Хром-тест 4 9 страница

[mlxxxvi] После интромиссии симпатические эффекты в виде тахикардии и гипервентиляции приобретают доминирующий характер (Симонов П. В. Вегетативные корреляты эмоциональных состояний // Физиология вегетативной нервной системы. Л.: Наука. С. 605). Симпатикотонию в хроматизме моделирует красный цвет, для компенсации которого мужчине требуется активация или его зеленого самосознания или абсолютно белого знания.

[mlxxxvii] Согласно практике Карецца, «для этого мужчина переключает свое внимание с эротических образов на индифферентные представления или пользуется «конкурирующими» (неэротическими) представлениями» (Здравомыслов В. И., Анисимова З. Е., Либих С. С. Функциональная женская сексопатология. Пермь: Репринт, 1994. С. 89).

[mlxxxviii] «Аффективное сужение сознания» и другие характерные реакции женщины при достижении оргазма (см.: Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 37). С позиций хроматизма следует отметить и отличие этих характеристик по гендеру: в Е-условиях женский интеллект приобретает син-доминанту как красного, так и черного цвета, то есть неконтролируемость и неподотчетность мат-плану («социализированному» белому цвету), которым женщина традиционно руководствуется в N-условиях. Отсюда, в частности, следует правило, согласно которому оргазмическая способность женщины, в отличие от мужчины, определяется никак не “вниманием и / или сосредоточенностью на своих ощущениях” (так как и «внимание» и «сосредоточенность» являются функциями мат+ид-плана), а переходом в измененное (сновидное) состояние интеллекта, определяемое прежде всего рассредоточенностью, то есть син-планом. По-видимому, с этим переходом может быть частично связана не только аноргазмия, но и известный в психологии фактор “тревожности” женщин, поскольку безотчетность черноты ее син-плана (тела) мат-плану, то есть формальной логике сознания (как компонента интеллекта) не может не пугать своей неконтролируемостью и асоциальностью.

[mlxxxix] На этой стадии койтуса у мужчины наступает стадия эякуляции, которая по данным Г. С. Васильченко (С. 209), связана с точками, раположенными в зрительных буграх (главным образом в центрально-латеральном и медиодорсальном ядрах) и по ходу спиноталамического тракта. Иначе говоря, для наступления эякуляции мужчина инактивирует сознание с одновременной активацией подсознания (подкорковые центры); относительная доминанта бессознания при нормальной эрекции и фрикциях инактивируется лишь после эякуляции (спиномозговыми центрами). В сексологии приводится показательный пример именно для этой стадии: один математик никогда не мог окончить койтус, так как перед самым оргазмом ему внезапно приходило в голову решение геометрической задачи или уравнения, которыми он как раз был занят в этот день (Здравомыслов В. И., Анисимова З. Е., Либих С. С. Функциональная женская сексопатология. Пермь: Репринт, 1994. С. 40).

[mxc] Симпатический пик оргазма сменяется фазой парасимпатической гиперкомпенсации (Симонов П. В. Вегетативные корреляты эмоциональных состояний // Физиология вегетативной нервной системы. Л.: Наука. С. 605). Симпатические влияния в хроматизме моделируют холодные цвета, отвечающие, в свою очередь, за функции подсознания.

[mxci] По данным ученых, ЭЭГ-сдвиги сделали возможным описание следующих четырех фаз коитуса: Одновременно с началом стимулирования — постепенный рост быстрой активности невысокого вольтажа, определяемый в основном височными участками. 1. В момент оргазма у лиц обоего пола — замедление электрической активности и рост до 3 Гц в сочетании с равномерно перемежающимися мышечными разрядами. Переживание оргазма связано с возникновение процесса возбуждения в глубоких структурах мозга, в частности в лимбической системе. Оно близко к протопатическим эмоциям. На ЭЭГ в момент оргазма дельта-ритм сменяется появлением медленных волн большой амплитуды. Картина сходна с изменениями ЭЭГ при эпилептических припадках. 2. Повторное появление быстрой активности с низкой амплитудой после оргазма и наслоением мышечного перемежающегося равномерного разряда. 3. По окончании оргазма медленные волны вновь сменяются бета-ритмом. 4. Постепенное возвращение к состоянию отдыха (Думитру И. и др. Физиология и патофизиология воспроизводства человека. Бухарест, Медицинское издательство, 1981. С. 314. Свядощ А. М. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1974. С. 29–35).

