Хром-тест 4 1 страница
Ключевые термины 1
Литература 5
(см. отдельный файл)
Примечания
[ii]В целях ускорения этих процессов в ходе работы мне неоднократно приходилось возвращаться к предыдущим вопросам, что в качестве релевантных «повторов» могло создавать эффект адекватного понимания и учеными. Историкам науки и, в частности, хроматизма, вероятно, будет небезынтересно узнать, что в каждой последующей книге использовалась та информация, которую я начал систематически собирать с 1964 года. Основой для этого послужили мнения профессоров ЛГУ (Б. Г. Ананьева, Л. Н. Гумилева, М. С. Кагана, Л. С. Клейна, И. С. Кона, В. А. Фока, Э. Д. Фролова) о том, что цвет это — слишком сложное (или слишком простое) явление, чтобы о нем рассказывать студентам. Это-то меня и заинтриговало: все-таки — прост или сложен «цвет»?
[iii] Архетип — формирующийся в фило- и онтогенезе культурно-генетический ноумен восприятия, определенные информационные характеристики которого могут быть выявлены по его цветам.
[iv] Здесь и далее мысли Р. Штайнера о цвете приведены по книге Элизабеты Кох и Герарда Вагнера «Индивидуальность цвета». М.: Антропософия, 1995.
[v] Семантика цветовых канонов детально раскрыта в следующих главах настоящей книги.
[vi] Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969; Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи. Л., 1991; Каган М. С. Взаимоотношение наук, искусства и философии как историко-культурная проблема // Гуманитарий. Ежегодник. № 1. СПб., 1995. С. 14–29; Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб., 1997; Махлина С. Т. Эстетика и художественная культура. СПб., 1997. Сагатовский В. Н. Антропологическая целостность: статус и структура // Очерки социальной антропологии. СПб., 1995. С. 41–55; Селиванов В. В. Искусство ХХ века: эстетические теории и художественная практика. Л., 1991.
[vii] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 488.
[viii] См. публикации В. Г. Кульпиной, Л. Н. Мироновой, Т. Забозлаевой и других в списке рекомендуемой литературы.
[ix] Согласно формальной логике (0 или 1) на любой вопрос можно ответить только «да» или «нет» — третьего не дано. В науке эта логика обосновывается «законом исключенного третьего».
[x] Наиболее характерным примером семантической логики, то есть логики смыслов и значений, является не только российское восклицание «да, нет».
[xi] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 472.
[xii] См. работы Д. Хьюбела, Е. Н. Соколова, Ч. А. Измайлова и других ученых.
[xiii] Как отмечал еще Витгенштейн в «Философских исследованиях», существует цветовая слепота и средства ее диагностики. В определениях цвета у всех, кого считают нормальными, царит обычно полное единодушие. Это характеризует понятие суждения о цвете.При выяснении того, подлинно или неподлинно выражение чувства, такого единодушия не встречается вовсе (Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 315).
[xiv] Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994. С. 22–47.
[xv] Так, Анна Вежбицкая после четвертьвекового изучения цвета констатирует: «Концепт цвета действительно чрезвычайно сложный, и я не буду пытаться дать его толкование» (Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 286).
[xvi] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 62.
[xvii] Там же. С. 399.
[xviii] Прекрасный лаконичный анализ различных концепций интеллекта см. в книге Жана Пиаже «Психология интеллекта» (Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969). Недавно появился критический анализ и новейших теорий интеллекта (Холодная М. А. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2002).
[xix] Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 29. Каков же IQ должен быть у подобного «немудрого» интеллекта, если противопоставляемые ему ощущения оказываются мудрее? Я полагаю, что проще включить в интеллект эти ощущения и не казаться самому себе глупым. Однако когнитивисты настаивают на обратном… А ведь еще Локк доказал, что nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu. По-видимому, они считают IQ у Локка слишком низким.
[xx] Цит. по: Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. С. 59–60. М. А. Холодная также констатирует неработоспособность этих тестов во множестве случаев (Там же. С. 169–173, 201–205).
[xxi] Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 64–65.
[xxii] Там же. С. 222–223. Как мы убедимся далее, эти три функции Пиаже четко коррелируют и с взаимодействием компонентов в хроматической модели интеллекта.
[xxiii] Там же. С. 107.
