Тренировка механизмов восприятия глубины и удалённости через описание изображений, моделирование и рисование

Упражнение1.

Материал. Несколько специальных комплектов изображений, вырезанные из плотной бумаги или картона, каждый из которых включает 3 одинаковых по форме объекта (домики, человечки, животные, машинки). 2 объекта, входящие в группы имеют одинаковый размер, а размер третьего составляет ¾ от размера первых двух. Надо иметь несколько полосочек разной длины.

Ход выполнения упражнения.

а) « полоски следует положить горизонтально, одна над другой. Между двумя линиями устанавливаются машинки. Ребёнку говорят: «Это будет дорога. По ней едут машины. Куда они едут ?» После ответа (на первых этапах ребёнок может показать рукой) полоски на глазах у ребёнка перекладывают сначала вертикально, а затем их верхние концы сближают, опять расставляют машинки и задают тот же вопрос.

б) « домика (маленький и большой) ставят вместе и просят ребёнка описать домики. После того как ребёнок скажет, что один - маленький, а другой – большой, маленький домик сдвигают вверх вправо на планшете и говорят: «Нет, эти домики одинакового размера. Нам просто кажется, что один меньше. Почему?» То же самое упражнение проделывается с фигурками человека или животного и с машинками. Для облегчения понимания сначала можно установить на планшете дорогу, уходящую вдаль.

Упражнение 2.

Материал. Для выполнения упражнения требуются листы, на которых нарисованы 2 дома, один значительно меньше по размерам и расположен как бы в глубине (рис. 1, С. 49 на СД).

Ход выполнения упражнения.

Перед ребёнком располагается лист с заданием. Его просят рассмотреть рисунки на листе и описать их. Затем, указывая на «дальний» домик, спрашивают: «Где расположен этот домик? Дальше или ближе?» Далее ребёнку рассказывают историю: «В этих домах живут 2 брата-близнеца. У них всё одинаковое: и дома, и одежда, и машины, они посадили около домов одинаковые деревья и кусты. Нарисуй сначала окна и двери у домов, а затем машины, которые стоят около них». Если ребёнок не уменьшает «дальнюю» машину, ему указывают на несоответствие дома и машины и просят нарисовать ещё раз (лучше на другом листе). После того как ребёнок выполнил задание, около машины его просят нарисовать двух братьев, деревья и кусты. Внимание ребёнка концентрируется на том, что хотя все предметы одинаковые, но те, что расположены дальше, меньше по размерам.

Упражнение 3.

Материал. Набор чётких картинок, с хорошим контрастом, включающих все изобразительные признаки удалённости: воздушную перспективу, изменение градиента текстуры поверхности, изменение размеров предметов, расположенных в отдалении, схождение параллельных линий у горизонта.

Ход выполнения упражнения.

Ребёнок должен внимательно рассмотреть каждую картинку и сказать, что расположено вблизи, вдалеке, высоко, низко. Он должен объяснить, почему так думает, на чём основывается его мнение.

Упражнение 4.

Материал. Базовый рисунок ландшафта, содержащий признаки удалённости (Рис. 2, С. 50 на СД).

Ход выполнения упражнения.

Ребёнка просят нарисовать один дом дальше другого, дорогу, уходящую вдаль, поле цветов и т. д. Для этого лучше выбрать форму рисования сказки: «Жила-была красная Шапочка в домике вместе со своей мамой. Нарисуй их домик и красную Шапочку. А бабушка жила от них далеко-далеко, так что её домик был еле виден. Нарисуй домик бабушки. К домику бабушки вела дорога. Нарисуй дорогу. Вдоль всей дороги росли цветы. Нарисуй цветы и доскажи сказку по своему рисунку».

Если на рисунке ребёнка отсутствует изображение признаков удалённости, ему необходимо показать на картинке, обращая внимание на относительные размеры предметов, схождение линий, слияние текстуры поверхности на горизонте и т. д., и попросить изобразить ещё раз.