[mxcii] О наличии этой доминанты свидетельствует прежде всего относительно меньшая потребность в сне именно у женщин, чем у мужчин. Недаром о невнимательных партнерах говорят: «отвернулся и уснул» (Здравомыслов В. И., Анисимова З. Е., Либих С. С. Функциональная женская сексопатология. Пермь: Репринт, 1994. С. 19). Кстати сказать, судя по беллетристике, женщины и в обыкновенных условиях засыпают с бόльшим трудом, чем мужчины, что видимо, и связано с доминатой сознания.

Не претендуя на окончательную теоретическую строгость, я все же полагаю, что представленная схема стадий полового акта имеет свое рациональное зерно, ибо основана прежде всего на эмпирических данных сексологии и хроматизма.

[mxciii] Васильченко Г. С. Сексопатология. М.: Медицина, 1990. С. 375–378.

[mxciv] У мужчин в норме наблюдаются циклические колебания секреции тестостерона с периодом от 8 до 30 дней (Васильченко Г. С. С. 223).

[mxcv] Ротару М. Период половой зрелости // Думитру И. и др. Физиология и патофизиология воспроизводства человека. Бухарест: Медицинское издательство, 1981. С. 148–153.

[mxcvi] Богданович Л. А. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. М.: Профиздат, 1990. С. 47.

[mxcvii] Цит. по: Рюриков Ю. Б. Три влечения. М.: Искусство, 1967. С. 3.

[mxcviii] Здесь и далее в понятие дополнительных цветов включены и контрастные, так как интеллекты партнеров являются открытыми системами и по теории Олпорта, обладают потребностью в некой напряженности, которую для простоты описания здесь можно включить в понятие гомеостаза и адаптации.

[mxcix] Как отмечает Г. С. Васильченко, женская сексуальность отличается большей психологичностью по сравнению с мужской (Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко). М.: Медицина, 1990. С. 24, 31). Что это может означать? Для возбуждения женщине требуются и словесные признания в любви, сводящие ее с ума, и практически те же самые ласки, которыми она награждает свою любимицу-кошку, так как в процессе нарастания возбуждения эрогенной зоной у женщины (в отличие от мужчины) становится практически все ее тело. Поэтому, как отмечает Г. С. Васильченко, наблюдательный, внимательный мужчина идет навстречу ожиданиям женщины, интенсифицируя тактильные ласки. Все это с позиций хроматизма интерпретируется как инактивация обычной для женщины доминанты сознания с активацией доминанты бессознания. Если это происходит (“бурные и неистовые проявления страсти с аффективным сужением сознания”) (см. Черный цвет) и женщина достигает клиторического оргазма переключением на доминанту подсознания, то после рефракторного периода сонова приобретает доминанту сознания. У мужчины же в форшпиле доминанта подсознания сменяется сначала доминантой сознания (вербализация нужных для женщины слов), затем доминантой бессознания (эрекция в процессе ласк тела женщины) и снова доминантой сознания (для преотвращения эякуляции до оргазма женщины), после оргазма снова доминанта сознания (энергетически находящегося обычно ниже подсознания) и лишь после рефракторного периода приобретает обычную доминанту подсознания.

[mc] Ивенс Р. М. Ведение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. Гл. 21.

[mci] Иттен И. Искусство цвета. М.: изд. Д. Аронов, 2000. С. 21–25.

[mcii] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика) // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 320–321.

[mciii] Цит. по: Иттен И. Искусство цвета. М.: изд. Д. Аронов, 2000. С. 23.

[mciv] Цит. по: Вежбицкая А. Обозначения цвета… // Язык. Культура. Познание. М., 1997. С. 247.

[mcv] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 480.