[xxiv] Вспомним хотя бы Декарта, Лейбница, Спинозу или, наконец, Локка. Я уж не буду говорить о таких корифеях как Юм, Кант, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Бергсон, Вундт или Эббингауз. Не верится, что, вопреки Пиаже и многим другим исследователям, все это закончится на американских прагматиках когнитивизма…
[xxv] Wechsler D. Measurement of adult intelligence. Baltimore, 1944. P. 3. Ср., например, определения в монографии: Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. С. 50. Новые данные о психологически неоднозначных результатах IQ как измерительного конструкта см. в статье: Холодная М.А., Кострикина И.С. Особенности… // Психолог. журн. 2002. Т. 23. № 6. С. 72–82.
[xxvi] Собчик Л. Н. Диагностика психологической совместимости. СПб.: Речь, 2002. С. 15. Показательно, что в предисловии к «Психологии интеллекта» наши ученые — по-видимому, все же следуя мнениям американских когнитивистов и вопреки определению интеллекта самим Пиаже — сводят в одном из пунктов «интеллект, по Ж. Пиаже» к определенной форме когнитивного аспекта поведения, функциональное назначение которого — структурирование отношений между средой и организмом. Тем не менее далее они все же вынуждены констатировать единство психической и интеллектуальной реальности: «Ж. Пиаже выступает как яркий представитель функционально-структурного подхода к исследованию психики (интеллекта)». См. Лекторский В. А., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Операциональная концепция интеллекта в работах Жана Пиаже // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 29–34.
[xxvii] См. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. С. 137–138, 239–247.
[xxviii] Там же. С. 59–82, 127–132.
[xxix] Лекторский В. А., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Там же. С. 33.
[xxx] Батуев А. С. Высшие интегративные системы мозга. Л.: Наука, 1981. Гл. I, VIII.
[xxxi] Серов Н. В. Античный хроматизм. С. 96; он же. Светоцветовое представление информации // Научно-техническая информация. 2001. Сер. 2, № 12. С. 1–3.
[xxxii] Никандров В. В. Метод моделирования в психологии: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2003.
[xxxiii] Основные аспекты системно-функционального анализа представлены в работах: Марков Ю. Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск: Наука, 1982. Гл. III–VII; Серов Н. В. Хроматизм мифа. Гл. 1; он же. Эстетика цвета. Гл. 3.
[xxxiv] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 873.
[xxxv] См. весьма обстоятельный обзор противоречий термина «сознание» в психологии: Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000.
[xxxvi] Множество примеров такого рода встречалось в публикациях тех времен даже и без упоминания этого «идеалистического» понятия. См., к примеру, Полетаев И. А. Сигнал. О некоторых понятиях кибернетики. М., Советское радио, 1958. В настоящее время мало что изменилось (Ортони А., Клоур Дж., Коллинз А. Когнитивная структура эмоций // Язык и интеллект / Сост. В. В. Петров. М.: Прогресс, 1995. С. 314–384).
[xxxvii] Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета. Самара: СамГПУ, 2001. С. 228.
[xxxviii] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990; он же. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995; он же. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб., Бионт, 1997. Сразу же отмечу, что впервые хроматическая терминология для интеллекта была введена в «Хроматизме мифа» в попытке обобщения концепций Вундта, Фрейда, Леви-Брюля, Кассирера, Юнга, Тэрнера, Леви-Стросса и Уорфа. Поэтому соотнесение семантики цвета и функций для различных компонентов интеллекта там оказывалось не всегда однозначным, в связи с чем приношу извинения читателям, ибо уже в «Лечении цветом» (СПб., 1993) были сняты многие противоречия указанных концепций и, соответственно, во всех последующих (как и в настоящей) публикациях терминология хроматизма остается неизменной. Здесь же оговорю, что в III Части «Светоцветовой терапии» математические формулы определенных функций интеллекта были выведены мной исключительно для примера, требующего их отработки специалистами. Так, эксперименты последних лет и более обоснованные теоретические гипотезы привели к пересмотру отдельных формул (см. ниже). Надеюсь на снисхождение читателей и ясное представление того, что развитие хроматизма — как и любой другой теории — является именно развитием, но никак не догмой. Ибо основа хроматизма — принцип относительного детерминизма.
