хроматизме в связи с тем, что между «прототипами» фокусных цветов и апертурными цветами архетипов мной было установлено множество связей.

[mccciii] Витгенштейн Л. Философские исследования. § 501.

[mccciv] Цит по: Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. / Сост. М. С. Козлова. М.: Гнозис, 1994. С. 426. Для лучшего понимания смысла ОК отметим, что этот афоризм Витгенштейн заключает следующими словами: «Какое странное признание». Действительно для формальной логики это абсолютно непонятно, тогда как для образной — априорная истина. Это Витгенштейн — как гений аналитической философии — выразил весьма четко.

[mcccv] В этом смысле публикации психологов до сих пор пленяют своей философичностью. Что, к примеру может означать фраза: «Психический образ — результат сложно организованной деятельности, опосредованной категориальными структурами различного типа и происхождения». См., например, Яньшин П. В., Фомина Ю. В. Специфичность эмоциональной категоризации хроматических и геометрических признаков у детей дошкольного возраста // Психол. Журн. 2002. Т. 23. № 1. С. 61–70. При этом как всегда испытуемые не ранжированы ни по гендеру, ни даже по полу. Поэтому, разумеется, без философии здесь не обойтись.

[mcccvi] Международный светотехнический словарь / Под ред. Д. Н. Лазарева. М.: Русский язык, 1979. С. 71–72.

[mcccvii] Луизов А. В. Свет и цвет. Л.: Энергоатомиздат, 1989. С. 27.

[mcccviii] 2 Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. М.; Л.: ГИЛП, 1932. С. 94–103; Максимов В. В. Трансформация цвета при изменении освещения. М.: Наука, 1984. Гл. 1.

[mcccix] 3 Максимов В. В. Трансформация цвета при изменении освещения. М.: Наука, 1984. Гл. 1; Nayatani Y. On attributes of achromatic and chromatic object-color perceptions // Col. Res. Appl., 2000. V. 25. P. 318–332.

[mcccx] Рабкин Е. Б. Методы спектральной индикации // Проблемы физиологической оптики. 1969, Т. 15. С. 43–48.

[mcccxi] Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978. С. 422.

[mcccxii] Hard A., Sivik L. A theory of colors in combination. A descriptive model related to the NCS color-order system // Color Res.& Appl. 2001. V. 26. P. 4–28.

[mcccxiii] Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. С. 67.

[mcccxiv] Ярбус А. Л. О работе зрительной системы человека // Биофизика. 1975. Т. 20. Вып. 5. С. 916–919; Graham C. H., Brown J. L. Color contrast and color appearances: brightness constancy and color constancy // Vision and visual perception (Ed. C. H. Graham). N.Y., John Wiley & Sons 1966. P. 469–472.

[mcccxv] Nayatani Y. On attributes of achromatic and chromatic object-color perceptions // Col. Res. Appl. 2000. V. 25. P. 318–332; Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. Гл. 14.

[mcccxvi] Серов Н. В. Светоцветовое представление информации // Научно-техническая информация. 2001. Сер. 2. № 12. С. 1–3.

[mcccxvii] Серов Н. В. Светоцветовое представление информации // Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы. 2001. № 12. С. 2.

[mcccxviii] Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: ИЛ, 1963. С. 243–332.

[mcccxix] Цветовые образцы хроматических тестов (хром-тестов) помещены на задней стороне обложки «Светоцветовой терапии». СПб.: Речь, 2001, 2002.

[mcccxx] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. § 1.6.

[mcccxxi] Оствальд В. Цветоведение. М.; Л.: Промиздат, 1926. Гл. 4.

[mcccxxii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. СПб.: Речь, 2001. Гл.11.

[mcccxxiii] В «Светоцветовой терапии» не учитывались функции процесса осознания информации, что и привело к безразмерной характеристике сознания как компонета интеллекта.

[mcccxxiv] Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 43–47. Прошу отметить, что в формулах (4) этой статьи и (14.43) «Светоцветовой терапии» вкралась опечатка. Должно быть: l2 =(lо -a l1) / (1 -a).

[mcccxxv] Colby K. M. Energy and structure in psychoanalysis. N.Y., 1955. Eysenck A. A critical and experimental study of color preference // Am. J. Psychol. 1941. 54. 385–394.

[mcccxxvi] Серов Н. В. Светоцветовое определение информации // Информатика. 2001. Сер. 2. № 12. С. 1–3.

[mcccxxvii] См.: Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы? // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 14–15, 45–46; Канаев И. И. Очерки из истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до ХХ века. Л.: Наука, 1971. С. 148–153.

[mcccxxviii] В психологии задание граничных условий нередко не оговаривается. Поэтому мы акцентируем тот факт, что только благодаря граничным условиям можно легко разрешить достаточно сложные проблемы и парадоксы. Так, например, известный под именем «бесконечного спуска» парадокс первичности яйца или курицы не имеет решения ни в формальной логике, ни в онтологии. Законы же семантической логики (разрабатываемые в рамках хроматизма) позволяют ввести четкие критерии познания этой системы благодаря заданию граничных условий. Так, при появлении новой (неизвестной ранее) информации о том, к примеру, какое будет яйцо — «золотое» или «серебряное», мы наблюдаем случай экстремальных условий (рождения нового как революционный путь, занимающий к тому же много меньший интервал времени, чем эволюционный путь) и, безусловно первичным здесь будет курица. При обычных же, то есть нормальных (известных заранее) условиях вылупления и роста цыпленка первичным в этом эволюционном (более длительном) процессе становится яйцо и т. д.

