Модель полового акта
Прекрасное, и, насколько мне известно, единственное адекватное определение полового акта с позиций женского интеллекта дает Гизела Хельмиус: «Сексуальное общение включающее в себя половой акт, является выражением самого самозабвенного единения, полного телесного и духовного слияния двух людей вне времени и пространства»[mlxxvii]. Практически подобный совет женщинам дает известный американский гинеколог Элизабет Паркер Барш: величайшая радость — это отдавать себя целиком и доставлять наслаждение тому, кого вы любите[mlxxviii].
Попытаюсь раскрыть смысл этих высказываний с позиций хроматизма (на базе выведенных в сексологии закономерностей копулятивного цикла женщины[mlxxix]). К первой стадии относят психическую, в течении которой женщина в зависимости от ситуации, условий и стимулов осознает желание/нежелание близости и сознательно принимает решение о ее осуществлении/неосуществлении. Здесь представления сексологии и хроматизма идентичны. На этой стадии, таким образом, существует обычная для женщины доминанта сознания, которое в пределах женского восприятия сексуальности допускает комплименты, ласки, прикосновения, интимные интонации и другие социально приемлемые формы стремления к близости.
Сенсорная стадия, следующая за положительным разрешением первой, характеризуется резкой интенсификацией интимных ласк, приобретающих характер стимуляции эрогенных зон и вовлекающих женщину в активное взаимодействие с партнером. По-видимому, эта стадия соответствует возникновению доминты подсознания.Ибо из-за эротизации женщина в этой стадии становится внесоциальной, то есть допускает все то, что ей с детства запрещалось социумом (обнажаться в присутствии мужчины[mlxxx], слушать завлекающе-эротические речи[mlxxxi] и т. п.). Возможно, все это инактивирует белое сознание, то есть женщина как бы сама забывает о том парадоксе, что она — «голая личность»[mlxxxii] — находится в данном пространстве и времени и во всех смыслах закрывает глаза на происходящее[mlxxxiii], предоставив партнеру свое тело для «запретных» ласк[mlxxxiv].
Секреторная стадия определяется появлением любрикации и других условий готовности к интромиссии и фрикциям с последующим формированием оргастической манжетки («обжиму» фаллоса). Вероятно, здесь можно выделить доминанту бессознания[mlxxxv]. Ибо только принципиально черное всепоглощающее самозабвение вне времени и пространства свойственно любящей женщине. Мужчина же обязан вполне сознательно (то есть никак не самозабвенно) доставить ей удовольствие и оргазм[mlxxxvi]. (Обычно мужчина для продления этих ее вневременных мгновений должен активировать свое сознание, для чего он обращается к своим белым знаниям, белой памяти, белому прошлому)[mlxxxvii].
Стадия оргазма сопровождается характерными генитальными реакциями и специфическими переживаниями женщины. По-видимому, эта стадия связана с резкой и / или длительно резонансной сменой бессознательной на подсознательную доминанту[mlxxxviii]. (Это найдет определенное обоснование в следующей стадии). Поскольку мужчина в половом акте лишь субдоминантно использует свое серое подсознание для опредмечивания — преследующих его веками — эротических образов в белизне женского тела, то к моменту достижения женщиной оргазма ему лишь остается переключить интеллект с сознания на доминанту подсознания для достижения не только физиологического, но и психологического оргазма[mlxxxix].
И наконец, последняя стадия женского копулятивного цикла характеризуется постепенным и достаточно продолжительным спадом возбуждения с обратным развитием генитальных изменений. Поскольку этой стадии приписывается некоторый уровень остаточного возбуждения, как правило, обеспечивающий повторное достижение оргазма при возобновлении эротической стимуляции, то (при сравнении ее с мужским состоянием готовности) она может соответствовать доминанте подсознания, связанной с девической потребностью в нежности (см. выше)[mxc]. К этой же стадии сексология относит и полный спад возбуждения женщины[mxci]. В хроматизме эта стадия связана с итоговым возвратом к доминанте сознания[mxcii].
