Цвет в литературе

Выше я уже отмечал различие в использовании цветообозначений писателями и поэтами. В первом случе это нередко связано с эпическим стилем, тогда как в поэзии чаще всего описываются цветовые образы. На самом же деле все это бесконечно сложнее и реальнее приведенной схемы.[mcxcvii] Рассмотрим, к примеру, такое эпическое произведение как «Слово о полку Игореве»: «Другого дни велми рано кровавыя зори свет поведают, черныя тучи с моря идут, хотят прикрыти четыре солнца, а в них трепещут синии молнии».

Сравним это описание с балладой Михаила Лермонтова: «Над Москвой великой, златоглавою, над стеной кремлевской белокаменной, из-за дальних лесов, из-за синих гор, по тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается». Или с прозой Ивана Бунина: «Солнце меж тем скрывается за Стамбулом — и багряным глянцем загораются стекла в Скутари, мрачно краснеет кипарисовый лес его Великого кладбища, в фиолетовые тоны переходит сизый дымный воздух над рейдом, и возносятся в зеленеющее небо печальные, медленно возрастающие и замирающие голоса муэдзинов».

Нет нужды доказывать, что писатель не называет (да и не может назвать) окраску всего без исключения, что он описывает. Цветовые эпитеты являются результатом интуитивного художественного отбора. Цветовые эпитеты выполняют в художественной литературе следующие три функции: смысловая (к примеру, розовый цвет лица — признак завидного здоровья персонажа, рыжеватость сапог — свидетельство их поношенности, цвет ассигнации указывает на ее достоинство и т. д. и т. п.); описательная (цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримо, выпукло) и эмоциональная, определенным образом воздействующая на чувства.

Многоцветье, яркость неизбежно вызывают у читателя ощущение радости, праздничности. «Старики в домодельных кафтанах и лаптях и чистых белых онучах и молодые в новых суконных кафтанах, подпоясанных яркими кушаками, в сапогах. Слева — бабы в красных шелковых платках, плисовых поддевках с ярко-красными рукавами и синими, зелеными, красными, пестрыми юбками. Скромные старушки в белых платках и черных кафтанах...» — такую картину деревенского праздника рисует Л. Н. Толстой в «Воскресении».

Калейдоскопическая пестрота чистых, лубочно-ярких тонов использована писателем, чтобы передать атмосферу здоровой простоты, естественности и чистоты народной жизни, чтобы сделать читателя сопричастным тому радостному чувству, которое испытал Нехлюдов, приехав в деревню из царства салонов и министерских приемных.

Совсем иначе действует на читателя цветовая одноцветность. В рассказе Эрнеста Хемингуэя «Кошка под дождем» цвет назван трижды. И каждый раз один и тот же — зеленый. Кроме того, в рассказе упоминаются сад, пальмы, море, что также является косвенным указанием на зеленый или зеленовато-синий цвет. В рассказе того же Хемингуэя «Белые слоны» 8 раз назван белый цвет (из 10 цветовых эпитетов). В рассказе «Убийцы» — 3 цветовых эпитета (два раза — «черный», один раз — «зеленый») и не­сколько косвенных указаний на черный цвет.

В сложных, построенных на подтексте произведениях Хемингуэя все окрашено психологическим состоянием героев. Эта психологическая окрашенность воплощается, в частности, и в однотонности цветовых эпитетов, то тускло-черных, то неуютно-белых, то тоскливо-зеленых. Они помогают писателю несколькими словами показать внутренний мир своих героев.

В эмоциональном воздействии цвета большое значение имеет характер цветовых сочетаний. Одни сочетания радостны, другие — унылы, третьи — раздража-ющи, «кричащи». Это используют не только художники, но и писатели. Вот пример радостного сочетания красок: «...но вдруг случайный переход взгляда от одной крыши к другой открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами». Мир Александра Грина — мир светлой сказки. А сказка требует красок спектрально-ясных, солнечных, пронизанных светом, как на витраже.

Возьмем цветовое сочетание совсем другого рода, например, у Томаса Манна: «Справа, внизу, шумели воды; слева темнели пихты, росшие между глыбами скал, тянулись к каменно-серому небу. Временами показывались черные туннели...». Окружающий героя черно-серый мир не просто внешний фон, на котором начинает разворачиваться действие романа, это также внутреннее состояние едущего в туберкулезный санаторий Ганса Касторпа. В то же время у Михаила Лермонтова также описаны горы, но благодаря другим цветам появляется и совершенно иное настроение: «Немая степь синеет, и кольцом серебряный Кавказ ее объемлет».

Как и живопись, литература использует контрастные цветовые сочетания. «Холмы под крылом самолета уже врезали свои черные тени в золото наступившего вечера» (Антуан де Сент-Экзюпери). Подобные столкновения темных и светлых тонов как бы олицетворяют столкновение ночи и дня, тьмы и света, человеческой слабости и человеческой силы, поражения и победы.

Определить художественную функцию каждого эпитета, сравнения и т. д.– трудная и не всегда благодарная задача. У больших писателей средства выразительности художественно многозначны, сложно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако нет сомнения, что, многообразно воздействуя на ум и чувства читателя, мастера слова нередко обращаются и к его цветовому зрению.

Для наглядности сравним частотность употребления тех или иных цветообозначений у писателей и поэтов.

Марина Цветаева: черный (151), белый (132), красный (117), синий (92), зеленый (51), лазурный (37), золотой (25), серебряный (22), седой (21), ржавый (19), розовый (18), пурпурный (17), алый (13), серый (11), желтый (8), голубой (8)[mcxcviii]

Осип Мандельштам: малиновый, красный, желтый [mcxcix].

Николай Гумилев: розовый, белый, золотой, пурпурный, черный, синий, бирюзовый, красный, изумрудный.

Анна Ахматова: желтый и серый [mcc].

Сергей Есенин: голубой, синий [mcci].

Александр Блок: белый (28), черный (14), красный (13), синий, голубой (11), зеленый (4), розовый (2,5), желтый (1,5), фиолетовый (1,5)[mccii]

Ср.: Александр Блок: синий и серый (1897), красный (1900), лиловый и зеленый (1905)[mcciii]

Ср.: Александр Блок: золотой, красный, лазурный, черный, розовый[mcciv].

Булат Окуджава: голубой, синий, зеленый, белый, черный.

Н. В. Гоголь: красный (17,4), белый (14), черный (12), зеленый (9,4), золотой (9,2), синий (8,7), желтый (7), серый (5,8), голубой (4,8), серебряный (4,8), коричневый (4), розовый (2,3), оранжевый (1,20, лиловый (0,9) [mccv]

Ср.: Н. В. Гоголь: черный, белый, синий, зеленый, золотой[mccvi].

Ф. М. Достоевский: желтый[mccvii].

М. А. Булгаков: черное, красное, белое [mccviii].

М. Горький: серый[mccix]