Культура эпохи революции.

Итоги развития.

Социальные процессы.

Преобладающем социальным слоем в 30-е гг. ХХ в. стал рабочий класс, интенсивно пополняющийся выходцами из сельской местности. Безработица была ликвидиро­вана. Промышленность нуждалась в квалифицированных рабочих кадрах, в связи с чем была введена официальная проверка знаний рабочих, особенно тех, кто обучался в техникумах и училищах.

Труд квалифицированной части рабочего класса хорошо опла­чивался, что положительно влияло на трудовые показатели этой категории рабочих. В среде этого слоя рабочих зарождалось движе­ние ударников и стахановцев. Они имели значительные социальные льготы. Именно они служили тем резервом, который в случае не­обходимости пополнял кадры для партийной, хозяйственной и профсоюзной работы.

Для крестьян новые условия существования оказались сопря­женными с существенными потерями. Большие налоги возмуща­ли сельское население. В результате сплошной коллективизации к концу 30-х гг. ХХ в. в деревне почти исчезла категория крестьян, называемых кулаками.

В середине 30-х гг. ХХ в. Правительство пошло на некоторое смягчение политики по отношению к крестьянству. Колхозникам было разрешено держать скот и птицу, был сокращен план хлеба, мясозаготовок, II съезд колхозников-ударников, созванный в ноябре 1934 г., добился для крестьян права ведения собственного личного хозяйства и права продажи своей продукции на рынках.

Итогом развития СССР в 30-е гг. ХХ в. стала ликвидация его отставания от передовых стран в ключевых отрас­лях промышленности, по объему которой Советский Союз вы­

шел на второеместо в мире после США. Значительно повысился и выпуск продукции на душу населения. При этом главное внима­ние уделялось военной промышленности.

К концу 30-х гг. ХХ в. повысился уровень жизни народа, осо­бенно в городах. Многие социально-экономические права были закреплены в Конституции СССР 1936 г. По ней же вводилось всеобщее, равное и прямое голосование. Но если конституцион­ные права на труд, отдых, бесплатное образование, медицинское обслуживание во многом были реальностью, то политические права существовали лишь на бумаге.

 

§ 90. Развитие советской культуры
в 20-30-е гг. ХХ в.

Важнейшим направлением полити­ки большевиков стали борьба с неграмотностью и развитие обра­зования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью, в 1920 г. создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых, перестра­ивалась школа. В школах проводилось немало экспериментов по внедрению новых форм обучения, однако большинство из них оказались неудачными.

Революционные события внесли раскол в ряды деятелей куль­туры. Многие из них оказались в Эмиграции. Другие продолжали творить в России. Часть из них делали этоиз патриотических сооб­ражений, а многие искренне восприняли идеи революции. В 20-е гг. ХХ в. бурно развивались модернистские течения в поэзии, живо­писи, театре, архитектуре. Поэт В. В. Маяковский, режиссеры В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, архитекторы В. Е. Татлин, К. С Мель­ников искали новые начала в искусстве.

Одновременно продолжало развиваться традиционное направ­ление. В эти годы творили великие режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович Данченко, поэт С. А. Есенин. Большой популярностью пользовались реалистические произведения о Гражданской войне Д.А. Фурманова, А. С. Серафимовича, И. Э. Бабеля, М,А. Булгакова, А.А. Фадеева. В 1928 г. вышла первая часть гениальной эпо­пеи М. А.Шолохова «Тихий Дон». Шла острая идейная борьба между сторонниками «нового искусства» и приверженцами традицион­ных направлений. Первые нередко пользовались поддержкой вла­стей, поскольку выступали с позиций «пролетарской культуры».

Для первых лет советской власти характерно многообразие куль­турного развития, но при этом проявлялись попытки удушения «классово чуждых» направлений.