Таким образом, возвращаясь к констатации Гизелой Хельмиус полного телесного и духовного слияния двух людей, замечу, что в хроматизме это слияние может интерпретироваться как слияние женского тела и мужского духа. Иначе после полового акта возлюбленные не называли бы друг друга «мой маленький» и «моя маленькая» — они, разумеется, ощутили сравнительно малое участие одноименных компонентов у партнера в процессе акта: сверхдоминанта бессознания женщины (фаллос много меньше ее — практически полностью эротизированного — тела) при сверхдоминанте сознания мужчины (ее отключенная душа в койтусе была много меньше вынужденно доминировавшего сознания мужчины).
Поэтому Гизела Хельмиус вполне обоснованно заключает, что молодые люди — как эмоционально, так и сексуально — вряд ли «дозрели» до того, что символизирует половой акт в таком понимании. Они слишком заняты собой, целиком поглощены поисками себя, выработкой своей индивидуальности. Эгоцентризм, свойственный юности, является препятствием и затрудняет переживание такого рода единения. Однако из этого еще не следует, что тот, кому исполнилось 30 или 60 лет, уже «созрел» для такого сложного и сильного переживания, делающего человека столь незащищенным.
С другой стороны, она же констатирует, что с распространением идеологии любви и «отменой» страха беременности предпосылки для социализации сегодняшних подростков стали совершенно иными, чем для подростков прежних поколений. В настоящее время сбор сексуального опыта и сексуальное экспериментирование вне всякой связи с деторождением стали возможны для молодых людей обоего пола. Поэтому никто в принципе не осуждает подростковую сексуальность, включая половой акт, и сожительство без заключения брака стало социально приемлемо в западном обществе конца ХХ века.
14.3. Факторы брачной совместимости
Эмансипация женщины, все большая ее экономическая независимость и улучшение жизненных стандартов повысили значение межличностной совместимости. Для облегчения взаимовыбора партнеров, а также для прогнозирования будущих отношений между ними, Г. С. Васильченко и Ю. А. Решетняк разработали концепцию о пяти брачных факторах[mxciii]. Кратко рассмотрим эту концепцию с позиций хроматической модели интеллекта.
Концепция основывается на исходном положении о полифункциональности брачного союза, призванного объединить материально-экономические, культурные и сексуальные потребности партнеров в условиях тесного и длительного контакта. Далее эти три вида потребностей перераспределяются по пяти факторам, в соответствии с которыми имеет значение не только обладание определенными положительными качествами, но и соответствие этих качест ожиданиям партнера.
Во-первых, выделяется физический фактор, который, как указывает Г. С. Васильченко, «имеет сугубо интуитивный характер: вне зависимости от половой принадлежности один человек вызывает у другого безотчетную симпатию или антипатию. Эта индивидуальная и глубоко личностная реакция определяется физическим обликом (особое значение имеет лицо), тембром голоса, манерой поведения, речи, мимикой, жестикуляцией, манерой одеваться, наконец, запахом, свойственным данному человеку».
В этом определении я выделил разрядкой те функции, которые в хроматизме коррелируют с доминантой и бес-, и подсознания. Так, бессознание безотчетно ощущает тембр голоса, мимику, запах и цвет одежды. В то же время, подсознание также безотчетно индивидуально и глубоко личностно реагирует на манеру поведения, речи, жестикуляцию и снова цвет одежды (манеру одеваться).
Мы уже видели, что такой центр цветовосприятия как гипоталамус является также ведущим и в организации нервных механизмов, необходимых для осуществления как отдельных сексуальных реакций, так и поведения в целом. Это позволяет предполагать взаимосвязанный характер цветовых перцептов с сексуальными функциями, в чем мы убедимся далее в соответствующих разделах. Однако, если нейрогуморальная составляющая выполняет роль силовой установки, питающей весь организм, то психическая составляющая представляет своеобразный распределительный пульт, определяющий когда, куда и в какой форме будет направлена эта энергия.
