Тема 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Функцииистории:
· познавательная – выявление закономерностей исторического развития;
· прогностическая – предвидение будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего;
· воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств; составляющие воспитательной функции исторического знания:
1) история выступает источником моральной ориентации субъектов, стабилизирует общественные отношения;
2) история оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов через отдельные исторические факты и события;
· практически-рекомендательная (практически-политическая) – выработка научно-обоснованного политического курса на основе исторических знаний;
· социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности;
· мировоззренческая (методологическая) – формирование научного взгляда на мир, общество, законы его развития.
Методом в наукеназывают совокупность способов и приемов, а также общих принципов познания исторических явлений.
Методы изучения истории (исторического познания):
· исторический – воспроизведение, то есть последовательное рассмотрение и описание всех этапов становления, развития и формирования изучаемых явлений или процессов развития с их общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами;
· логический – обобщение исторического процесса в теоретической форме закономерностей;
· проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени;
· метод периодизации – особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные хронологические периоды, выявление изменений качественных особенностей в развитии и установление моментов этих изменений;
· типологический или историко-типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов на основе присущих им общих существенных признаков;
· синхронный – изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время;
· сравнительный (компаративный) – сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени, выявление сходства и различия между ними; или метод, характеризующий сущность явления путем сопоставления его с другим;
· ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления;
· идеографический – описание исторических событий и явлений на основе объективных фактов;
· системный – раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития или метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в историческом развитии.
Методология –учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов. К основополагающим принципам исторического познания относятся:
· принцип историзма – рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;
· принцип объективности – изучение объективных (то есть независимых от сознания человека) закономерностей, опора на факты в их истинном содержании, рассмотрение явления в его многогранности и противоречивости;
· принцип социального подхода – рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;
· принцип альтернативности – определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.