Младенчество

Исследования показывают, что мальчики, в среднем, рождаются более крупными, чем девочки. Как следует из рис. 1, если в первые месяцы после рождения прирост мозжечка у девочек несколько меньше, чем у мальчиков, то после 6 месяцев существенно опрережает их, что позволяет предположить возникновение элементов бессознания, так сказать доминирующих над таковыми для подсознания. Девочки обладают более высокой кожной чувствительностью[dccclxxxix]. После рождения кроветворная функция красного костного мозга несколько понижается, хотя и остается на достаточно высоком уровне[dcccxc].

Жизненно важная процедура питания грудного ребенка обеспечивается рефлексом «поиска груди», то есть бессознанием в чистом виде, которое много позднее, начиная с пубертатного возраста, проявит себя с релевантным партнером. Отсюда можно полагать, что до 1-го года у младенца доминирует С-план, предпочтительным цветом которого является красный цвет, который может быть связан с растущим уровнем физиологических потребностей, по теории Маслоу.

Как отмечает Г. Крэйг, новорожденный уже в первые часы жизни способен следить взглядом за медленно движущимся предметом, таким, например, как ярко-красный шар. Действительно, в этой фазе развития наблюдается резкий рост тела младенца и, соответственно возникает бессознательная потребность в подкреплении этого роста физически активным красным цветом. Доминанта бессознания проявляется и в том, что с 3-х до 8-ми месяцев младенцы активно познают именно свое тело, открывают для себя собственные руки и ноги.

По весьма противоречивым данным различных исследователей, можно представить примерно следующую картину становления цветоразличительной способности[dcccxci]. Появление размытого цветоощущения регистрируется на 2–3-м месяце жизни ребенка. Где-то к 6–7 месяцам оно становится более отчетливым с тем, чтобы к 1,5 годам стать практически адекватным цветоощущению взрослых[dcccxcii]. (Однако полное поле зрения у ребенка появится лишь в возрасте 2–3 лет, а полноценное бинокулярное — от 7 до 15 аналогично формированию системы сенсорного анализа стимулов[dcccxciii]).

Выбор желтого цвета к 6–7 месяцам развития может характеризовать фемининные черты Син-плана ребенка и, вероятно, может чаще встречаться у девочек (экспериментальные данные отсутствуют). Так, в 7–8 месяцев младенцы начинают проявлять настороженность по отношению к незнакомцам, а также откладывать осуществление своих действий, пусть и на короткое время. С позиций Маслоу данный цветовой выбор, вероятно, может быть обусловлен большей у девочек потребностью в безопасности. У младенца глазное яблоко в 3 раза меньше, чем у взрослого. Поэтому из-за эффектов хроматической аберрации он слабо различает синие цвета.

От 4 до 8 месяцев младенцы живут по принципу «с глаз долой — из сердца вон»: если они чего-то не видят, то этого и нет, — для них, разумеется. Так, младенец сразу же утрачивает интерес к игрушке, оказывающейся под одеялом, даже если он ее продолжает держать в руке. В период с 8 до 12 месяцев действия ребенка становятся более преднамеренными. Так, по схеме Пиаже, в этом возрасте возможен даже недолгий поиск спрятанных предметов.

По-видимому эмпатия полностью принадлежит к сфере бессознания, ибо дети до 1-го года необычайно восприимчивы к эмоциональным сигналам родителей. Косвенно это подтверждают и данные, согласно которым при выполнении простых задач практически ни один из 12-месячных младенцев не помогал другим детям[dcccxciv]. По данным Д. Б. Эльконина к ведущему виду деятельности младенца относится непосредственно-эмоциональное общение[dcccxcv].

При активном поощрении движений где-то к 12 месяцам многие дети начинают ходить и обладают развитой способностью к манипулированию предметами окружающей среды: отодвигать задвижки, открывать ящики и окна, перетаскивать игрушки, перекручивать электрические провода от ламп или телевизоров, включать последние и т. п. И здесь очень частым в лексиконе взрослых с необходимостью появляются слова «Нет» и «Нельзя», все более и более социализирующие ребенка, который активно усваивает их в процессе взаимодействия с миром взрослых. К 1-му году уже понимает многие и может произносить отдельные слова. То есть, быть может, возникают и какие-то основы для формирования подсознания и / или сознания как компонентов интеллекта.

Обратим особое внимание на тот факт, что в это время ребенок обычно изо всех сил старается сделать первые самостоятельные шаги или произнести свои первые слова, но, как подчеркивает Г. Крэйг, редко совершает эти действия одновременно. Здесь можно только предполагать, что одновременное функционирование бессознания и подсознания на этой стадии развития является невозможным.

Согласно периодизации психосексуального развития Фрейда дитя проходит «оральную» стадию, тогда как по схеме психосоциального развития по Эриксону младенец до 1-го года проходит «орально-сенсорную» стадию. При поддержке родителей и удовлетворении его основных потребностей появляется преемственность всех составляющих в воспитании и обучении. Психосоциальным результатом этой стадии Эриксон считает приобретение ребенком доверия к среде.

По Ловингер эта «досоциальная» стадия характеризуется безразличием ко всему, кроме собственных потребностей. В том же, что касается формирования Я-концепции, младенец зависит от заботящихся взрослых. Кеган относит отсутствие разделения себя и другого к типичному поведению этого периода.