Среднесрочный план — см. Перспективные планы.
Р
Развитие персонала — повышение трудового и творческого потенциала работников за счет целенаправленного обучения и овладения новым опытом.
Ранжирование целей — распределение целей по важности, первоочередности осуществления и т.п.. Способы ранжирования: построение «дерева целей», распределение по уровням организации, вкладу в реализацию миссии; времени; затратам; величине выгод (неблагоприятных последствий) и пр.
Расположение — положительное отношение к окружающим, основанное на индивидуальных чувственных оценках.
Распорядительные полномочия — полномочия, дающие право принимать обязательные для исполнения подчиненными решения. Существуют как общие, линейные и функциональные.
Руководитель — лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.
Руководители высшего звена — руководители организации и их заместители. Определяют миссию организации, цели и политику, ценности и основные стандарты деятельности, структуру и систему управления, представительствуют на переговорах.
Руководители низового звена — руководители низовых подразделений (отделов, цехов, участков). Непосредственно управляют технологическими процессами и исполнителями (рабочими и другими неуправленческими работниками).
Руководители среднего звена — руководители основных подразделений и предприятий, входящих в организацию. Через подчиненных руководителей низового уровня управляют текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям, контролируют их выполнение, проводят мероприятия по совершенствованию производства, условий труда и пр.
Рыночные стратегии фирмы (по М. Портеру) — 1) Лидерство в низких издержках == ориентация на массовый выпуск однородной продукции, позволяющий снизить производственные затраты, цены и за счет этого завоевать рынок и увеличивать прибыль. 2) Дифференциация — концентрация усилий на производстве уникальной продукции, что позволяет повышать цены и получать дополнительные доходы. 3) Фокусирование — реализация одной из двух стратегий на одном из избранных сегментов рынка.
С
Саботаж — дезорганизация или задержка работы на формально законных основаниях.
Сменно-суточное задание — разновидность плана. Перечисляет конкретные виды и объем продукции, которая должна быть произведена в данном и смежных цехах в течение дня.
Содержательный подход к мотивации — группа теорий, утверждавших, что трудовая активность работников обусловлена исключительно потребностями. Включает: теорию иерархии потребностей А. Маслоу; теорию ERG К. Альдерфера; теорию приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда; двухфакторную модель Ф. Герцберга.
Социальная ответственность менеджмента — ответственность управленцев перед работниками фирмы и обществом за последствия принимаемых ими решений. Может быть правовой, экономической, этической.
Социальная роль — совокупность действий, ожидаемых окружающими от человека, в соответствии с его личными особенностями и местом в коллективе.
Социальный контроль — совокупность способов воздействия: коллектива как целого на своих членов через убеждения, предписания, запрещения, признание заслуг.
Специфические качества личности — способности к тому или иному виду деятельности.
Специфические цели — цели подразделений, определяющие основные направления их деятельности в свете реализации общих целей.
Сплоченность — единство коллектива по важнейшим вопросам.
Способности — развитые в процессе образования и воспитания природные склонности (задатки) к тому или иному виду деятельности. Бывают общими, элементарными, частными и сложными частными (к отдельным профессиям, сферам и характеру деятельности). Уровнями развития частных способностей являются: одаренность, талант, гениальность.
Статус — уровень оценки окружающими личности человека и важности исполняемой им роли.
Стиль руководства — совокупность способов воздействия на подчиненных.
Стимулирование — целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов, воздействующих на его активность,
Стимулы — внешние условия (обстоятельства), воздействующие на поведение человека.
Стратегия — общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Элементами стратегии являются: система целей, приоритеты распределения ресурсов, правила осуществления управленческих действий. К видам стратегий относятся: генеральная (реализует миссию), функциональные (соответствуют отдельным направлениям деятельности), специальные (предназначены для особых обстоятельств).
Стратегическая задача — мероприятие по нейтрализации последствий непредвиденных событий внутри фирмы и за ее пределами. Цель решения стратегической задачи состоит в поиске путей повышения гибкости и неуязвимости организации.
Стратегический план — см.Перспективные планы. Стратегическое управление — управление процессом реализации стратегии фирмы, выбор которой был осуществлен в стратегическом плане.
Тактика — совокупность управленческих решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегии на. среднем и низовом уровнях управления в существующих условиях с учетом новых или непредвиденных обстоятельств.
Текущее (краткосрочное) планирование — планирование на период до одного года.
Текущее управление — управление реализацией краткосрочных и оперативных планов, принятием решений в конкретно складывающейся ситуации.
Текущий контроль — контроль за текущей деятельностью организации. Существует как стратегический (за эффективностью использования ресурсов), так и оперативный (за производственными и хозяйственными процессами).
Темперамент — совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения. Бывает холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим.
У
Управление на основе предвидения изменений —
управление реализацией стратегических планов.
Управление решением стратегических задач — деятельность по обеспечению тактической выживаемости фирмы и сохранению ее стратегических позиций в основных сферах деятельности.
Управленческая информация — совокупность сведений. о том, что происходит внутри организации и в ее окружении.
Управленческая проблема — сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, которые не позволяют в данных условиях получить желательный результат. Проблемы различаются по важности, масштабности, риску последствий, возможности решения. Возникают из-за неверных правил, ошибочных требований, непредвиденных обстоятельств, неправильных действий.
Управленческая структура — упорядоченная совокупность звеньев управления и каналов, с помощью которых они взаимодействуют между собой.
Управленческая ступень — совокупность звеньев управления одного уровня.
Управленческое решение — обдуманный вывод о необходимости осуществить действия, связанные с достижением целей организации, либо, наоборот, воздержаться от них.
Участники конфликта — противостоящие стороны (оппоненты), каждая из которых обладает определенной силой, статусом, материальными и информационными ресурсами; подстрекатели, пособники, организаторы.