Иконография

Христианская символика цвета получила наибольшее развитие и распространение в восточной ветви христианства, где иконопись объективно нуждалась в такой символике. Согласно средневековой эстетике рай обычно представлялся в гамме золотисто-зеленых и красных тонов. В разных сценах меняется цвет одеяний Христа, связанный с широкими символическими представлениями:

‡ белый — святость, чистота, невинность, божественный свет;

‡ серый — смирение и победа духа над телом;

‡ черный — символ смерти; в сочетании с белым имеет значение чистоты и траура;

‡ коричневый — отречение от мира;

‡ зеленый — триумф жизни, надежда на воскресение, духовное посвящение в тайну;

‡ синий — цвет небес, божественной любви и истины;

‡ фиолетовый — страдание и покаяние.

Эти широкие представления о цвете были перенесены на облик отдельных героев библейской драмы. В изобразительном искусстве иконография закрепляет за отдельными персонажами Нового завета определенные тона одежд:

‡ Бог-отец в могуществе изображен в красных одеяниях,

‡ Богоматерь — в голубых,

‡ Богоматерь — Царица небесная — в пурпурных,

‡ Иоанн Предтеча в светло-зеленых;

‡ Петр — в белых и синих одеяниях,

‡ Павел — в зеленых и красных,

‡ Мария Магдалина — фиолетовых,

‡ Иуда — темно-желтых,

‡ херувимы окрашены в голубые тона,

‡ серафимы — в красные,

‡ святая Троица — красный, синий и зеленый цвета.

 

Большое внимание уделялось фону, который окрашивался в золотой, белый и синий цвета, передающие ирреальность пространства.

Если следовать "Повести временных лет", то безусловным критерием истинности веры для русских послов (делегированных князем Владимиром в Константинополь) была ее красота. Именно красотой отличалась служба в Софийском соборе Константинополя и Русская культура оказалась подготовленной к восприятию Византийской эстетики. В Киеве, Владимире, Новгороде возводились великолепные Софийские соборы со службами священников в красочных облачениях.

«Внутренность русского храма, как и внутренность византийского храма, олицетворяет Вселенную. Наверху, в куполе, Христос Вседержитель благословляет мир из темно-синего неба», — отмечает доц. прот. В. Федоров. Зеленый цвет Троицы на золотом фоне икон, голубые и пурпурные цвета Богородицы и сине-голубые цвета куполов церкви вполне сочетались с красной («красивой») одеждой славян, опредмечивая архетипическое содержание их внутреннего мира.

Прихожане молятся стоя. Вместе мужчины и женщины. Крестное знамение заканчивается слева (лоб — живот — правое плечо — левое плечо) и согласуется с расположением нижней перекладины православного креста (взгляд спереди: левая часть выше правого). Показательно, что сзади левая часть этой перекладины оказывается ниже правой. Это вполне согласуется, если можно так сказать, с «семантическим взглядом из прошлого на православие», когда смысл возвышения левизны будет восприниматься «с точностью до наоборот».

Проповедуется единобрачие, однако фактически оно не соблюдается, так как параллельно существует неофициально признанный институт любовников и любовниц[clv].