Общественная жизнь при Николае I

 

В эти годы происходит оформление новых общественных течений и концепций.

· Консервативное направление было представлено «теорией официальной народности», ставшей государственной идеологией периода правления Николая I. Главным идеологом ее стал министр народного просвещения, в прошлом вольнодумец и друг декабристов, граф С.С. Уваров. В ее основу была положена триада – «самодержавие, православие и народность», суть которой в том, что русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют необходимые условия существования России. Народность понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние.

· Либеральное направление общественной мысли приняло форму идейных течений западничества и славянофильства.

Славянофилы (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, братья Аксаковы и др.) выступали за особый путь развития России, считали самобытность России основным источником ее развития, главные особенности усматривали в крестьянской общине, чуждой социальной вражды, и православной вере, отрицательно оценивали роль Петра I в истории страны.

Западники (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев и др.) были сторонниками европейского пути развития и выступали за мирный переход к парламентскому строю.

Общее между западниками и славянофилами: выступали за проведение политических и социальных реформ сверху, в том числе, за отмену крепостного права, но против революций.

· Радикальное направление общественной мысли было представлено В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.А. Некрасовым и др. Представители его считали, что Россия пойдет по европейскому пути, целью движения считали общество социальной справедливости – социализм, а методом достижения цели были радикальные реформы или народная революция.

А.И. Герцен создал теорию «русского (крестьянского) социализма», он считал, что существовавшая в России крестьянская община есть зародыш социализма, поэтому если в России будет революция, то она будет не политической, так как русский народ чужд политике, а социальной, то есть Россия перейдет к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя капитализм.

П.Я. Чаадаев был самостоятельной фигурой в идейной оппозиции николаевскому правлению, в 1836 г. он опубликовал «Философические письма» (то есть «Философские письма»), в которых главной причиной отрыва России от европейской традиции считал отказ от католицизма в пользу религии рабства – православия.

1845–1849 гг. – деятельность кружка петрашевцев, названного по имени социалиста-утописта М.В. Буташевича-Петрашевского. Выступали за отмену крепостного права, изучали произведения Ш. Фурье и других европейских социалистов-утопистов. Небольшая часть петрашевцев пришла к идее создания тайного общества и подготовки народного восстания.