[xxxix] В хроматизме первые три значения принято обозначать соответственно Ид-, Мат-, Син-планами (см. этимологию в моем «Хроматизме мифа». С. 112), а эмоции (как «свернутые отношения» между этими значениями) — хром-планом. По мнению некоторых психологов, однако, я не имел права называть подсознание Ид-планом, так как этот термин был уже «занят» Фрейдом, который, действительно, в ранних психиатрических трудах использовал латинский эквивалент «Id» для инстанции «Оно». По-видимому, наши психологи, как и Фрейд, получили классическое образование и пишут свои трактаты на латыни — правда, почему-то кириллицей. По крайней мере, Фрейд читал лекции на родном языке. См., к примеру: (Фрейд. З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. С. 7–416). Любопытно, что и комментаторы этих лекций использовали кириллическое написание старой медицинской терминологии Фрейда (см. с. 428 слл), которая в лекциях у самого Фрейда обычно отсутствовала (см. с. 344 слл). Отсюда можно было бы предположить, что наши психологи знают Фрейда совсем не по Фрейду, что, конечно же, не так. И тем не менее их упорство в написании латинского Id не может не поразить сознание специалистов.
[xl] Понятия "идеального" и "материального" планов в хроматизме являются относительными друг друга для конкретной системы анализа (Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990. С. 45, 49; он же, Античный хроматизм. СПб., 1995. С. 467). Онтологические доказательства справедливости этого положения для психологии и информатики см.: Бойко Е. И. Мозг и психика. (Физиология, психология, кибернетика). М.: Просвещение, 1969; Братко А. А., Кочергин А. Н. Информация и психика. Новосибирск: Наука, 1977; Яглом А. М., Яглом И. М. Вероятность и информация. М.: Наука, 1973.
[xli] Ортони А., Клоур Дж., Коллинз А. Когнитивная структура эмоций // Язык и интеллект / Сост. В. В. Петров. М.: Прогресс, 1995. С. 314–384.
[xlii] Смекал В. Личность // Й. Шванцара и др. Диагностика психического развития. Прага. Авиценна, 1978. С. 131–141.
[xliii] Аверин В. А. Психология личности. Учебное пособие. СПб.: изд. Михайлова В. А., 1999, Ч. I–II.
[xliv] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 123.
[xlv] Филимоненко Ю. И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1997. С. 60.
[xlvi] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001, §12.3. Напомню, что в хроматизме методологически выявляются именно возможности решения определенных задач, но никак не какие-либо их окончательные частные решения. Для адекватного понимания этого тезиса, вполне допускаю возможность их сопоставления с идеями Платона и / или с духом Гегеля, а точнее говоря, с духовной силой Гумбольдта, конкретное воплощение которых определяется соответствующими условиями. Вообще же говоря, хроматизм — в основе методологии — разрабатывает именно идеи, но не их материальные модусы, операции с которыми предназначены уже специалистам.
[xlvii] В соответствии со структурным подразделением личности на четыре группы К. К. Платоновым «социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества)» в хроматизме моделирует правосознание; «опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек)» — самосознание; «индивидуальные особенности различных психических процессов» — подсознание; и, наконец, «биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности» — бессознание (Платонов К. К. Психологическая структура личности // Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 69–75). Выше мы уже видели, чтодля идеальных систем понятие “структура” не применимо, поэтому в хроматизме используется термин “функциональная связь” компонентов в системе.
[xlviii] См., к примеру, Сб. «Красота и мозг». М., 1996. Гл. 1–2, 9, 10, статьи в журнале РАН «Природа» № 3, 1997 г.: П. В. Симонов «Нейробиология индивидуальности» и Р. Салмелин, Р. Хари и М. Самс «”Нейромагнитное окно” в человеческий мозг».
[xlix] По убеждениям Ю. И. Филимоненко, «без привлечения категории “подсознание”» конструктивное обсуждение проблем жизненного пути принципиально невозможно. (Филимоненко Ю. И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1997. С. 59). Отмечу, что в понятие “подсознание” психологи нередко включают и функции бессознания.
[l] О разделении души, духа и тела в Библии см., например, Евр 4: 12 и I Кор 15:46.
[li] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В.О., 1990. С. 107–162.
[lii] Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопр. психол., 1987, № 2. С. 152–158. Именно на этих трех уровнях анаализа личности и базируется теория хроматизма, как это следует даже из подразделения интеллекта на три плана анализа: Mat-, Id-, Sin-планы. Иное дело, что психологический уровень почему-то в психологии анализируется отдельно от оставльных уровней, тогда как в хроматизме они функционально взаимосвязаны единым процессом переработки информации в целях создания гомеостаза и оптимальной адаптации. Информация же эта легко моделируется с помощью цвета (см. 5 Часть книги).
[liii] См. например, Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1990. С. 233.
[liv] Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург, Деловая книга. 2000. С. 146.
[lv] См. лит. в статье: Лунин И. И., Старовойтова Г. В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Сб. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991. С. 6–16.