[mcvi] Берн. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений… СПб., 1992. Историю и теоретические основы анализа взаимодействий см., к примеру, в примечаниях к книге: Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Минск, 1998. Гл. IX.

[mcvii] Не могу не повториться, но помимо гипотетического характера «Оно» в русских интерпретациях Фрейда к этому «Оно», вероятно, для наукообразия добавляют и его латинский перевод («Id»), при этом почему-то забывая давать латинские эквиваленты для остальных субстанций фрейдовской теории.

[mcviii] Ознакомиться с классификацией С. С. Либиха можно по монографии (Здравомыслов В. И., Анисимова З. Е., Либих С. С. Функциональная женская сексопатология. Пермь: Репринт, 1994. С. 30–32). Нельзя абсолютизировать никакую схему, включая и все хроматические, так как взаимодействие партнеров и совершенствование Я-концепции постоянно влияет на их роли и / или статусы.

[mcix] Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Минск: Попурри, 1998. Об этом говорят, в частности, великолепные примеры в работе: (Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. М.: Лабиринт, 1998, Гл. 4).

[mcx] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. СПб.: Речь, 2001, Часть 3.

[mcxi] Каждый может это легко сделать на основе краткого определения планов в хроматизме:

? сознание (рацио, формальная логика, мысли, социальные предписания) — М-план,

? подсознание (творчество, образная логика, чувства, игра, эстетство) — Ид-план и

? бессознание (аффекты, «животная» логика, ощущения, природные влечения) — С-план.

[mcxii] Психиатры констатируют, что при истерическом помрачении сознания (интеллекта) происходит как бы сужение поля сознания, ограниченного кругом интересов индивида, и утрачивается способность критически оценивать свои переживания и поступки (Драчева З. Н., Блейхер В. М., Крук И. В. Нервные и психические болезни. Киев: ВШ, 1986. С. 290–291).

[mcxiii] См. к примеру, Письмо LI о русских женщинах в «Персидских письмах» Шарля-Луи Монтескье, или романы Андре Моруа о женщинах Франции и т. п.

[mcxiv] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 522–523.

[mcxv] Гендерные аспекты цветовой семантики были представлены выше.

[mcxvi] Вместе с тем, это нисколько не мешает тому, что большинство людей по-прежнему выбирает брачного партнера в своей социо-экономической страте (Хельмиус Г. Сценарий взросления…. С. 58–61).

[mcxvii] Хельмиус Г. Сценарий взросления. О любви, сексуальности и социолизации в подростковые годы. СПб., 2003. С. 105.

[mcxviii] Как отмечает, А. П. Журавель, важнейшим звеном нейрогуморальной составляющей копулятивного цикла является гипоталамическая область. Она регулирует эндокринное обеспечение половых функций, а посредством клеток-мишеней гипоталамуса, чувствительныз к половым стероидам, осуществляется эротизирующее влияние половых гормонов на мозг (Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 343). В хроматизме гипоталамо-гипофизарная область коррелирует с функциями подсознания, что позволяет считать “любовные приключения на стороне” мощным стимулятором работы мозга по типу карнавальной инверсии интеллекта, описанной в “Хроматизме мифа”.

[mcxix] Хельмиус Г. Сценарий взросления. С. 64.

[mcxx] Согласно моему определению гендера, около 85 (±15) % женщин относится к фемининным, то есть обладают доминантой сверхсознания. Так, по данным А. М. Свядоща, большинство женщин достигает оргазма при мастурбации быстрее, чем в половом акте. Свядощ связывает это с физиологией (то есть различием между действиями мужчины и желаниями женщины). Как мне кажется, женщина достигает оргазма быстрее при мастурбации в одиночестве за счет элиминации сознательной доминанты какими-либо воображаемыми сюжетами, то есть переключением интеллекта на маскулинную доминанту подсознания. Переключению интеллекта женщины на доминанту подсознания способствует и конфликт между чувством вины, представлениями об «аморальности, недопустимости, страшном вреде» совершаемых действий, с одной стороны, и влечением к их совершению — с другой. Эта доминанта и приводит к тому, что при мастурбации женщины достигают оргазма с такой же быстротой, как мужчины. Не зря же Свядощ резюмирует: “повредить здоровье может не сама мастурбация, а угрызения совести, боязнь ее мнимых последствий” (Свядощ А. М. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1974. С. 93, 97).