С этих позиций весьма проблемный вопрос о соотнесении образа и предмета (см., например, Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 120–121) в хроматизме решается однозначно именно благодаря заданию четких граничных условий. В нормальных условиях существования субъект (строго говоря, реципиент) соотносит свойства и отношения предмета в образе. В экстремальных же условиях (процесс рождения, творческого озарения и т. п.) субъект (творец) соотносит свой образ с предметом, который он создает ab ovo. Иное дело, что реципиент (в отличие от творца) этот образ может и не осознавать, что нередко позволяет ему категорически отрицать его существование на недизъюнктивном уровне описания. Вообще говоря, такой подход к разрешению этого парадокса может сводить развитие современной психологии исключительно к безубразному (следовательно, и внесемантическому) описанию предметов исследования в связи с тем, что может отрицать первичность образа как принцип порождения информации (то есть нового знания) и утверждать истинность лишь эволюционного пути развития науки.

[mcccxxix] При поиске факторов, от которых в наибольшей мере зависит величина вегетативных компонентов эмоциональной реакции, выяснилось, что к ним можно отнести величину потребности, на базе которой возникает данная эмоциональная реакция, и прогнозируемую мозгом вероятность удовлетворения этой потребности (Симонов П. В. Вегетативные корреляты эмоциональных состояний // Физиология вегетативной нервной системы. Л.: Наука. С. 596–617).

[mcccxxx] При М = 0 величина отношения (38) стремилась бы к бесконечности, что противоречило бы атрибутам настоящего времени, тогда как при d = 0 стремилась бы к нулювеличина Id. Отсюда остается предположить, что Md ® Id. Поэтому соотношение (38) следует признать чисто гипотетическим без введения дополнительных данных.

[mcccxxxi] Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 44.

[mcccxxxii] Оствальд В. Цветоведение. М.; Л.: Промиздат, 1926. Гл. 4.

[mcccxxxiii] Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 46.

[mcccxxxiv] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. § 12.2

[mcccxxxv] Серов Н. В. Электронные термы молекул // Оптика и спектроскопия. 1984. Т. 56. Вып. 4. С. 390, 405.

[mcccxxxvi] Вавилов С. И. Глаз и Солнце. М.: АН СССР, 1961. С. 71–110.

[mcccxxxvii] Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. Гл. 4.

[mcccxxxviii] Результаты этих исследований мы приводим без поправок на хроматическую аберрацию, поглощение, отражение и рассеяние света глазными средами, что, как известно, лишь смещает границу Vl (Vl’) )(Graham C. H., Brown J. L. Color contrast and color appearances: brightness constancy and color constancy // Vision and visual perception (Ed. C. H. Graham). N.Y.: John Wiley & Sons 1966. P. 469–472).

[mcccxxxix] Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. С. 125.

[mcccxl] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968; Цуканов Б. И. Время в психике человека. Одесса: Астропринт, 2000.

[mcccxli] Данный парадокс разрешается при задании граничных условий на изучаемую систему (см. примечание выше). Помимо этого следует учесть, что для испытуемого K? Одежды = K?, так как K? одежды = K? тела и, следовательно, K? одежды = K??тела.

[mcccxlii] Стимульные образцы хром-тестов приведены на обложке всех изданий «Светоцветовой терапии».

[mcccxliii] Ming-Chuen Chuang, Li-Chen Ou. Influence of a holistic color interval on color harmony // Color Res & Appl. 2001. V. 26. P. 29–39.

[mcccxliv] Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.

[mcccxlv] Строго говоря, в хроматизме используется круг оппонентных цветов Геринга, который включает в себя как дополнительные, так и контрастные цвета. Для поставленных нами задач этот фактор является весьма существенным, так как позволяет учитывать оппонентный характер взаимодействия компонентов интеллекта.

[mcccxlvi] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. § 14.2–14.3.

[mcccxlvii] Wittgenstein L. Bemerkungen über die Farben. Frankfurt, 1979. S. 10–11.

[mcccxlviii] Метамеризация (физиолог.) — бессознательный процесс одинакового цветового ощущения от стимулов, образованных смесями различных спектральных цветов.

[mcccxlix] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990; он же. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995; он же. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб.: Бионт, 1997; он же. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001.

[mcccl] Сегодня практически все лингвисты пришли к выводу, что вербальный язык не в состоянии решить проблему адекватной интерпретации собственно языковых сложностей (к примеру, в проблемах «лексического класса», «цветовых концептов», «конверсных отношений» и т. п.), и что для этого необходимо построение некоего контекстно-зависимого языка, который был бы в состоянии сочленить лигвистические и чувственные предикаты на уровне единого представления. См.: Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 34; Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 286; Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. С. 27–31.

[mcccli] Так анализируя новые контексты межконфессионального диалога, М. А. Сиверцев отмечает, что пространство личного религиозного опыта оказывается пространством становления особого религиозного самосознания, включающего и право на личную духовную автономность, и принятие другой религии как пути столь же ценного, как и путь собственной традиции. См. статью: М. А. Сиверцев. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации // Человек. 2002. № 5. С. 76–87. Обоснование аналогичных выводов на примере цветового пространства приведено также в моей статье Аксиология цвета в культурах Востока и Запада // Евразия. 2001. № 2. С. 85–91.