[lvi] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 146, 423, 536.
[lvii] Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 39, 47.
[lviii] Завьялов А. В. Соотношение функций организма (экспериментальный и клинико-физиологический аспекты). М.: Медицина, 1990. С. 60.
[lix] Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология. С. 22–23, 25.
[lx] Батуев А. С., Никитина И. П., Журавлев В. Л, Соколова Н. Н. Малый практикум по физиологии человека и животных: Учебное пособие / Под ред. А. С. Батуева. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 211.
[lxi] Различные стили воспитания в зависимости от типа культуры см.: Дружинин В.Н. Психология семьи. 2000. Гл. 1–4.
[lxii] Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990. С. 40, 41.
[lxiii] Поскольку хроматизм изучает человека в норме, то есть без психоаналитической апелляции к психиатрической патологии или социокультурной абсолютизации человека исключительно социализированного (мыслящего только рационально), то эти разночтения (в интерпретации соотношения между компонентами интеллекта) легко снимаются с учетом факта преимущественно искусственной социализации мальчиков, выявленного во многих исследованиях.
[lxiv] Hanna J. L. Dance, sex and gender: signs of identity, dominance, defiance and desire. Chicago, 1988; Haraway D. Primat vision: gender, race and nature in the world of modern science. N.Y., 1989.
[lxv] Барш Э. П. Семь возрастов женщины. М.: ННН, 1994. С. 319–320.
[lxvi] Ван Чун. Лунь хэн // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука, 1990. С. 295–306; Степугина Т. В. Примечания 3–30 к этому трактату, там же. С. 460–464.
[lxvii] Барш Э. П. Семь возрастов женщины. Возрастные особенности физиологии и психологии женщины. М.: «ННН», 1994. С. 158–159.
[lxviii] Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология. С. 343.
[lxix] История мировой культуры свидетельствует, что лишь женщины с маскулинными и мужчины с фемининными чертами характера были способны создавать шедевры. Поэтому известные рассуждения феминисток (абсолютизирующие пол и не учитывающие гендер) кажутся мне совершенно беспочвенными.
[lxx] По определеню В. А. Аверина, самосознание личности — это совокупность ее представлений о себе, выражающихся в Я-концепции и самооценке этих представлений (Аверин В. А. Психология личности. С. 83).
[lxxi] Корнилов А. П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психол. Журн., 1995. Т. 16. № 1. С. 107–114.
[lxxii] Палей И. М., Гербачевский В. К. Проблемы личности в курсе психологии. Л.: ЛГУ, 1972.
[lxxiii] Следует отметить частично маскулинный характер женщин-преступниц и особенно их относительный «вес»: 15–20% от числа мужчин, совершивших преступления (Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. М.: Российское право, 1992. С. 24–25).
[lxxiv] Пр 14:30; Лк 3:22; I Кор 6:16.
[lxxv] Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980; Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. С. 113.
[lxxvi] По данным статистики США за 1992 год, в отношении однородных причин смерти соотношение мужчин к женщинам 25–44 лет округленно выглядит следующим образом: ВИЧ-инфекция — 22/3; ДТП и т. п. — 20/6; болезни сердца — 12/4; опухоли — 10/12; самоубийства — 10/2; убийства — 9/2. (Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 658).
[lxxvii] Рожановская З. В. Психотерапия сексуальных нарушений у женщин // Руководство по психотерапии / Под ред. Е. В. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1985. С. 530.
[lxxviii] Собчик Л. Н. Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь (психолог о любви, о семье, о детях). СПб.: Речь, 2002. С. 13–15, 19.
[lxxix] По данным психиатров, истерический невроз значительно чаще встречается у женщин, чем у мужчин, и характеризуется чрезмерной эмоциональностью, впечатлительностью, повышенной внушаемостью и склонностью к самовнушению вплоть до известных случаев самовнушенной беременности (Шмаонова Л. М. Неврозы // Справочник по психиатрии / Под ред. А. В. Снежневского. М.: Медицина, 1985. С. 230–231; Драчева З. Н., Блейхер В. М., Крук И. В. Нервные и психические болезни. Киев: ВШ, 1986. С. 296).
[lxxx] И самое интересное, что этого ребенка с детства воспитывали женщины, позволяя им уклоняться от помощи по хозяйству («немужское дело»), элиминируя в них «женские черты характера», восторгаясь их «мужским поведением» и т. п. Согласно заключению ученых, все это и приводит «мужскому инфантилизму» и нередко трансформируется в циничное отношение к женщине вообще. (Маслов В. М., Ботнева И. Л., Васильченко Г. С. Основные этапы формирования сексуальности // Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 417).