[mcxxi] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 661–662.

[mcxxii] Эти данные подтверждают выводы — полученные в хроматическом анализе совершенно иным путем — о том, что гендер и пол совпадают в 80±15 % случаев. Об этом говорит и статистика, приводимая Свядощем: клиторический (если можно так сказать, маскулинный) оргазм отмечается у 20 % женщин (Свядощ А. М. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1974. С. 31). По данным И. Л. Ботневой, к примеру, увеличение клитора свидетельствует о повышении андрогенной насыщенности (Васильченко Г. С. С. 241).

[mcxxiii] Хельмиус Г. Сценарий взросления. С. 26.

[mcxxiv] Богданович Л. А. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. М.: Профиздат, 1990. С. 37.

[mcxxv] Хельмиус Г. Сценарий взросления. С. 25.

[mcxxvi] Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 379.

[mcxxvii] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 695–696.

[mcxxviii] Там же. С. 709–711.

[mcxxix] Ротару М. Беременность // Думитру И. и др. Физиология и патофизиология воспроизводства человека. Бухарест, Медицинское издательство, 1981. С. 353, 465–466.

[mcxxx] Думитру И. и др. Физиология и патофизиология воспроизводства человека. Бухарест, Медицинское издательство, 1981. С. 315.

[mcxxxi] Экспериментаторы могут это опровергнуть или подтвердить по электрической активности мозга на втором квартале беременности, установив, что в затылочных отведениях правого полушария головного мозга будет доминировать альфа-1, тогда как субдоминтными окажутся последовательно альфа-3, тета и альфа-2 ритмы ЭЭГ (Если я и ошибаюсь, то, скорее всего, в соотношении последней пары, ибо она может более всего зависеть от гендера).

[mcxxxii] (Завьялов А. В. Соотношение функций организма (экспериментальный и клинико-физиологический аспекты) М.: Медицина, 1990. С. 73–81).

[mcxxxiii] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 707–708.

[mcxxxiv] Цит. по: Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 705, 709.

[mcxxxv] Согласно данным Г. С. Васильченко (С. 210), зрительные бугры отвечают за реализацию как сексуальности, так и безусловных родительских рефлексов.

[mcxxxvi] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 323–326.

[mcxxxvii] Там же. С. 608–614.

[mcxxxviii] Там же. С. 732, 737.

[mcxxxix] Там же. С. 796–797, 881.

[mcxl] См. лит.: Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 797.

[mcxli] Там же. С. 520, 804.

[mcxlii] Там же. С. 711–713.

Примечания к 4 Части

[mcxliii] Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. Гл. 5; Миронова Л. Н. Цветоведение, Минск: ВШ, 1984. С. 56–64.

[mcxliv] Опытные данные по теории гармонии приведены по работе (Руководство по цвету / Под ред. Л. К. Абрамова. Л.: ЛИСИ, 1967). Однако всегда следует помнить, что только при непосредственном цветовом восприятии реальных цветовых сочетаний на примерах конкретных материалов можно правильно оценить взаимосвязь между отдельными цветами, с одной стороны, и между цветом и данным предметом, — с другой. См. к примеру: Цойгнер Г. Учение о цвете. М.: Стройиздат, 1971. С. 112–113.

[mcxlv] Филимоненко Ю. И. Цветовой тест Люшера. Модификация “попарные сравнения”. СПб.: СПбГУ, 1993; Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997.

[mcxlvi] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. СПб.: Речь, 2001. Гл. 12.

[mcxlvii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 215.

[mcxlviii] Там же. С. 44.

[mcxlix] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Часть III.

[mcl] Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. С. 31.

[mcli] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. Die Psychologie der Farben. Basel, (0. J.); имеется перевод № Ц–36043. М.: ВЦП, 1975. С. 5.

[mclii] Здесь и далее интеллектом называется динамическая модель личности, подразделяемая на сверхсознание, самосознание, подсознание и бессознание (Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. СПб.: Речь, 2001. С. 123).