Как отмечает Г. С. Васильченко, у всех людей независимо от возраста физический фактор тесно связан с сексуальным фактором, однако у молодых людей это влияние выражено ярче, а с возрастом — в случаях усиления роли культурного фактора — обнаруживает некоторую тенденцию подчиняться последнему.
Иначе говоря, с возрастом бессознание, доминирующее в интеллекте молодых людей в силу гиперсексуальности может сменяться доминантой подсознания. Однако не будем забывать и о том чисто физиологическом факторе, который циклически определяет энергетику интеллекта. Как мы видели в главе о взрослении, у юношей вне мастурбации периодически[mxciv] возникают поллюции из-за переполнения семенных пузырьков, что ведет к увеличению энергетики, то есть к доминанте бессознания.
У девушек все зависит от стадии цикла: в параменструальный период резко падает концентрация эстрадиола и прогестерона при некотором увеличении концентрации тестостерона[mxcv]. Все это, разумеется периодически приводит интеллект женщины почти в мужское состояние предварительной нейрогуморальной готовности, по Васильченко. Итак, периодичность возникновения доминант бессознания наблюдается у обоих партнеров, однако их совпадение по фазе далеко не очевидно, что несколько усложняет учет физического фактора во времени.
Вторым фактором в концепции Г. С. Васильченко является материальный, включающий вклады партнеров в общий материальный статус семьи, то есть их заработки и взаимные претензии в этом плане. В хроматизме этот фактор соотносится исключительно с функцией сознания (как компонента интеллекта).
В качестве третьего фактора выделяется культурный. Этот фактор, по Г. С. Васильченко, определяется соотнесением интеллектуально-культурных запросов супругов. Причем его практическая «оценка осуществляется соотнесением образовательных индексов, профилей работы, кругом выписываемых газет и журналов, заполнением досуга)совместные посещения театров, кино, музеев, совместные и раздельные чтение и просмотр телевизионных программ), а также учетом взаимных претензий в этом плане».
Здесь мы также сталкиваемся с попыткой учета совместных функций интеллекта. С одной стороны, здесь сказывается несомненная роль сознания (образовательный индес, профиль работы, и частично периодика), а с другой, — подсознания (все остальное в списке Г. С. Васильченко).
Сексуальный фактор в данной концепции «зависит от соответствия реальной программы интимной близости каждого из партнеров сексуальным ожиданиям другого. Этот фактор подвержен многим влияниям, в том числе возраста и состояния здоровья, с которыми он и должен прежде всего соотноситься. При этом необходимо учитывать, что модели мужской и женской сексуальности не тождественны как в качественном (например, различия эрогенных зон), так и в возрастном плане».
В хроматической модели интеллекта этот фактор полностью соотносится с доминантой бессознания. С этим соотнесением вполне согласуется и высказывание Г. С. Васильченко о том, что сексуальный фактор может оказывать мощное модулирующее влияние на физический фактор, чаще в виде обострения предсуществовавших неосознанных или подавляющихся психологических установок.
Пятым фактором, занимающим особое положение, по Г.С.Васильченко, является психологический. «Этот фактор — коллектор, на котором фокусируются все другие, и в то же время именно он определяет единство и целостность человеческого поведения. В общей структуре брачного взаимодействия психологический фактор подразумевает соотнесение личностных особенностей обоих супругов прежде всего их характеров и ролевых притязаний».
Как мы видели выше, с функциями этого коллектора в организме связана преимущественная роль гипоталамуса, функции которого, в свою очередь, коррелируют с доминантой подсознания. Поскольку подсознание доминирует обычно в интеллекте мужчины, то это может объяснить и тот факт, почему женщины рассказывают о том, как они выходили замуж «как во сне», при этом часто «кидались как в омут» и / или просто «теряли голову» и т. п. Именно доминанта подсознания и обладает для женщины этими свойствами в экстремальном состоянии.
Как заключает Г. С. Васильченко, каждый из пяти факторов в различных браках характеризуется различной относительной величиной и может приобретать разную направленность. В теории хроматизма же определенные доминанты интеллекта образуют систему как внутриличностных, так и межличностных связей между партнерами, что мы увидим ниже.