[lxxxi] Ротенберг В. С. Две стороны одного мозга и творчество // Интуиция, логика, творчество. М., 1987. С. 36–54; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. Гл. 7.
[lxxxii] Филиппова Е. Б., Бианки В. Л., Эндека Т. А. Половой диморфизм и межполушарная асимметрия // Нейробиология церебральной латерализации / Под ред. В. Л. Бианки. Л.: ЛГУ, 1989. С. 146.
[lxxxiii] Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. С. 197.
[lxxxiv] Цит. по: Гидони Г. Густав Курбэ. Л., 1933. С. 85.
[lxxxv] Соотнесение цветового и лексического пространств как простой модели взаимодействия функций левого и правого полушарий головного мозга основано на том, что левое полушарие связано с формализованными операциями, а правое — с цветовым невербализованным пространством. См.: Цоллингер Г. Биологические аспекты цветовой лексики // Красота и мозг. М.: Мир, 1995. С. 156–170; Леви Д. Церебральная ассиметрия и эстетическое переживание // Там же. С. 227–248.
[lxxxvi] Сухова А. В. Особенности функционирования некоторых сенсорных систем у мужчин и женщин // Антропология — медицине / Под ред. Т. И. Алексеевой. М.: МГУ, 1989. С. 233–234.
[lxxxvii] Как отмечают исследователи, обычно женщины больше, чем мужчины, страдают от морализаторской социализации и «бдительности» воспитателей на всех этапах становления Я-концепции и, в частности, сексуальности. Так, например, по данным Г. С. Васильченко (С. 397), нередко среди обращающихся по поводу отсутствия полового влечения и даже отвращения к половой жизни встречаются женщины, которые в свое время крайне испугались первой менструации, так как они ничего не знали о ней, но, — как подчеркивает Г. С. Васильченко, — о дефлорации с кровью и «позором на всю жизнь» инициативные «воспитатели» их успели предупредить.
[lxxxviii] О сознании мужчины и его преимущественно социальном происхождении говорилось выше.
[lxxxix] Лутошкин А. Н. «Цветопись» как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива // Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения. М.: Наука, 1979. С. 162–175; он же. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. С. 22–23.
[xc] Кандинский В. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «ЛГ», 1990. С. 37–53.
[xci] Цит. по: работе: Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. Минск: ВШ, 1994. С. 159, 179.
[xcii] См., к примеру: Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. С. 173.
[xciii] Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.:ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 135.
[xciv] Розанов В. В. Люди лунного света. Метафизика христианства. СПб., (б/и), 1913.
[xcv] Так, по данным сравнительного анализа А. С. Горева, в каждой возрастной группе 10–15% испытуемых детей характеризовалось существенно большим диапазоном (относительно среднегрупповой) регуляции. (Горев А. С. Возрастные особенности произвольной регуляции функционального состояния ЦНС // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. С. 111–133). По данным В. И. Здравомыслова, мужское оволосение лобка у женщин встречается в 7,25% случаев (Здравомыслов В. И., Анисимова З. Е., Либих С. С. Функциональная женская сексопатология. Пермь: “Репринт”, 1994. С. 13).
[xcvi] Именно поэтому понятие нормы для интеллекта в хроматизме не используется. Это обусловлено экспериментальными данными по гендеру, согласно которым, к примеру, фемининные мужчины с низкой маскулинностью имеют более высокий показатель интеллекта по тесту OTIS, чем мужчины с высокой маскулинностью.
[xcvii] Hanna J. L. Dance, sex and gender: signs of identity, dominance, defiance and desire. Chicago, 1988; Haraway D. Primat vision: gender, race and nature in the world of modern science. N.Y., 1989.
[xcviii] Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. Минск: Полифакт, 1990. С. 12.
[xcix] В современной психологии «чисто по-советски» (Секса у нас нет!) эта проблема не ставится даже по отношению к полу. Так немецкий профессор У. Бер (U. Beer) в издании 1993 г. пишет: «Что касается пола, большинство цветов, даже красный, не имеет существенных «половых» признаков». См. русск. Перевод: Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 110. В этом с ним до сих пор солидарно большинство исследователей, не разделяющих ни личность, ни семантику цвета не только по гендеру, но даже и по полу. Следует признать, однако, что изредка исследователи приводят данные по полу, но без учета гендера, и, разумеется, получают противоречивые результаты. См. к примеру, обзор в книге Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета. Самара: СамГПУ, 2001. С. 197–208.