[mcliii] Строго говоря, дополнительный к красному — зеленовато-голубой. Дополнительные цвета при визуальном смешении дают белый (для световых лучей) и серый (для красок), распределяясь попарно (диаметрально противоположно) по осям цветового круга: красный — зеленовато-голубой, оранжевый — голубовато-синий, желтый — синий, желто-зеленый — фиолетовый, зеленый — пурпурный. Для изучения динамики интеллекта в хроматизме используется определенное сочетание пар дополнительных и контрастных цветов: красный — голубой, оранжевый — синий, желтый — фиолетовый, зеленый — пурпурный.

[mcliv] Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 231–290; La couleur. Nature, histoire et dйcoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993.

[mclv] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997; Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980; Birren F. Color psychology and color therapy. N.Y., Citadel Press, 1978.

[mclvi] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 423.

[mclvii] Васильченко Г. С., Дейнега Г. Ф. Семейно-сексуальные дисгармонии // Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 553.

[mclviii] Богданович Л. А. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. М.: Профиздат, 1990. С. 47.

[mclix] Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М.: МГУ, 1997. С. 209.

[mclx] По данным В. Ф. Петренко, механизмами, реализующими соответствие цвета и эмоционального состояния, являются механизмы синестезии. Феномен синестезии заключается в том, что ощущение одной модальности оценивается и описывается в категориях другой сенсорной системы (бархатный голос, кислая физиономия, скука зеленая и т. п.). Физиологическими механизмами синестезии являются кроссмодальные переходы, когда возбуждение, вызванное в одной сенсорной системе, транслируется не только в собственные проекционные зоны мозга, но по колатералям аксонов попадает в проекционные зоны других сенсорных систем и вызывает сопутствующее первому ощущение. Очевидно, имеются определенные взаимосвязи физиологических систем, ответственных за цветовое зрение (Соколов Вучетич, Измайлов, 1984; Николаенко, 1985), и эмоционального мозга, включающего зоны гиппокампа, лимбической системы, областей гипоталамуса, образующих круг Папеца. Посредством механизмов синестезии на основе восприятия одной модальности происходит воссоздание, реконструкция целостного интермодального образа. Американский исследователь Лоуренс Маркс (1975) рассматривает синестезию как универсальную форму доязыковой категоризации, предшествующую категоризации в понятиях. В исследованиях В. Ф. Петренко по построению семантического пространства, проведенных на материале рисунков Чюрлениса и вербальных понятий, было показано, что семантические структуры образной и вербальной форм репрезентации тождественны на уровне глубинной семантики, т. е. естественный язык и язык образов, символов может быть редуцирован к некоему единому более простому и, очевидно, генетически первичному коду, характеризующемуся эмоциональной насыщенностью и мало структурированной образностью (Петренко, Нистратов, Хайруллаева, 1980). Последующее исследование Н. А. Русиной (1981) показало сводимость к этому коду также тактильной и вкусовой чувствительности. См.: В. Ф. Петренко. Основы психосемантики. М.: МГУ, 1997. С. 209–211.

[mclxi] Согласно теории Гордона Олпорта, принципиальная особенность личности как открытой системы является ее активность. То есть не гомеостаз (уменьшение напряжения, как считает большинство психологов), а установление и сохранение определенного уровня напряжения. (См.: Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: Смысл, 2001). В связи с этим можно предположить, что в нормальных условиях для маскулинных личностей это правило подтвердится в большинстве случаев. Вместе с тем для фемининных персон оно вряд ли окажется справедливым при нормальных условий существования. Это непостредственно следует из хроматической модели интеллекта.

[mclxii] В семейной психотерапии акцент делается на межличностных отношениях партнеров в противовес внутриличностным. См., например, Леви Д. А. Семейная психотерапия. История, теория и практика. СПб.: АНИМА, 1993. С. 17.

[mclxiii] Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. § 588–591, 595.

[mclxiv] См.: Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 247.

[mclxv].Серов Н. В. Аксиология цвета в культурах Востока и Запада // Евразия. 2001. № 2. С. 85–91.

