Семейные права

Семьи, в которых работают оба супруга, считается обычным явлением. Показательно, что внутрисемейные конфликты из-за справедливого распределения обязанностей возникают в тех семьях, где жена имеет равную или превышающую (по престижу) работу мужа. То есть эта женщина получила специальное образование и ее Я-концепция не может смириться с тем, что муж может манкировать ее как личность, оставляя для нее лишь роли жены и матери ребенка.

Если же сюда привлечь роль гендерного фактора обоих партнеров, то становится ясным, что в каждом отдельном случае необходимо устанавливать схемы, соответствующие их социальному статусу, образовательному цензу, успехам в карьере, предприимчивости и т. п. Здесь же должны быть учтены влияния близких родственников (свекрови и тещи) и подруг.

Нередко женщины переживают серьезные ролевые конфликты в таких коллизиях, как, например: оставить ли с кем-либо свое чадо и ходить на работу, или не ходить на работу, оставаясь с младенцем. Ибо материальное положение не всегда дает однозначный ответ на этот вопрос. Поэтому некоторые исследователи утверждают, что амбивалентные чувства, которые женщины испытывают в связи со своей двойной ролью, являются следствием усвоения ими традиционных половых ролей — внутрисемейный образ жизни, акцент на супружестве и пренебрежение своей профессиональной деятельностью.

Большинство же исследователей объясняет этот ролевой конфликт и амбивалентность чувств теми реальными, повседневными трудностями, с которыми сталкивается женщина, старающаяся выполнить два конкурирующих между собой ряда требований. Как заключает это объяснение Грэйс Крэйг[mcxxxviii], в таком случае, ролевой конфликт — это скорее результат условий жизни в семье, в которой работают оба супруга, а не «проблема», вызванная психологическим складом женщины.

Возникает вопрос: почему же никто никогда не упоминал о подобных коллизиях у мужчины? Может быть, дело заключается все же в психологии, а не в условиях жизни женщины… Выше — на примере хроматичекой модели семьи — мы уже убедились, что четкий ответ на этот вопрос зависит прежде всего от психологии женщины, и в частности, от ее гендера. Как пишет дальше сама же Грэйс Крэйг, для успешного вхождения в профессию необходимо, чтобы человек смог превратить свои идеалистические мечты в реалистические цели (разрядка моя — Н.С.).

Эти идеалистические мечты в хроматизме всегда и во всем интерпретируются как информация Ид-плана интеллекта, тогда как реалистические цели — информация Мат-плана. Выше же в главе о гендерных проблемах мы убедились, что в женском интеллекте Ид-план доминирует лишь в детском возрасте, после чего переходит во вторую субдоминанту, тогда как у мужчин он непрерывно совершенствуется как первая субдоминанта при условии ее автономности от давления социума (см. 15–16 лет).

В то же время Мат-план женщине дан с 13–14 лет и постоянно совершенствуется на протяжении ее жизни. Мат-план мужчины же, как мы видели выше, организуется социумом