[c] Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990. С. 22.
[ci] Так, например, как полагает Р. Джонсон “развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая где только сможет. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мир” (Джонсон Р. Она. Глубинные аспекты женской психологии. М.: Харьков, 1995. С. 41). (Цит. по: Кораблина Е. П. Становление личности женщины // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1997. С. 176).
[cii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001, Часть 1.
[ciii] В хроматизме исследуются репрезентативные функции и свойства нормального человека в его гендерно-половом диморфизме при нормальных и экстремальных условиях. В психиатрии же, психоанализе и аналитической психологии принято подразделять все индивидуальные состояния человека на норму и патологию. Поэтому для устранения каких-либо разночтений с самого начала следует учесть, что хроматизм принципиально не затрагивает патологию человека. В то же время в медицинской норме он выявляет нормальные и экстремальные состояния, определяемые релевантными условиями (жизни, эксперимента и др.). Вместе с тем, как показали результаты дискуссии на III конференции Группы Аналитической Психологии, психиатрия, психоанализ и аналитическая психология, могут выявлять и в нормальных, и в экстремальных условиях существования и норму и патологию. Однако это не является задачей хроматизма, поскольку здесь возникает парадоксальная проблема поиска критериев для нормальных или экстремальных состояний в патологии. Для нормы же они представлены ниже.
[civ] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 416.
[cv] Детализацию и перераспределение компонентов интеллекта в этих состояниях см.: Серов Н. В. Хроматизм мифа. Гл. 6.
[cvi] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 98–121.
[cvii] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. Термины цвета в польском и русском языках. М.: МГУ, 2001. С. 89.
[cviii] Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М.: МГУ, 1997. С. 212.
[cix] На мой взгляд, понятие «измененное состояние сознания» является нонсенсом («несознающее сознание»). Поэтому в хроматизме это состояние названо «измененным состоянием интеллекта» или, строго говоря, состоянием с перераспределенными доминантами компонентов интеллекта.
[cx] Сегодня же игнорирование этого факта приводит к совершенно необъяснимым семантическим казусам. Так, например, ссылаясь на проведенный мной анализ данных в «Хроматизме мифа», «Лечении цветом», «Античном хроматизме» и т. п.) ряд авторов смешивает смысловое значение цвета и по гендеру, и по различным условиям существования. Любопытно, что смешение хроматических данных по гендеру разными авторами приводит к большей адекватности результатов, чем при сравнении со смешением по условиям существования. На мой взгляд, это объясняется репрезентативным характером пола для гендера (85 %), тогда как нормальные и эктремальные состояния являются своего рода взаимоисключающими.
[cxi] Согласно констатации А. А. Невской и Л. И. Леушиной, репрезентативно систематические ошибки в левом («вербальном») полушарии взаимно симметричны и одинаковы для всех наблюдателей, тогда как в правом — несимметричны и неодинаковы для разных лиц (Ассиметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов. Л.: Наука, 1990. С. 81–82).
[cxii] Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. Гл. 6–7.
[cxiii] Дорошенко В. А., Конева Н. М., Смирнов В. А. Регистрация и анализ электроэнцефалограммы // Методы исследований в психофизиологии: Учебное пособие / Под ред. А. С. Батуева. СПб.: СПбГУ, 1994. С. 39.
[cxiv] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 144.
[cxv] Как отмечается в психологии личности, потребность в аффилиации (межличностном общении и стремлении быть в обществе) связана с высоким уровнем эмпатии. Экспериментальное изучение этой потребности выявило, что у женщин она выражена сильнее, чем у мужчин (Аверин В. А. Психология личности. С. 59).
[cxvi] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 144–145. Как сторонники, так и противники этой точки зрения проводят эксперименты без подразделения испытуемых по гендеру. Иначе говоря, к примеру, сторонники могут набрать группы испытуемых мужчин с ярко выраженной маскулинностью для определения характеристик мужественности, а противники для этих же целей — группы мужчин с ярко выраженной фемининностью. Разумеется, результаты будут диаметрально противоположными.
[cxvii] Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М.: Наука, 1985. С. 235. Если мы используем этнологический подход, означает ли это, что философия объявляется этнологией? Нет, это значит только, что мы принимаем стороннюю точку зрения, дабы понять вещи более объективно, — так считал Людвиг Витгенштейн в своих Философских работах (Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 446).