[mclxvi] Гендерные аспекты цветовой семантики представлены далее.

[mclxvii] Гете. Хроматика. § 803–810.

[mclxviii] В предыдущих публикациях я пытался сформулировать этот закон в общем виде одновременно для обоих (N и Е) состояний интеллекта, что приводило к его неоднозначности (Серов Н. В. Светоцветовая терапия. С. 37). Здесь представлено лишь одно (нормальное) состояние.

[mclxix] Универсальный характер этого тезиса очевиден, поскольку практически все устойчивые словосочетания с цветообозначениями, описывающие душевное настроение, оказываются близкими по цвету в совершенно различных культурах западного мира.

[mclxx] Аристархов В. Электромагнитная диагностика биообъектов // Холдинг РБК. 2002. Вып. 17 // news@cnews.ru

[mclxxi] Миронова Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 172–188.

[mclxxii] Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. Гл. 2–5.

[mclxxiii] Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб.: Бионт, 1997. § 3.5.

[mclxxiv] Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. С. 551–553.

[mclxxv] Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. С. 31

[mclxxvi] Порталь Ф. Символика цвета от Античности до Нового времени // Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. Приложение II. С. 365–436.

[mclxxvii] Цит. по: (Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 101).

[mclxxviii] См., к примеру, Романовска Анна. Цвет и настроение // Служба быта. 1966. № 11. С. 35; Федотова Н. На цвет товарищи есть // Знание — сила. 1988. № 10. С. 47.

[mclxxix] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 185.

[mclxxx] Сукарно. «Сарина». Задачи женщин в борьбе республики Индонезии. М.: ИЛ, 1961. С. 110.

[mclxxxi] Шерцль В. О названиях цветов // Филолог. Записки. Воронеж. 1884. Вып. II–III. С. 67.

[mclxxxii] Разумеется, в трауре мужчина одевает темный, но не обязательно черный костюм и галстук. Рубашка также не обязательно должна быть темной, и тем более черной. В похоронных церемониях часто на мужчинах встречается и белая рубашка.

[mclxxxiii] Как не без юмора констатировал Гете, «женщины ходят теперь исключительно в белом». В наше время этот же факт констатируется и художниками: «девушки все в белых платьях» (Герман Гессе, «Под колесами») и учеными «невесты одевают белое» (Gericke L., Schцne К. Das Phдnomen Farbe. S. 128.

[mclxxxiv] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 102.

[mclxxxv] Гете «Хроматика». § 841.

[mclxxxvi] Серов Н. В. Лечение цветом, 2-е изд.. С. 88.

[mclxxxvii] Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. С. 91.

[mclxxxviii] Все цит. в этом разделе приведены по работам Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979; Шварц Ф. Алхимия и духовная эволюция // Теории и символы алхимиков. М.: Новый Акрополь, 1995. С. 5–17; Пуассон А. Теории и символы алхимиков // там же. С. 19–141; Блаватская Е. П. Алхимия в XIX столетии // там же. С. 145–175.

[mclxxxix] Цит по: Порталь Ф. Символика цвета … // Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. Приложение II. С. 374.

[mcxc] См.: Иттен И. Искусство цвета. М.: изд. Д. Аронов, 2000. С. 11–14.

[mcxci] В связи с этим некогда у меня возникло предположение, что в истории искусств остаются знбчимыми лишь творения, в которых воплощены архетипические черты, и особенно в цвете. Если это так, то одним из критериев «истинности» произведения искусства могло бы являться определение количества архетипических образов и, в частности, цветов, семантизированных канонами в заданных образах. Поверхностное сравнение музейных коллекций подтвердило справедливость этой гипотезы для определенных эпох (Флорентийская школа, Креди, Орланди, Дадди, Лоренцетти, Учелло, Боттичелли, Кастелло, Рафаэль, Леонардо) и резкие отклонения от этого правила в другие эпохи, к примеру в XVII веке у отдельных художников (Пуссен, Рени, Албани и другие). Проводить или не проводить хроматический анализ произведений искусства — с целью выявления и дальнейшей детализации архетипических цветов — решать искусствоведам. Мою задачу — чисто культурологическую — обоснованно сформулировать на перспективу проблемную тему культуры и, в частности, искусства, я считаю выполненной.

[mcxcii] Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. С. 102.

[mcxciii] Цит. по: Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. С. 103.

[mcxciv] Детализацию масонской символики (см.: Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: МО, 1995. С. 384–390).

[mcxcv] Хейзинга Й. Осень Средневековья. С. 304.

[mcxcvi] Петров В. М. Количественные методы в искусствознании. Вып. 1. Пространство и время художественного мира. М.: Смысл, 2000. С. 18–36. Возможно, со временем в этой теории и появятся достоверные критерии учета свето-цветовых эталонов, национальной идентификации, равновесия и т. п. Отсутствие же этих критериев в данной работе не позволяет мне останавливаться на ее анализе, поскольку понятие «национальный характер», по определению Ю. П. Платонова, является не аналитическим, а описательным, и может использоваться лишь в относительном смысле. См.: Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. Гл. 11–12.

[mcxcvii] См. например, Штенгелов Е. Цвет в художественной литературе // Наука и жизнь. 1970. № 8. С. 24–26.

[mcxcviii] Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л.: ЛГУ, 1989. С. 112 (приведено число использований).

[mcxcix] Мандельштам Н. Вторая книга. Paris: YMCA-PRESS, 1972. С. 614–623.

[mcc] Гумилев Н. //Аполлон. 1914. № 5. С. 37.

[mcci] Глинкин В. Колдовство петербургских колоритов // Нева. 1989. № 1. С. 194.

[mccii] Андрей Белый. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934. С. 117 (в скобках указана частотность, в %).

[mcciii] Миллер-Будницкая // Изв. Крамского пед. Института. 1930. Т. 3 (в скобках приведены годы).

[mcciv] Глинкин В. Колдовство петербургских колоритов // Нева. 1989. № 1. С. 194.

[mccv] Андрей Белый. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934. С. 121 (в скобках указана частотность, в %).

[mccvi] Глинкин В. Колдовство петербургских колоритов // Нева. 1989. № 1. С. 194.

[mccvii] Эрнст Неизвестный // Искусство кино. 1989. № 6. С. 69.

[mccviii] Гаспаров Б. М. // Даугава. 1988. № 10. С. 101.

[mccix] Глинкин В. Колдовство петербургских колоритов // Нева. 1989. № 1. С. 194.

[mccx] Абрамов Л. К (Ред.). Руководство по цвету для архитекторов, строителей и студентов Л.: ЛИСИ, 1967.

[mccxi] Ред. статья «Какой цвет к лицу Петербургу?» // Современное строительство. 1996. № 2 (23). С. 1.

[mccxii] Дьяков Л. А. Цвет в ансамблях классицизма // Искусство в ансамблях классицизма. М.: Изобразительное искусство, 1988. С. 205–227.

[mccxiii] Эту оппонентность лучше всего демонстрирует выбор цветов женщинами в цветовом круге: К — Г — О — С — Ж — Ф — З — П. Мужчины выбирают цвета последовательно по периметру цветового круга: К — О — Ж — З — Г — С — Ф — П. См. Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990. С. 233–239. Николаенко Н. Н., Родионов В. Д. Классификация цвета и функциональная асимметрия мозга // Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 1985. С. 57–67.

[mccxiv] Петров Л. В. Мода как общественное явление (Анализ а социально-коммуникативном аспекте). Л., 1974. С. 31.

[mccxv] Данные приведены по работам: Козлова Т. В. Цвет в костюме. М., 1989; Киреева Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до ХХ века. М., 1976; Nanu A. Artă stil costum. Bucuresti, 1976.

[mccxvi] Как пишет Плутарх, Ликург запретил ношение крашеных тканей, чтобы они не льстили нашим чувствам. Не говорит ли это весьма показательное свидетельство, что цвета нашей одежды льстят, ласкают, лелеют, взращивают, материализуют наши «идеальные» чувства. Все таки льстить можно лишь самолюбию, которое в нашем интеллекте представлено чаще всего подсознанием.